Главная страница

Когда мы читаем детям


Скачать 21.61 Kb.
Название Когда мы читаем детям
Дата 14.03.2016
Размер 21.61 Kb.
Тип Документы

КОГДА МЫ ЧИТАЕМ ДЕТЯМ.

Трудно переоценивать значение художественной литературы для развития ребёнка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания. Задумайтесь о том, как использовать художественные произведения для развития у детей воображения и творческого мышления. Как правило, прежде всего, родителей интересует то, что же в конце концов понял ребёнок, что он усвоил из прочитанного. Однако не менее важно узнать, как ребёнок приходит к этому понимаю. Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенным ребёнком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведёт к открытию чего –то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать во едино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – всё это показатель сформирования у ребёнка логического, рассуждающего мышления. Как развитие воображения, так и развитие логического мышления происходит при сталкивании ребёнка с новыми для себя проблемными ситуациями. Многие литературные произведения могут стать, хорошим материалом для совместного обсуждения с ребёнком тех своеобразных проблемных ситуаций. Начинать подобные обсуждения полезно уже с детьми 4-5 лет, а для дошкольников совместное решение проблемных ситуаций должно стать существенной частью бесед по содержанию прочитанного.

Прежде всего, о том, какие произведения лучше использовать для этой цели. Для чтения со старшими дошкольниками уже недостаточно тех книг, сюжет которых построен прямолинейно: каждое последующие событие в них однозначно вытекает из предыдущих и может быть ими полностью объяснено. Понимание подобных текстов часто может сводиться к воспроизведению уже усвоенных ребёнком образцов: достаточно легко определиться, кто из героев «хороший», а кто «плохой», и дальнейшее течение событий можно предсказать, «став на место» соответствующего персонажа. Такие произведения могут послужить закреплению у ребёнка определённых нравственных норм и оценок, но для развития мышления они не вполне подходят. Постарайтесь подобрать для чтения с ребёнком такие произведения, где описываются события неоднозначные и противоречивые, смысл которых можно понять, только исходя из общего контекста. Подобные тексты можно найти среди рассказов М.Зощенко, Н.Носова, В.Осеевой и других детских писателей. Теперь о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребёнка в самом ходе обсуждения прочитанного. Сначала ещё раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами и если разобраться, ваша интерпретация событий ни чуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребёнка, чтобы он вынес из текста одну – единственную «мораль». Может быть, ребёнок предложит вполне разумное объяснение, соответствующие логике текста – не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришёл самостоятельно. Однако пусть ребёнок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий. Помните при этом, что подлинное понимание – процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребёнка радости «сотворчества».