|
Когда мы читаем детям
КОГДА МЫ ЧИТАЕМ ДЕТЯМ.
Трудно переоценивать значение художественной литературы для развития ребёнка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания. Задумайтесь о том, как использовать художественные произведения для развития у детей воображения и творческого мышления. Как правило, прежде всего, родителей интересует то, что же в конце концов понял ребёнок, что он усвоил из прочитанного. Однако не менее важно узнать, как ребёнок приходит к этому понимаю. Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенным ребёнком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведёт к открытию чего –то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать во едино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – всё это показатель сформирования у ребёнка логического, рассуждающего мышления. Как развитие воображения, так и развитие логического мышления происходит при сталкивании ребёнка с новыми для себя проблемными ситуациями. Многие литературные произведения могут стать, хорошим материалом для совместного обсуждения с ребёнком тех своеобразных проблемных ситуаций. Начинать подобные обсуждения полезно уже с детьми 4-5 лет, а для дошкольников совместное решение проблемных ситуаций должно стать существенной частью бесед по содержанию прочитанного.
Прежде всего, о том, какие произведения лучше использовать для этой цели. Для чтения со старшими дошкольниками уже недостаточно тех книг, сюжет которых построен прямолинейно: каждое последующие событие в них однозначно вытекает из предыдущих и может быть ими полностью объяснено. Понимание подобных текстов часто может сводиться к воспроизведению уже усвоенных ребёнком образцов: достаточно легко определиться, кто из героев «хороший», а кто «плохой», и дальнейшее течение событий можно предсказать, «став на место» соответствующего персонажа. Такие произведения могут послужить закреплению у ребёнка определённых нравственных норм и оценок, но для развития мышления они не вполне подходят. Постарайтесь подобрать для чтения с ребёнком такие произведения, где описываются события неоднозначные и противоречивые, смысл которых можно понять, только исходя из общего контекста. Подобные тексты можно найти среди рассказов М.Зощенко, Н.Носова, В.Осеевой и других детских писателей. Теперь о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребёнка в самом ходе обсуждения прочитанного. Сначала ещё раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами и если разобраться, ваша интерпретация событий ни чуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребёнка, чтобы он вынес из текста одну – единственную «мораль». Может быть, ребёнок предложит вполне разумное объяснение, соответствующие логике текста – не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришёл самостоятельно. Однако пусть ребёнок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий. Помните при этом, что подлинное понимание – процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребёнка радости «сотворчества».
|
|
|