|
Инструкция для работы, методические указания, интернет сайты. Перед началом занятия учитель предлагает учащимся заполнить тест-анкету
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Зенгино Оричевского района
(на конкурс «Подрост» (За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»);
номинация: Программно – методические материалы
Лес - природное сообщество. Животные – обитатели леса
(Методическая разработка занятия кружка)
Работу выполнила:
Учитель биологии,
экологии, химии, ОБЖ
МОКУ СОШ п. Зенгино
Оричевского района
Фокина Татьяна
Михайловна
Зенгино, 2015
Тема: Лес - природное сообщество. Животные – обитатели леса
Цель занятия:
Создание условий для развития ключевых компетенций обучающихся: умению самостоятельно осуществлять деловое общение в рамках заданной темы, работать с источниками литературы, инструкциями.
Задачи:
Обучающие:
- углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие животного мира леса и возможность совместного обитания;
- раскрыть связи, которые существуют между обитателями леса;
-выяснить с учащимися видовое многообразие животных, обитателей леса ;
Развивающие:
- продолжить формирование организационной деятельности в учебном сотрудничестве – умение договариваться;
-работать с литературными источниками;
- использовать методические рекомендации, работать по инструкции:
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к лесным богатствам.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы на занятиях кружка, плакаты с изображением лесных обитателей, инструкция для работы, методические указания, интернет сайты.
Перед началом занятия учитель предлагает учащимся заполнить тест-анкету «Природа. Человек. Общество».
Цель: определить уровень вашего экологического сознания.
1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу?
А) Человек и природа (1балл)
Б) Природа и человек (2 балла)
2. Что должно быть положено в основу природопользования?
А) Законы природы (3балла)
Б) Законы общества (2балла)
В) Человеческие потребности (1 балл)
3. Почему нужно бережно относиться к природе?
А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней (2 балла)
Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека (1 балл)
4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации?
А) Да (2балла)
Б) Нет (1 балл)
5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса?
А) В несовершенстве производственных технологий (2балла)
Б) В слабости экономике (3балла)
В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе) (4балла)
Г) В научно – техническом прогрессе (1 балл)
Обработка данных:
От 12 до 13 баллов: человек ясно представляет своё место в системе «Природа. Человек. Общество», уважает природу.
От 5 до 10 баллов: потребительское отношение к природе, она – только источник благ.
Давайте вспомним высказывание Базарова из романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Он говорил: «Природа – не храм, а мастерская, а мы в ней работники». Согласны ли вы со словами героя?
Вывод. Отношение к природе – это критерий культуры общества. Ещё П.И. Чайковский в своё время говорил: «Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». Давайте помнить об этом и жить по законам природы.
Ход занятия:
Знакомство с темой занятия.
Учитель: - Сегодня мы собрались на очередное занятие кружка «Юный эколог». Тему нашего занятия Вы определите отгадав загадку:
Учитель:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
- Действительно, речь сегодня пойдет о природном богатстве Русском лесе.
СЛАЙД №1.
Ученик читает стихотворение о лесе:
СЛАЙД №2.
ЛЕС /С. Погореловский/
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы – свои.
План нашего занятия СЛАЙД №3
1. Лес – царство растений.
2. Животные – обитатели леса
3.Практическая работа
«Определение видового разнообразия животных – обитателей леса в зимнее время по следам».
Актуализация знаний о лесе
Что такое ЛЕС?
(дети отвечают, что им известно о лесе с использованием подготовленной презентации)
- Есть ли в нашей области леса? А что такое тайга?
Найдите это слово в словаре
(учащиеся читают в словаре)
«Тайга – леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, пихта,лиственница.
Слайд №4 (карта России с обозначениями лесов)
- О каком лесе еще вы сможете прочитать в словаре?
Дети читают:
«Смешанный лес – лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья»
- Посмотрите на карту России, как вы думаете, что на ней обозначено зеленым лесом?
( Расположение лесов)
- А почему зеленый цвет разных оттенков?
(Темно-зеленый цвет показывает хвойные леса; зеленый цвет показывает смешанные; а светло-зеленый – показывает расположение лиственных лесов.)
- Скажите: в каком полушарии расположена Кировская область?
(Кировская область расположена в Северном полушарии).
Вывод: в Кировской области большей частью расположены хвойные леса.
Слайд №5. «Почему лес называют царством растений?
1-й ученик: «Лес называют царством деревьев. Но невозможно представить себе лес без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников и грибов.
Им для жизни нужны свет, влага, воздух, питательные вещества.
Все растения приспособились жить рядом и не мешать друг другу. Как им это удается?»
2-й ученик: «Да, в лесу высокие деревья образуют верхний ярус. Ниже – ярус низкорослых деревьев, еще ниже – ярусы кустарников и трав. И самый нижний ярус занимают мхи и лишайники».
3-й ученик: «В лиственном лесу в первом ярусе находятся кроны самых светолюбивых деревьев.Это липа, береза, клен, осина, сосна, лиственница, ель.
(слайд№6 – первый ярус)
«Низкорослые деревья – рябина, черемуха, ива – растут под пологом высоких деревьев. Они приспособились жить в тени.
* (слайд №7– второй ярус)
4-й ученик: «Третий ярус – это кустарники: малина, калина, жимолость, орешник, шиповник,крушина. Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы.Лесные травы более теневыносливы.
* (слайд №8– третий ярус)
5-й ученик: «В самом нижнем ярусе располагаются растения, которым не надо много света, -мхи и лишайники.Мхи впитывают и сохраняют влагу, создавая условия для роста лесных трав».
* (слайд №9– четвертый ярус)
6-й ученик: «И цветут растения в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев, и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, расцветают первоцветы».
7-й ученик: «Даже корни растений расположены в почве ярусами.
Глубже всех корни самых высоких деревьев. Немного выше находятся корни кустарников, еще ближе к поверхности почвы – корни травянистых растений.
Учитель: Вывод: Многоярусность растений леса помогает всем растениям жить не мешая друг другу.
Животные ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА
2.Учитель: - Переходим ко второму вопросу –
Растения и животные леса связаны между собой.
Слайд № 10. «Растения и животные леса – природное сообщество»
1-й ученик: «Животные в лесу проживают на разных «этажах». Место «квартиры» каждого животного зависит от того чем они питаются и где находят себе укрытие.
2-й ученик: «Верхние «этажи» лесного дома занимают те насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. В кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, листовертка.
Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь. Зяблики, щеглы, дятлы.Тут они вьют себе гнезда, укрывают свое потомство от хищников».
3-й ученик: «С верхних ярусов леса высматривают добычу Ястреб, сокол, сова, филин, коршун.
В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, снегири, синицы.
Соседствуют с ними и некоторые звери – белки, бурундуки.
В этих местах они находят себе пищу и убежище от врагов»
4-й ученик: «Листьями деревьев и кустарников, травой питаются более крупные звери – лось,косуля, кабан, заяц. Среди молодых деревьев и кустарников им легче укрываться от хищников кому от лисы, а кому от волка
5-й ученик: «В траве живут грызуны. Они едят зеленые растения и их семена. Рядом обитают ежи. Их основная пища – насекомые и дождевые черви.Густая трава и подземные норы служат им надежной защитой от хищников.
6-й ученик: «В лесной подстилке обитают черви, улитки, клещи, насекомые. Ими питаются пауки, хищные жуки – жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые становятся сами чьей-то добычей. В почве живут кроты, землеройки, черви.
7-й ученик: «Животные и растения леса связаны между собой в цепи питания. Значит, пищевые связи – главные связи в сообществе растений и животных»
8-й ученик: «Растения дают животным возможность укрыться от жары и врагов.
Птицы используют листья и стебли растений для постройки гнезд.
Животные помогают распространению семян и плодов растений.
Некоторые роют норы, ходы под землей. Что способствует поступлению воздуха и воды к корням растений.
9-й ученик: «Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые потребляются корнями растений.
Грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав, и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями».
10-й ученик: «Таким образом, растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществах и приносят пользу друг другу.
А ученые так и называют лес природным сообществом».
Формирование критического мышления.
- Каждой группе дается следующее задание:
Из карточек надо составить цепи питания, которые складываются в лесу.
1группа: лиса, крот, заяц, растения;
2 группа: насекомые, растения, крот, сокол;
3 группа: дятлы, растения, кабан, косуля, волк.
Слайд №11 «Составить цепочки питания»
* растения, заяц, лиса; * растения, насекомые, крот, сокол;
* растения, косуля, волк.
Учитель: в лесу обитает много животных, а сегодня мы будем говорить о зверях – обитателях леса.
Каких животных мы называем зверями и почему (Класс млекопитающие или звери, вскармливают детенышей молоком)
Звери – обитатели леса относятся к разным отрядам
Отряд Грызуны.
Все вы знаете сказку «Курочка Ряба», в которой главный герой одним взмахом хвоста разбила яичко. Кто же это? (Мышь.)
Следующий зал посвящен отряду Грызуны. СЛАЙД№ 12
«Экскурсовод» знакомит учащихся с представителями отряда Грызуны, особенностями их строения, биологии. Он использует фотографии, рисунки, таблицы с изображением представителей отряда, чучела животных.
Каких грызунов вы знаете? Почему их так называют? Какие особенности грызунов вы знаете? Почему их так называют? Какие особенности грызунов вам известны? Где живут грызуны? Чем питаются?
Обобщая и дополняя ответы учащихся «экскурсовод» говорит о том, что грызуны – наиболее многочисленный по видам отряд.
Легкость добывания растительной пищи и быстрое размножение способствовали расселению грызунов и приспособлению к разным условиям жизни. Среди грызунов есть наземные виды (мыши, суслики), есть ведущие подземный образ жизни (слепыш), древесные формы (белка) и виды, ведущие полуводный образ жизни (бобры, ондатра).
У всех грызунов нет клыков, но мощные резцы без корней, растущие всю жизнь (их приходится непрерывно стачивать). Резцы при скусывании грубой пищи затачиваются сами и всегда острые. Грызуны отличаются большой плодовитостью, быстрым ростом, ранним половым созреванием, поэтому имеют большое многообразие видов. Например, мыши дают в год 4 – 5 пометов по 5-8 детенышей. Детеныши через 3 месяца начинают размножаться. Если бы все потомство одной пары сохранилось, то через 2 года оно составило бы около 14 тысяч штук.
Из собственных наблюдений назовите положительную и отрицательную роль грызунов.
Значение грызунов в природе разнообразно. С одной стороны, они ограничивают рост, развитие растений, а с другой — сами служат кормом хищным птицам, зверям, некоторым пресмыкающимся. Большое значение имеют грызуны в жизни и хозяйственной деятельности человека: некоторые виды (белка обыкновенная, ондатра, речной бобр) - объекты пушного промысла; другие (мышевидные грызуны) - вредители сельскохозяйственных растений, уничтожают продовольственные запасы и разные товары; третьи — переносчики возбудителей опасных заболеваний и др. Некоторых грызунов (морских свинок, белых мышей и крыс) разводят как лабораторных животных для проведения различных экспериментов.
В связи с отрицательным практическим значением мышевидных грызунов человек использует против них различные методы борьбы.
Решите биологическую задачу:
Из расчета, что один суслик съедает за лето 4 кг зерна, подсчитайте, сколько зерна уничтожат суслики на 1 га , где может быть около 1500 норок.
Отряд Зайцеобразные СЛАЙД№13 .
«Экскурсовод» обращается к учащимся с вопросом:
- К какому животному могут быть применены такие эпитеты, как трусишка, косоглазый, скок-поскок, барабанщик? - Правильно, это заяц – животное отряда Зайцеобразных. Представители зайцеобразных очень сильно напоминает грызунов, но имеют незначительное отличие в строении зубов. В верхней челюсти 2 пары резцов, более длинные снаружи, короткие за ними с внутренней стороны.
В отряде зайцеобразных выделяется семейство заячьих, к которому относятся зайцы и кролики. Они сходны по внешнему виду, имеют длинные уши, удлиненные задние ноги. Наряду со сходством кролики и зайцы имеют ряд различий, поэтому их относят к разным родам – роду зайца и роду кроликов. У кроликов более короткие уши и лапы, они роют норы, рождают слепых, голых и беспомощных детенышей. Зайцы нор не роют, детенышей рождают зрячих, опушенных, вполне развитых. Какое это имеет значение? В род зайцев объединены разные виды – заяц – беляк и заяц-русак. Их отличают следующие признаки: заяц-беляк живет в лесистых местах, зимняя окраска белая, лапы широкие, густо опушенные; заяц-русак крупнее беляка, селится в безлесных местах, зимой лишь частично меняет окраску.
Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, является объектом пушного промысла.
Отряд Хищные СЛАЙД№ 15
Главные признаки отряда: имеются острые клыки, коренные зубы с острыми вершинами, хищные зубы; пальцы заканчиваются когтями, мозг с извилинами, легко поддаются дрессировке. Имеют многие ценный мех. Хищники играют важную роль в природе, они названы санитарами. Как вы понимаете роль санитаров?
Хищники разнообразны и живут в различных условиях, по-разному добывая себе пищу. В связи с этим у них развились некоторые особенности. По ряду признаков сходства отряд Хищных делится на семейства, с особенностями которых будем знакомиться при просмотре ЦОР.
В отряде 7 семейств, в музее мы познакомимся с представителями 4 семейств: Волчьи (или Собачьи), Кошачьи, Куньи и Медвежьи.
* Семейства Волчьи СЛАЙД№16
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный (Волк)
Волк, лисица, собака, шакал, песец – это представители собачьих. Это звери средней величины с высокими или относительно короткими ногами, с крепкими, тупыми невтяжными когтями, удлиненной мордой и густо опушенным хвостом. У них превосходное обоняние, они могут отыскивать добычу по следам и долго преследовать ее. У всех собачьих хорошо развиты клыки.
Волчьи распространены по всему земному шару, от полярных пустынь до экватора и высокогорий. Семейство делится на 3 подсемейства и включает около 35 видов, из которых в России встречается 8 видов.
* Семейство Кошачьи СЛАЙД№ 17
Давайте познакомимся с представителями этого семейства.
Меньше тигра больше кошки
Над ушами кисти – рожки
С виду кроток, но не верь
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)
Какие еще виды к этому сем относятся, давайте с ними познакомимся..
В лесах, пустынях, приречных зарослях, горах живет 36 видов хищников семейства Кошачьи. У них мягкая походка благодаря тому, что сильные изогнутые когти при ходьбе втягиваются в особые сумки. Это еще позволяет когтям быть всегда острыми. Добычу они сначала схватывают когтями, а затем зубами. Обоняние у них слабое, а у некоторых практически отсутствует, зато слух отличный. Поэтому добычу они подкарауливают или тихонечко подкрадываются к ней и затем овладевают ею коротким броском.
Многие представители кошачьих из-за хищнического истребления их человеком занесены в Красную книгу. Это тигр амурский, леопарды сибирский переднеазиатский, барс снежный, кот лесной амурский.
* Семейство Медвежьи СЛАЙД№ 18
Давайте познакомимся
Зимой спит
Летом улья ворошит. (Медведь)
Это семейство включает 7 видов. Звери обладают мощным телосложением. Широкая голова располагается на короткой шее, лапы короткие, хвост не заметен, скрыт в густой шерсти животного. Лапы сильные, с большими когтями. При ходьбе медведь опирается на всю стопу (стопохождение).
* Семейство Куньи СЛАЙД№ 19
Назовите это животное? Небольшие размеры, туловище гибкое и вытянутое, ноги укороченные. Очень ловкие и подвижные животные, ведут скрытный образ жизни. (Куница – представитель семейства куньи)
Представители этого семейства отряда хищных выделяются среди других пушных зверей своим ценным и красивым мехом, разнообразным по окраске. Самый дорогой мех калана (морской выдры) и соболя. Мех калана и речной выдры самый прочный и принят за эталон носкости.
Всего в мире 64 вида куньих. Они живут в лесах, горах, степях, морях, на всех материках, кроме Австралии. У нас обитает 18 видов зверей этого семейства.
На куньих издавна охотились. Многие из них и сейчас имеют промысловое значение. Они очень скромны и осторожны. В лесах средней полосы можно встретить горностая, куницу, барсука, а рядом с жильем человека – ласку и хоря. На водоемах можно на зорях увидеть выдру или норку.
Решите биологическую задачу:
Афанасий Никитин – тверской купец, ограбленный по пути в Персию, чудом сохранил шкуру одного зверька, которую затем обменял на бесценного арабского скакуна, доставленного им в Индию. Шкуру какого зверька мог сохранить купец и обменять на столь дорогого скакуна? (Соболя).
Практическая работа
Тема СЛАЙД№ 20
Определение животных в зимнее время по следам их жизнедеятельности
Цель работы:
ознакомиться с видовым многообразием животных – обитателей леса, определение животных в зимнее время по следам жизнедеятельности, подготовиться к экскурсии.
Оборудование:
Справочники – словари, распечатки следов животных на снегу, карточки – инструкции, компьютеры, рекомендованные интернет сайты.
Методика работы (копии у учащихся на столах)
В зимнее время можно провести учет численности и определение видов зверей по следам не только со следами в классическом представлении, т.е. отпечатками лап, но и с другими оставляемыми животными следами своей жизнедеятельности. Под следами жизнедеятельности обычно понимают:
1) следы передвижения - отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо), сломанные кустарники, набитые тропы, посорка (мусор) от передвижения зверей по ветвям;
2) следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, покопки в снегу, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи и др.;
3) следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, лежки, ходы под
снегом и пр.;
4) следы жизненных отправлений – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом;
5) информационные следы – следы передачи информации, указывающие на занятость территории – царапины и закусы на деревьях или земле, выделения мускусных желез, звуковые сигналы.
Важно помнить, что следы той или иной группы почти никогда не встречаются в чистом виде, например, следы передвижения могут быть связаны с поиском пищи, а мочевыми точками часто метится территория. Для определения видовой принадлежности имеют значение внешние особенности следов, их очертания, наличие отпечатков когтей и пяточных мозолей, размеры самого следа и промежутка между соседними отпечатками, расстояние от одного до другого следа по ходу движения Учет основан на подсчете числа следов млекопитающих разных видов, пересекающих заранее выбранную линию маршрута. Естественно, чем выше плотность населения того или иного животного на данной территории, тем большее чисто следов будет встречено во время прохождения маршрута. Однако существует и другой фактор - число оставляемых животным следов зависит от его активности, протяженности суточного хода в данных конкретных условиях. Чем длиннее ход, тем больше вероятность того, что зверь - пересечет маршрутную полосу.
Информацию о длине суточного хода можно получить двумя способами - прямым троплением с последующим расчетом среднего значения и сопоставлением числа встреченных следов с реальной численностью животных, которую определяют на пробных площадках методом многодневного оклада. Такая работа не под силу не только школьникам, но в большинстве случаев и охотничьим хозяйствам. Поэтому ее проводят централизованно - в разных районах и для разных условий и на основе полученных данных определяют так называемые пересчетные коэффициенты.
Для определения следов нередко приходится прибегать к разного рода промерам. Их удобнее всего делать при помощи небольшой линейки или складного метра. При измерении следов линейку надо держать на весу точно над следом или класть на снег рядом с ним, но только не на сам отпечаток, чтобы не испортить его. У отдельного следа измеряют максимальную ширину и длину, включая отпечаток ногтей. Длину прыжка определяют между одноименными отпечатками, то есть либо между левыми, либо между правыми, считая от переднего края, так как он обычно более четок, чем задний. Иногда (у грызунов) необходимо определять расстояние между всеми четырьмя следами в их группе.
Помимо вида зверя важно определить свежесть следа и направление его движения. Предпочтительно иметь дело со следами, появившимися только что или минувшей ночью, по пороше. Однако иногда, особенно при работе по крупному зверю, нельзя пренебрегать и более старыми следами. Для установления их возраста надо учитывать многие признаки.
Как определить свежесть следа?
При определении свежести следов учитываются два основных фактора: биология поведения животного (его суточная активность) и особенности погоды. Например, если активность животного ночная, а снегопад кончился вечером и следы не припорошены, значит, давность их не позднее ближайшей ночи.
При определении свежести следов используются также следующие закономерности: при солнечной погоде на глубоком снегу свежий след выглядит нежно. Если видны мельчайшие детали следа, черточки от когтей или кончиков копыт, выброс снега ажурный, похож на снежную пену - зверь только что был здесь
Учетные маршруты в районе исследования намечают исходя из примерно пропорционального охвата имеющихся на данной территории угодий. Наиболее простой способ достичь такой пропорциональности – заложить равномерную сеть маршрутов, следя за тем, чтобы из учета не исключались участки угодий, относительно бедные зверем и птицей. Протяженность каждого маршрута может варьировать в пределах 5-15 км. Маршрут может быть однородным и замкнутым, исходя из удобства его прохождения. При этом он должен быть целиком прямолинейным или состоять из небольшого числа прямолинейных отрезков. Маршруты не должны проходить по дорогам, широким просекам, вдоль рек и ручьев, лесных опушек, гряд, распадков и оврагов. Кроме того, во время учетов нельзя иметь при себе собаку.
Учеты не проводятся во время очень сильных морозов, продолжительных оттепелей, в период, когда появляется наст или очень плотный снег, а также в дни с сильным ветром, снегопадом или поземкой. После выпадения обильной пороши учет не проводится в течение 2-3 дней
Задания для учащихся (на столах):
По литературным источникам: Боголюбов А.С. Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам. //Биология.- 2001.-№4.- С.4-5 познакомиться с методикой ЗМУ животных.
Познакомиться с видовым составом животных – обитателей Кировской области (Интернет сайт https://ru.wikipedia.org/wiki )
Подготовить таблицу для заполнение на маршруте «Перечень зверей, встреченных в окрестностях п. Зенгино, оценка их численности, распространения и сезонности встреч» (образец таблицы)
Таблица1-Видовой состав животных окрестностей п.Зенгино
№ п/п
|
Наименование
|
Численность
|
Распространение
|
Места встреч
|
Сезонность встреч
|
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
|
|
|
Отряд – Грызуны
|
По готовым отпечаткам следов животных на снегу запомнить внешний вид отпечатков наиболее часто встречающихся в нашей местности животных СЛАЙД 21.
Изучить методику определения животных в зимнее время по следам их жизнедеятельности (См.выше).
Подготовить маршрутный лист учета животных и правилами его заполнения (образец листа у учащихся на столах)
Карточка зимнего маршрутного учета животных
Область Кировская………………………………………………………………………….......
Район…Оричевский………………………………………..
Маршрут №1Зенгино – д.Левановы - д.Обжерины, карьр -Зенгтно………………………
Охотничье хозяйство…Оричевское охотничье
хозяйство…………………………………………………………….
Лесхоз…Оричевский……………………………………….Лесничество…………Оричевское
Ближайший населенный пункт, имеющий отделение связи Зенгино…………………….
Индекс отделения связи 612095…………………………………………………………....
Учет следов на маршруте проводил
Учащиеся МОКУ СОШ п,Зенгино, члены кружка «Юный эколог»……………………………………………
Место учебы:
М ОК У Зенгинская средняя школа
Должность ученик……………………………………………...
Дата 16.12. 2014год Начало ( час)
…15 00 ч…………..Окончание (час) 17. 20 мин…….
Высота снежного покрова45-(см). Характер снега (подчеркнуть)..Рыхлый ,плотный, Погода в день учета: температура ( от160)…………….Осадки нет
Ветер (сила, направление) юга – западный,
По карте поселения выбрать маршрут учета.
Таблица2 –Карта поселения
Подготовить материалы , оборудование для учета животных по следам.
Рекомендованная литература
1.Энциклопедия земли Вятской. Том седьмой. Природа. [Текст],-Киров: ГИПП «Вятка», 1997.-606 с.
2.Леса Кировской области [Текст].- Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2008.-400 с.
3.Вятскими охотничьими тропами [Текст].- Киров: ОАО «Дом печати – Вятка», 2009.-432 с.
4.Боголюбов А.С. Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам. //Биология.- 2001.-№4.- С.4-5.
5.Ресурсы основных видов охотничьих животных и охотничьи угодья России (1991-1995 гг.). М.: ЦНИИЛ Главохоты, 1996. 226 с.
6./Кликашева Л. Оричевский район – В кн. Природные условия и природные ресурсы административных районов Кировской обл. – Киров, 1979 – 34с.
7.https://ru.wikipedia.org/wiki
|
|
|