|
Шиляева Лидия Николаевна
«Формирование исследовательской деятельности
как средство развития познавательного интереса учащихся»
Шиляева Лидия Николаевна
учитель биологии МОУ Мирнинской средней общеобразовательной школы Оричевского района Кировской области
Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой — в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания и образования.
Исследовательский подход — один из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.
Главная наша задача — не выявлять одаренных детей, а помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить проведению и написанию исследовательской работы
Предлагаемые темы подбираются таким образом, чтобы рекомендуемые методики и литература были доступными и понятными учащимся. Теоретические исследования направлены на самостоятельную работу учащихся с литературой.
Основными формами исследовательской деятельности является непосредственное наблюдение за природными объектами, выполнение определенных экспериментов. Составление отчетов о работе развивает умения анализировать, делать выводы.
Тема «Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Муравьи» изучается в курсе биологии в 7 классе в зимнее время и только теоретически. Изучение жизни муравьёв – полезное и необычайно интересное дело. Их можно назвать идеальным исследовательским объектом, найти муравейник несложно. Внимательный взгляд обнаружит в лесу муравьиную дорогу или муравья, который тащит хвоинку или гусеницу, - удивительно интересно наблюдать за ними.
Цель: Углубление и расширение знаний и умений, а так же отработка умений работать с живыми объектами через практическую деятельность.
Методические советы организаторам по проведению работ с муравьями:
-
Учитель должен предварительно познакомиться с обследуемым участком, муравейниками.
Экскурсии следует проводить в погожий, солнечный день, т. к. активность муравьев в значительной степени зависит от абиотических факторов.
Перед каждой экскурсией проводится вводное занятие по конкретной теме. Задача учителя не только дать дополнительные знания по биологии и экологии вида, но и помочь школьникам освоить необходимые умения: наблюдать, описывать, давать оценку, делать выводы.
Экскурсия начинается со вступительной беседы (настрой школьников на работу), проводится на месте проведения самостоятельных работ. После беседы звеньям (2-3 человека) предлагается провести самостоятельную работу по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. (Карточки выполняются на плотной бумаге, размер в половину стандартного альбомного листа).
-
Содержание каждой инструктивной карточки включает указания к действию, которое необходимо выполнить, формулировку вопросов, на которые следует ответить, и указания по способам фиксирования результатов действия. Перед началом самостоятельной работы учитель проводит инструктаж о порядке выполнения работы. На работу отводится 1 час.
По истечении отведенного времени учащиеся возвращаются в установленное место, и каждое звено отчитывается о результатах работы, сравнивая полученные данные с результатами других.
Практика показывает, что наиболее сложный этап в самостоятельной работе учащихся – подведение итогов и обобщение всех собранных на экскурсии материалов. Вот почему после экскурсии желательно проработать с каждым звеном индивидуально, помочь ребятам проанализировать полученные данные, научить оформлять, делать выводы.
При работе с муравьями необходимо соблюдать правила безопасности.
Нельзя наклоняться над муравейником, муравьи могут выбрасывать муравьиную кислоту на расстояние до 40см. Если кислота все-таки попала в глаза, их следует немедленно промыть холодной водой. При укусах или попадании кислоты на тело пораженное место желательно промыть водой или слабым раствором питьевой соды. Ни в коем случае места укусов не следует расчесывать.
-
Рукава должны быть застегнуты, брюки заправлены в носки или выпущены поверх сапог и завязаны у щиколоток.
Особое внимание-недопустимость вытаптывания муравьиных троп и повреждения муравейника. Это может привести к тому, что муравьиная семья покинет свое гнездо.
После работы внимательно осмотреть одежду и открытые части друг друга (во избежание попадания на тело муравьев и клещей).
Проект «Жизнь муравьиной семьи».
Цель – изучить жизнь, состав муравьиной семьи, и профессии ее членов.
Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, лупа, пробирки, вата, линейка, синея лакмусовая бумага, пинцет.
Для проведения исследований ребятам предлагалось понаблюдать за поведением муравьев, внимательно рассматривая купол муравейника. Затем дети отлавливали по 5 особей муравьев, занимающихся различной деятельностью, рассматривали их размеры, форму тела, особенности строения. Данные заносили в таблицу.
Затем исследователи наблюдали за поведением муравьев при различных раздражающих факторах, при тревоге.
Проект «Наблюдение за питанием муравьев»
Цель: - изучить способы питания муравьев, состав корма, пронаблюдать симбиоз между муравьями и тлёй.
Особое внимание надо обратить на недопустимость вытаптывания муравьиных троп.
Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, лупа, рулетка, пробирки, вата.
Учащиеся определяют основные направления движения муравьев, подсчитывают количество троп, определяют их протяженность. Наблюдают за ношей муравья, сравнивают с размерами самого муравья. Устанавливают, чем питаются муравьи. Данные заносят в таблицу. Делают расчеты о часовом, суточном, недельном, месячном рационе питания муравьев, на основе сделанного заключения формулируют вывод о роли муравьев в лесу.
Изучают видовой состав растений, произрастающих в близи муравейника и участие муравьев в распространении семян. Наблюдают за колониями тлей, и взаимоотношении муравьев с ними.
Проект « ОПИСАНИЕ ФОРМЫ И РАЗМЕРОВ НАДЗЕМНЫХ
МУРАВЬИНЫХ ГНЕЗД».
Цель: - познакомить учащихся со строением муравьиных гнезд, научить измерять объемы надземной части муравейника, научить производить подсчет количества строительного материала, познакомить с типами муравейника,
Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, рулетка, пинцет.
Ребята измеряют размеры муравейника, определяют форму купола, измеряют крутизну склона, данные заносят в таблицы, перемещают муравья из одного муравейника в другой, наблюдают за поведением, отмечают на карте- схеме характер повреждения муравейника и их характер.
Проект « ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МУРАВЬЕВ».
Цель: - научить учащихся работать с живыми объектами, продолжить навыки работы с определителем, познакомить с видами муравьев.
Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, лупа, вата, пробирки, бинокуляр.
Учащиеся помещают в пробирки различные особи для определения, рассматривают объект, выясняют, к какому виду относится данный представитель, зарисовывают муравья, описывают, собирают коллекцию.
Вовлекая детей в мир проблем охраны природы, я стараюсь заронить в их души капельку ответственности за всё, что их окружает, сопереживать ко всему живому. Деревья, травы, цветы - это всё живое, с ними можно говорить общаясь, чтобы ребята проникли душой в моральный принцип: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено!».Необходимость охраны природы вначале воспринимается больше чувствами, чем разумом. Воздействие на чувствительный мир ребёнка позволяет вызвать у ребят горячее желание охранять мир растений, познать его тайны жизни, принимать самому участие в деле охраны природы.
Знания, полученные в школе, реализовать в жизненный опыт.
|
|
|