|
Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения Конфликт. Конфликт
Выступление на педагогическом совете.
Конфликты среди подростков.
Причины и способы разрешения.
Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения
Конфликт.
Конфликт - это, увы, часть нашей жизни, нашего каждодневного опыта. Педагогические же конфликты могут быть разные. Например, мотивационные конфликты , возникающие между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.
Возрастные особенности.
При разрешении конфликтов между учителем и учащимся помимо анализа причин , приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, необходимо учитывать возрастные особенности школьников.
Подросток ощущает себя равноправным участником межличностного конфликта с учителем.
Наряду с деловыми конфликтными ситуациями, возникающими между педагогом и школьниками этого возраста, нередки противоречия и чисто личного характера. Как правило, они вызваны, с одной стороны, усиливающимися тенденциями индивидуализации, возникающими у подростка чувством взрослости и стремлением к признанию себя таковым, а с другой - отсутствием у педагога серьезных объективных оснований для признания его равным себе. Конфликтное поведение здесь может реализоваться в форме резкой конфронтации, быть необычайно ярко эмоционально окрашенным и в случае неверной тактики, выбранной учителем, способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.
Подростковый возраст.
Именно в подростковом возрасте больше всего неуспевающих и недисциплинированных. Подростки часто грубы, очень самолюбивы и обидчивы, неуравновешенны: то по-взрослому серьезны, то начинают резвиться, как маленькие. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможно без противоречий и конфликтов.
Конфронтация с детьми, условия, жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
- деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им вне учебных заданий;
- поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
- отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Конфликты деятельности.
Конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. У обучающих снижается мотивация к учению вообще.
Важно, чтобы учитель умел правильно определять свою позицию в конфликте.
Так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:
1) утомление учащихся;
2) конфликты на предыдущем уроке;
3) ответственная контрольная работа;
4) ссора на перемене, настроение учителя;
5) умение или неумение организовать работу на уроке;
6) состояние здоровья и личностные качества.
Разрешение конфликтных ситуаций.
Для разрешения конфликтных ситуаций учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной.
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога.
Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
- при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
- научиться ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
- всегда искать компромисс;
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
Подростковая психика.
Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «Я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «не хочет понимать», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная.
Может ли учитель помочь ученику?
Всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением ученик говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Может ли учитель помочь ему? Практика показывает, что может. Но для этого нужно понять глубинную причину непослушания.
Физическое здоровье учащихся.
Конечно, не стоит упускать из виду и физическое здоровье ребенка. На сегодняшний день в государстве практически здоровы 14% детей, 50% имеют отклонения в здоровье, 35% страдают хроническими заболеваниями. Стойкие неврозы наблюдаются у 20% учащихся. Физическое здоровье или нездоровье влияет на работоспособность ученика, его познавательную активность.
Переживания подростков.
В переживаниях подростков огромное место занимают дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужно понимание, сочувствие, уход от одиночества; мальчикам – взаимопомощь, понимание.
Так за что ведет борьбу подросток в этом возрасте?
1. За то, чтобы перестать быть ребенком.
2. За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.
3. Поиск эталонных- подтверждений среди сверстников.
4. Протест против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу физической его взрослости.
Какие правила должны соблюдать учителя?
1. Помочь ученику найти компромисс души и тела.
2. Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
3. Следует помнить, что пока развивается тело ученика, болит и ждет помощи его душа.
Не забывайте, что ученики учатся жить у жизни.
Если:
- ученика постоянно критикуют, он учится ненавидеть
- ученик живет во вражде, он учится быть агрессивным
- ученика высмеивают, он становится замкнутым
- ученик растет в упреках, он учится жить с чувством вины
- ученик растет в терпимости, он учится понимать других
- ученика хвалят, он учится быть благодарным
- ученик растет в безопасности, он учится верить в людей
- ученика поддерживают, он учится ценить себя
- ученик живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
Свое выступление я хочу завершить лирическим отступлением.
Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день – как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга все же можем мы?
Ну и пусть спрессованы упруго
Жизни год – как месяц, день – как час…
Очень жаль, что выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Выступление подготовила педагог : ЩЕРБАКОВА О.М.
|
|
|