|
Формирование у учащихся самостоятельности и ответственности за выбор форм и видов деятельности и ее результаты
Формирование у учащихся самостоятельности и ответственности за выбор форм и видов деятельности и ее результаты
Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Современные учебные программы по школьным предметам, в том числе и по иностранному языку, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»).
-
Какие же задания могут все-таки выполнять школьники индивидуально на уроках английского языка?
1. В структуру урока легко включаются небольшие по объему работы, которые я предлагаю ученикам или группам (2—4 человека). Например, составление, а затем последующая драмматизация, диалогов.
2. Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а самими школьниками. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это — интересный прием сотрудничества ребят и педагога. Например, ребята любят составлять кроссворды и головоломки на английском языке, которые предлагают решить одноклассникам в классе.
3. Подготовка докладов и сообщений по любой из предложенных тем.
4. Заучивание стихотоворения или рифмовки, предложенных на выбор.
5. Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
6. Выполнение тестов разного уровня сложности и объема.
7. Выполнение индивидуальных проектов творческого характера. В таких проектах отображается творческая индивидуальность учеников.
8. Выполнение упражнений разного уровня сложности.
9. Составление схем и таблиц, тематических словарей.
10. Также у учащихся на уроке английского языка пользуются успехом такие виды самостоятельных упражнений, которые помогают им отобразить свое личностное отношение к проблеме: «Послушай текст) и расскажи своему товарищу по телефону о... )»; «Сравни...»; «Ответь на вопросы диктора по прослушанному тексту (по содержанию кинофрагмента)»; «Прослушай задание № ... и расскажи о себе»; «Составь с партнером диалог на основе образца, произведя необходимые изменения»; «Сравни содержание текста и диафильма»; «Посмотри кинофрагмент и расскажи о...», «Прослушай начало фразы и закончи ее», «Вставь пропущенные в диалоге реплики», «Придумай продолжение рассказа» и т. п.
Отмечу, главные достоинства самостоятельной работына уроках:
Во-первых, обеспечивается система организации самостоятельности учащихся, охватывающая все этапы процесса обучения.
Во-вторых, предусматривается всесторонняя диагностика учебной деятельности, что дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при отборе заданий, коррекции действий и оценке результатов.
В-третьих, реализуется идея сотрудничества участников учебного процесса, гуманизация их деловых и межличностных отношений. Это в первую очередь, способствует формированию устойчивых мотивов самостоятельной деятельности школьников.
В-четвертых, ускоряется процесс образования комплекса умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся. Целенаправленное проведение взаимоконтроля и самоконтроля не только активизирует учение, но и стимулирует ответственность учащихся.
|
|
|