Главная страница

Курсовой проект «Неделя Труда в школе»


Скачать 132.83 Kb.
Название Курсовой проект «Неделя Труда в школе»
Дата 02.03.2016
Размер 132.83 Kb.
Тип Курсовой проект

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра педагогики, психологии и управления образованием
Курсовой проект
«Неделя Труда в школе»


Выполнила: Холодова Е.А.

учитель

ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат

VIII вида»

Саранск 2014

Актуальность проекта:

внеклассная работа по трудовому обучению является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни педагог Н.В. Мирецкая убеждает: “Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие”. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к трудовому обучению, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.
Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по трудовому обучению, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Задачи проекта:

  • определить содержание предметной недели в школе;

  • выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по трудовому обучению при проведении предметной недели.


Теоретическая значимость.

Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели Труда, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.
Практическая значимость.

Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в практике учителей общеобразовательных школ при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.
Основное содержание проекта
Содержание предметной недели определяется школьной программой по трудовому обучению.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Труда – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “труд”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.
При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к трудовому обучению, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.
Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки труда, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей трудового обучения.
Задачи предметной недели:

1. Развитие у обучающихся интереса к изучаемому предмету – трудовое обучение

2. Систематизация и расширение знаний обучающихся о профессиях

3. Выявление мотива выбора профессии и индивидуальных наклонностей к профессиям, профили которых существуют в школе

4. Развитие интереса к труду и рабочим профессиям

5. Развитие личности в процессе творчества

  1. Развитие самостоятельности, ответственности

  2. Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, обязательность,

честность, ответственность и порядочность, культуру поведения и

бесконфликтного общения.
Механизм реализации проекта

  1. Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на научно-методическом совете школы и утвержденным директором.

  2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

  3. Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.

  4. Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие технологию – швейное дело, столярное дело, СБО, ученики школы, изучающие предмет.

  5. В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:

  • конкурсы на знание основной тематики недели и предмета в целом по двум возрастным категориям: 5–6-е классы и 7–9-е классы;

  • игры;

  • нетрадиционные уроки по предмету;

  • выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;

  • внеклассные мероприятия по основной тематике недели.

  1. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

  2. По окончании предметной недели на заседании методического объединения и научно-методическом совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.


Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий.

  1. Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

  2. Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

  3. Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

  4. В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

  5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.


Тематика предметной недели: «Наши умения – вашему настроению»

Лозунг предметной недели: «Люди разных профессий - мастера своего дела».
План Недели Труда.

с 20.01 по 25.01.2014г.

1 день– открытие Недели Труда. «Кулинарный поединок»

Отв. Митрошина О.Г.

2 день – Беседа «Профессия столяр - одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладевал человек» с 5 – 9 классы

Отв. Петров С.И.

3 день - Конкурс рисунков на тему « Делу время – потехе час» с 1- 9 классы

Отв. Качаева А.Г.

4 день - Конкурс «Волшебная пуговица»

Отв. ХолодоваЕ.А.

5 день – Час пословиц, поговорок, загадок и ребусов.

Отв. Душутин О.С.

6 день – общешкольное мероприятие «Наши умения – вашему настроению»

Выставка работ учащихся.

Отв. Учителя трудового обучения.

В 1 день Недели вывешивается план в картинках. (план в картинках заранее готовит группа обучающихся с помощью преподавателей). Предварительно оформляется информационный стенд с познавательным , развивающим, развлекательным материалом. Ежедневно в классные руководители сообщают информацию о теме дня и победителях различных конкурсов. Если вдруг появится возможность организовать какие-то небольшие подарки для обучающихся, этой возможностью нужно воспользоваться, это будет просто замечательно.
Награды победителям:

победителям в отдельных конкурсах – дипломы;

активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио;

учителям – благодарственные письма администрации.

Подготовительный этап

Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели Труда является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе труду. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Учительский энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.
План реализации проекта


Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответствен.

Подготовительный этап




Планирование работы, подготовка оформления актового зала, предметных кабинетов, реклама предстоящих мероприятий. Контроль за ходом подготовки к Неделе Труда

за 2 недели до проведения мероприятий

Руководитель М/О

Основной этап

1 день

Открытие Недели Труда.

Линейка, посвященная открытию недели


8.30

Руководитель М/О




«Кулинарный поединок»

Вторая половина дня

Митрошина О.Г.- учитель СБО

2 день

Беседа «Профессия столяр 5 – 9 кл.

Вторая половина дня

Петров С.И. – учитель стол. дела

3 день

Конкурс рисунков на тему « Делу время – потехе час» с 1- 9 классы

Вторая половина дня, свободная от уроков время

Качаева А.Г. - учитель шв..дела, руководитель кружка рисования

4 день

Конкурс «Волшебная пуговица»

Вторая половина дня

Холодова Е.А.- учитель шв. дела

5 день

Час пословиц, поговорок, загадок и ребусов

Вторая половина дня

Душутин О.С. – учитель стол. дела

6 день

Общешкольное мероприятие «Наши умения – вашему настроению»

Вторая половина

Учителя трудового обучения




Выставка работ учащихся.

В течение дня

Учителя трудового обучения




Торжественное закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей

По окончании учебных занятий

Руководитель МО, оргкомитет

Контрольно-аналитический этап




Обсуждение проведенной работы, поэтапный анализ достоинств и недостатков хода проведения Недели

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

Учителя – предметники, обучающиеся из числа оргкомитета



Ресурсы, необходимые для реализации проекта

  1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта).

  2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта).

  3. Обеспечение кадровых условий (подбор и расстановка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).

  4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).

  5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).

  6. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).

  7. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов трудового обучения, актового зала, интерактивного оборудования).

  8. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).


Целевая аудитория

Проект рассчитан на обучающихся 5–9-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип добровольности. Школьники участвуют в предметной Неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в конкурсах, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.

  • принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении трудовых навыков.


Ключевые участники проекта, их интересы в проекте

Ученики:

продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;

блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей труда;

откроют для себя секреты, выполняя конкурсные задания;

найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.
Учителя:

создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;

помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;

познакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета.

проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;
Администрация:

проведет мониторинг уровня профессионализма учителя;

получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;

пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.
Партнеры проекта

Учителя-предметники: в ходе проведения Недели необходимо организовать взаимосвязь с другими методическими объединениями.
Родительская общественность: родители могут быть как активными участниками внеклассных мероприятий (непосредственно участвовать в конкурсах, играх, быть в составе жюри и т.п., являться членами оргкомитета), так и пассивными (читать информационные стенды, знакомиться с итогами каждого дня, представленными на карте путешествия, с материалами, размещенными на сайте школы).
Результативность деятельности по проекту определяется индивидуальными критериями педагогической деятельности, а именно:

  • результативные показателями эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, победы и призовые места учеников в конкурсах в рамках Недели, разнообразие задач профессиональной деятельности, использование разнообразных технологий);

  • показателями развитости профессионального общения считаются: владение приемами работы в “команде”; создание новых форм делового и творческого общения, бесконфликтное сотрудничество;

  • показателями зрелости личности педагога могут выступать: способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта, способность поддерживать удовлетворенность трудом.

  • показателем активности обучающихся являются познавательный интерес, самостоятельность, сформированность трудовых навыков, уровень речевого развития.


Кроме того, критерии эффективности проекта выражаются:

  • в востребованности проекта;

  • в охвате подростков;

  • в привлечении других специалистов, общественности;

  • в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта;

  • в уровне культуры участников проекта.


Психологическая целесообразность эффективности проекта.
Программа предметной недели выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении швейного дела, столярного дела, СБО. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.

Литература:

  1. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.

  2. Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. – М.,2007.

  3. Горский В. А. Внеклассная работа по техническому труду. М : « Просвещение », 1985.

  4. В.А.Поляков «Основы методики трудового обучения», М., Просвещение, 1983.