|
«Легко ли быть педагогом …»
Эссе
«Легко ли быть педагогом …»
Бегут года неумолимо и время всё летит быстрей.… А где-то там остались воспоминания: 1968 год - появилась на свет у мамы с папой дочка Светлана, в 1975 – уже стала школьницей, 1983 – 1987 годы, когда был сделан выбор будущей профессии – педагогической деятельности. И тогда, по окончании Подбельского педагогического училища, проработав 2,5 года в родном городе Новокуйбышевске учителем начальных классов, я и не думала, что последующая работа пройдет в стенах дошкольного образовательного учреждения. Но так сложилась жизнь, с 1995 года я воспитатель детского сада.
Незаметно промелькнуло время, и вот уже 2012 год, когда в моём жизненном рюкзаке за спиной есть успехи и невольно задаёшься вопросом: «Стала ли я настоящим педагогом?». Вспоминаю, когда была дошкольницей, мне, как и всем ребятам нравились наши воспитатели. Приходя вечером домой или в выходные дни, я играла с соседскими детьми в детский сад, школу. Ещё тогда, всё это было по-детски интересно и увлекательно!
А что изменило время?
Сейчас, я попробую поделиться своими размышлениями.
Часто бывает так, мысли есть, а слова, которые должны раскрыть их не идут. Но постараюсь, быть откровенной и искренней.
Наверное, только с опытом и годами начинаешь по-другому осмысливать происходящее. Да, иногда и не хватает на это времени, потому что ежедневно хотим мы того, или не хотим перед нами встают неотложные дела, обязанности. Бывает трудно их выполнить сразу, одновременно все, да это и невозможно. Иногда, кажется, что решить их должна «Я одна». Но это, конечно, не так: «Один в поле не воин». Всегда есть рядом те, кто поможет и подскажет. Наверное, это судьба, что у меня есть понимающий мою педагогическую работу заботливый супруг, есть любящие и взрослые дети.
Повезло, что есть рядом опытный, творческий руководитель – заведующая ДОУ, которая является инициатором всех наших инноваций, участий в конкурсах.
Вот и в этот раз, неожиданное (для меня, наверное, и для других) решение - принять участие в окружном этапе конкурса «Воспитатель года». Как это сделать?
И тут, приходит на ум заклинание из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»:
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы… »
Вспомнив эти строчки, я хотела бы, чтобы исполнилось желание: «Организовать детскую деятельность в соответствии с ФГТ: непосредственно, интересно, в игре». Трудная задача. По словам К.С.Станиславского: «Трудное становится привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – приятным». Без трудностей в жизни не бывает. С годами начинаешь более спокойно относиться к ним. Не зря, утверждают, что трудности – это прогресс, движение вперёд, это дар, который нужно заслужить.
Современная жизнь заставляет, учит нас решать возникшие вопросы и проблемы быстро. Поэтому, принятое решение вдохновило меня на творческий поиск.
Мы педагоги должны в свою очередь развивать данное умение в детях дошкольного возраста, подготовить их к жизни.
Сейчас, на всех курсах повышения квалификации говорят, пишут в методических пособиях об инновационных развивающих технологиях.
Хотелось, чтобы не только «говорили и писали», а показывали, учили педагогов, как внедрять данные методы. Очень тяжело творить, чтоб страна Детства, в которую дети приходят каждое утро, стала интересной, забавной, открывающей что-то новое, увлекательное для них. Я согласна со словами английского философа Ф.Бэкона, «…Чтобы войти в науку, взрослые должны уподобиться детям». Русский мыслитель П.А. Флоренский вторил ему: «Секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности – в сохранение детства на всю жизнь». Нам педагогам, повезло больше других, в том смысле, что мы ежедневно каждое утро возвращаемся в детство. Но как бывает трудно найти ключик к каждому из ребят, понять и выслушать, развить и воспитать качества, необходимые для успешного их обучения в школе.
Педагоги и психологи утверждают, что умственное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Понимая важность этого, наряду с охраной жизни и здоровья дошкольников, их социально – личностным развитием в режиме дня главным считаю внедрение познавательно-исследовательского метода, который способствует познанию ребенком окружающего мира, повышает его познавательную активность. Наблюдения, экспериментирование, простейшие опыты, организуемые в совместной деятельности с детьми, способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос, делать собственные умозаключения.
Меня привлекают нетрадиционные формы организации детей, вовлечение их через игровой, проблемный сюжет в образовательный процесс. Отказ от учебной модели, с соответсии с ФГТ требует от нас воспитателей «…обращение к новым формам работы, которые позволяли бы образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались».
Внедрение развивающей игровой технологии осуществляю в соответствии с принципами «от простого к сложному», что способствует созданию эмоционального восторга у детей.
Вовлекая дошкольников в игровой детский мир неожиданных для них открытий не остаются в стороне и дорогие родители. Взаимодействие с ними строю учитывая принципы: открытости, системности, деятельностного подхода. При организации совместных мероприятий дети – педагог – родители становятся участниками единого образовательного процесса, что позволяет укреплять, обогащать и оздоравливать эмоциональные отношения ребёнка с взрослыми.
Известно, любви настоящего педагога хватает на всех: умных и ленивых, пытливых и невнимательных, грустных и веселых – таких разных детей. Дети смотрят на нас доверчиво и беззащитно, с надеждой на поддержку и понимание. Очень часто только нам, а не друзьям или родителям могут они доверить свою тревогу и боль.
Стараюсь быть мудрой, но не скучной, открытой, но не назойливой, уверенной в себе при любых обстоятельствах, но не напористой.
Я считаю, чтобы помочь детям стать взрослыми, надо видеть себя в детях, надо принимать их, как повторение своего детства, чаще ставить себя на место детей, чтобы с годами лишь лучше понимать, что их интересует, что обижает, что делает счастливыми.
Уверена, воспитывая детей нужно учить их добру, справедливости, толерантности, любви к родным и близким, к родному краю, Родине.
|
|
|