|
Игровые приёмы обучения письменной речи на начальном этапе обучения
Игровые приёмы обучения письменной речи на начальном этапе обучения
Проблемы обучения письменной речи вызывает всё больший интерес. В свете новых образовательных стандартов обучения иностранному языку резко возрастает актуальность развития навыков письменной коммуникации. Без сомнения, значимость умений написать эссе и личного письма наиболее очевидна на старшем этапе обучения иностранному языку.
Учитывая. Что игровая деятельность является основной формой обучения для учеников начальной школы, то обучение лексики и грамматике в игровой письменной форме также будет происходить более успешно.
Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в неё и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с её основными положениями.
В свете модернизации системы образования и новых требований в образовательных стандартах выпускники начальной школы должны уметь «списывать текст на иностранном языке, выписывать из него или вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей; писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) и личное письмо с опорой на образец. В начале обучения учащиеся с удовольствием выполняют письменные упражнения, но через некоторое время, как показывают наблюдения , мотивация выполнения такой работы заметно снижается.
Обучение письму начинается с первого урока, с первой буквы немецкого алфавита, и в течение первого года обучения ведётся по овладению каллиграфией немецкого языка, а также орфографией в пределах изученной лексики.
Но что же может сделать учитель, чтобы эффективнее развивать навыки и умения письма и письменной речи в начальной школе?
Во-первых, несмотря на ограниченное время урока, необходимо включать упражнения на развитие письменных навыков и умений в каждый урок. Во-вторых, учитель не должен забывать, что игровая деятельность является мощнейшим мотивирующим фактором, способствующим прочности запоминания и формирования навыка. Учитывая это, я стараюсь использовать в своей практической деятельности как можно больше игр для развития письменной речи. Ниже представлены обучающие игры, нацеленные на формирование орфографических навыков.
Алфавитный сундучок
Буквы алфавита (карточки с буквами) складываются в «волшебный сундучок». Дети по очереди подходят к «сундучку», достают букву, записывают её на доске (прописную и строчную). Можно других детей попросить назвать её вслух.
Алфавитные гонки
Класс делится на команды. Учитель называет какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске и пишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова.
Stumm Diktat
(немой диктант)
«Немой диктант» может проводиться двумя способами:
Учитель показывает картинки, слова обозначающие их название уже известны детям. Каждая картинка предъявляется в течение 10-15 минут. Затем учащиеся записывают эти слова в тетради.
Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убираются, а дети записывают эти слова по памяти.
Memory Diktat
(диктант по памяти)
«Диктант по памяти» проводится двумя способами:
-
На доске записываются слова (не более 5), которые произносятся детьми хором, даётся 30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.
Каждый ребёнок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7 ), ему даётся время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут эти слова по памяти.
Bingo
Дети чертят у себя в тетради квадрат из девяти клеточек. За одну минуту дети должны заполнить квадрат с лексикой на заданную тему. Затем учитель называет слова по буквам. Те дети, у которых слово записано правильно, вычёркивают его. Выигрывает тот ребёнок, кто быстрее всех вычеркнет все слова и крикнет «bingo»
Аукцион
По команде учителя дети записывают слова по заданной теме. Выигрывает тот ученик, который написал больше слов за определённый промежуток времени.
Уже в первом полугодии, когда происходит знакомство ребят с буквами и буквосочетаниями немецкого алфавита, предусматриваются обязательные письменные упражнения.
Капитан
Класс делится на команды. Каждая команда выбирает капитана. Они подходят к учителю и выбирают листочек, на котором написано название темы. Капитаны возвращаются к своей команде и сообщают ей тему. По знаку учителя капитаны идут к доске и пишут первое слово по своей теме, подсказанное командой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим словом. Выигрывает та команда, которая напишет правильно большее количество слов по предложенной теме.
Детективы
Первый вариант игры: на столе разложены предметы. Дети смотрят на них одну минуту, затем учитель накрывает их, а ученики записывают названия предметов по памяти. Выигрывает тот ученик, кто сделает это быстрее и правильнее. Эту игру можно усложнить, предложив описать предметы, называя их.
Второй вариант игры:
на столе лежат предметы, на которые дети смотрят одну минуту, затем закрывают глаза. Учитель убирает несколько вещей. Дети открывают глаза и записывают названия отсутствующих предметов.
|
|
|