|
Собственная методическая система учителя
Собственная методическая система учителя
В результате работы над темой педагогической системы я выделила цель работы.
Цель: создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности.
Достижение поставленной цели предусматривает реализацию следующих задач.
Задачи:
создание теоретической базы для изучения психофизиологических особенностей ребёнка;
создание индивидуальных карт изучения ребёнка;
создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).
введение в практику современных образовательных технологий;
разработка и реализация программы школьного научного общества «Почемучка»;
способствовать вовлечению учащихся в систему дополнительного образования;
реализация школьной программы «Одарённые дети»;
В соответствии с этапами педагогического процесса выделяю этапы создания педагогической системы.
Этапы реализации системы:
I этап – диагностический
(август 2007 - февраль 2008 г.)
Задачи этапа:
сформировать банк диагностик для определения эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сфер личности учащихся;
провести диагностику на начальном этапе;
обработать полученные результаты;
-
составить программу реализации поставленных задач;
определить критерии познавательной самостоятельности;
спрогнозировать ожидаемый результат.
Критерии оценки:
высокая мотивация к обучению;
интеллектуальный уровень учащихся;
владение информационно-коммуникационными навыками;
овладение учащимися навыками работы с дополнительной литературой;
овладение учащимися навыками грамотной организации своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Создание теоретической базы для изучения психофизиологических особенностей учащихся.
создание индивидуальных карты изучения развития ребёнка;
использование современных образовательных технологии, способствующих развитию навыков проектно-исследовательской деятельности;
формирование самостоятельности суждений;
свободное владение базисными знаниями в предметных областях;
привлечение к сотрудничеству родителей;
-
реализация школьной программы «Одарённые дети» позволяющая выявить и развить особые возможности отдельных учащихся;
участие учащихся в системе дополнительного образования;
создание единого образовательного пространства всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).
II этап – подготовительный
(март 2007 - сентябрь 2008 г).
Задачи этапа:
изучение научно-методической литературы по проблеме педагогической системы;
анализ учебного материала (программное обеспечение, учебники);
отбор учебно-методического комплекта (УМК).
III этап – практический
(октябрь 2007 г.- май 2012 г.).
Задачи этапа:
обучение учащихся на основе личностно ориентированного обучения;
внедрять и вовлекать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
использовать эффективные формы, методы и средства обучения;
-
провести мониторинг промежуточных результатов достижений учащихся;
Основные направления реализации системы:
разработка и реализация учебных и воспитательных проектов;
вовлечение учащихся в деятельность школьного научного общества «Почемучка»;
реализация авторской программы кукольного кружка «Улыбка»;
реализация школьной программы «Одарённые дети»;
повышение педагогического мастерства через участие в работе Интернет-сайтов, экспертизы учебников, обучающих семинаров.
IV этап – аналитический
(апрель-май 2012 г.)
Задачи этапа:
провести анализ достигнутых результатов и успехов учащихся;
выработать рекомендации для дальнейшего обучения учащихся;
наметить пути совершенствования педагогической системы.
Анализирую полученные результаты педагогической деятельности в соответствии с критериями познавательной самостоятельности:
развитие учебной мотивации;
интеллектуальный уровень ребёнка;
учебные и внеучебные достижения учащегося;
владение информационно-коммуникационными знаниями;
овладение учащимися навыка работы с дополнительной литературой;
навык грамотной организации учебной деятельности;
Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по развитию познавательной самостоятельности средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:
высокой мотивации учащихся, огромного желания и терпения родителей, квалифицированном руководстве педагога;
-
грамотного использования диагностического инструментария;
развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
системного применения самостоятельных заданий на уроках;
отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
мониторинг качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;
Выявлены проблемы:
несоответствие требований учителя и родителей;
отсутствие правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
-
слабая материальная обеспеченность семей;
недостаточная заинтересованность родителей к успешному обучению учащихся.
Показатель 5.3 Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта
В рамках деятельности методического объединения и педагогических семинаров постоянно обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт. Являясь внештатным методистом, провожу консультации для учителей и студентов, проходящих практику. Таблица 5.2
Распространение опыта на муниципальном уровне
Год
|
Название семинара, конференции, совещания, мастер - класса
|
Тематика выступления, направление деятельности
|
Подтверждающий документ
|
2007 г.
|
|
«Система самоуправления
в классе»
|
|
2007 г.
|
|
«Исследовательская деятельность в рамках кукольного кружка «Улыбка»
|
|
2007 г.
|
|
«Особенности проведения занятий в кукольном кружке»
|
|
2007 г.
|
|
«Интеграция проектной деятельности в урочное и внеурочное время»
|
|
2007 г.
|
|
«Исследовательская деятельность в начальной школе»
|
|
2007 г.
|
|
«Особенности адаптации учащихся 1 класса»
|
|
2008 г.
|
|
«Система самоуправления в школе»
|
|
2008 г.
|
|
«Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами инновационной деятельности».
|
|
2009 г.
|
|
Помощь в подготовке и сопровождение участницы конкурса
|
|
2009 г.
|
|
«Проектная деятельность на уроках русского языка»
|
|
2009 г.
|
|
«Развитие навыков правильного, беглого и осознанного чтения средствами учебно-методического комплекса «Школа России».
|
|
2010г.
|
|
Использование ИКТ в урочной и во внеклассной деятельности в начальной школе.
|
|
2010 г.
|
|
«Исследовательская деятельность как средство совместной развивающей деятельности учащихся и педагогов»
|
|
Обобщение и распространение опыта на региональном уровне
Деятельность учителя в «автономном режиме» продуктивной быть не может. Учитель, я считаю, просто обязан развиваться, взаимодействуя с педагогической общественностью. Созданные в нашей области условия способствуют такому общению. Сформированная система проведения курсов, семинаров, заочных и очных конкурсов оказывает содействие в обобщении и распространении педагогического опыта. Являясь сторонницей формирования позитивного и продуктивного участия учителя в системе обобщения и распространения педагогического опыта, я участвую в деятельности областных профильных смен, проводимых на территории нашего района, региональной научно-практической конференции, провожу открытые уроки в рамках районных и областных семинаров.
|
|
|