Главная страница

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»


Скачать 178.06 Kb.
Название «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»
Дата 20.02.2016
Размер 178.06 Kb.
Тип Документы

Опыт работы

на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»

Актуальность.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. 
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. История Ростовской области сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей. 

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». 
Поэтому, главной задачей системы дошкольного образования выступает – не допустить такого безразличия среди наших детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания в дошкольных учреждениях, приобретает в современных условиях, важнейшее значение. 

Психолого-педагогические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживанияНародная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой.

Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, природе.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину  задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. 
Значительно возрастает роль народной культуры как источника развития патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В.Г. Белинский по этому поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».  
Культуру Донского края невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа,

наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. 
Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. 
Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно. 
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано. 
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать,

что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. 
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим. 
Итак, главной задачей детского сада выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. 
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. 
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей

и оставляем в их памяти глубокий след. 
Это помогает детям также лучше, ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. 
Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин -защитников, а из девочек – женщин - матерей. 
И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма. 

Сущность и роль регионального компонента в ознакомлении дошкольников с историей родного края.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает одним из уровней общего образования – дошкольное образование и в статье 64. определяет задачи: «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" определено содержание образовательной области «Познавательное развитие», которое включает в себя формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. 
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. 
Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны исторического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 
Исходя из этого, изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края выражается в следующем: 
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; 
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; 
- воспитание уважения к труду; 
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам; 
- формирование элементарных знаний о правах человека; 
- расширение представлений о городах Ростовской области; 
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); 
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; 
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. 
Данные задачи решаются во всех видах совместной деятельности педагога и ребенка, через НОД, режимные моменты и самостоятельную деятельность детей - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 
Историческое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.


Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. 
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют

огромную роль в становлении личности.  
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. 
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. 
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. 
Задача педагога: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив характерное для данной местности или данного края.  
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.  Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё! 
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. 

Мною была разработана адаптивная программа по духовно-нравственному воспитанию «Казачий край» на основе программы «Родники Дона» под редакцией Р. М. Чумичевой.

Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников ориентирована на развитие духовно – нравственного потенциала ребенка на интегрированной основе с учетом условий, обеспечивающих гармонию человека со своим внутренним миром, природой и социумом.

Актуальность программы объясняется и тем, что, изучая свое отечество, храня и умножая традиции русского народа нельзя не приобщаться к истокам народной культуры. Это способствует становлению патриотов своей Родины.

Работа по данному направлению была разбита на пять этапов: 
информационный; технологический; организационный; практический; результативный. 

1. Этап Информационный 
Основная задача информационного этапа - отработать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей, традиции, общественные события. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,


образными, конкретными, вызывающими интерес; особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. 

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы: 
1) Энциклопедичности. 
2) Краеведческий (региональный). 
3) Интеграции - установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н.Ф. Виноградова). 
4) Культурологический - приобщение детей к истокам культуры. 
5) Тематический - деление материала на основные темы (циклы). 
6) Наглядности - условно обозначенный как «принцип айсберга». 
7) Непрерывность и преемственность педагогического процесса. 
8) Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов. 
9) Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. 


Для реализации целей и задач мною использовались следующие методы: 
- методы ознакомления детей с социальной действительностью С.А. Козлова; 
- методы, повышающие познавательную активность; 
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности; 
- методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности; 
- методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков); 
-методы ТРИЗ



2. Этап Организационный.

На организационном этапе предполагается проектирование культурно-образовательной среды.

Центральным звеном в макросреде по знакомству с родным

краем является комната краеведения и казачья горница .

При ее создании были соблюдены следующие условия.

1. Приоритетность регионального культурного наследия.

В соответствии с этим был подобран материал о Белой Калитве и белокалитвенском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Широко представлен материал о Ростовской обл., те города и районы области, где развивались широко известные народные промыслы. Помимо этого имеются карты, буклеты, схемы, модели, символы для ознакомления с городом, которые помогают детям лучше усвоить материал.

2. Интегративность знаний.

Установление взаимосвязи о природном и социальном окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим был подобран материал о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.

3.Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края.

В соответствии с этим условием представлена панорама родного города и карта Ростовской области с гербом и флагом (совместная работа воспитателя, детей и родителей).

4.Диалогичность.

Реализует характерные и разноуровневые диалоги культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлен уголок «казачья горница», где представлены предметы и элементы быта

русского народа.

5.Развитие ребенка в деятельности.

В соответствии с этим в макросреде МБДОУ создана мастерская художественного труда, где дети занимаются разными видами художественно – творческой деятельности (кружок «Рукодельница»).

6. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка.

Это прослеживается в музыкальной деятельности. В работе с детьми используется фольклор донского края (частушки, потешки, песни), народные музыкальные инструменты.

Кроме основного центра краеведения (макросреда) оформлены мини – центры краеведения в группах (микросреда).

С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.

Так в старшей группе были представлены альбомы о ближайшем окружении («Моя семья», «Улицы нашего района», «Мой детский сад» и др.); оформлены макеты «Достопримечательности родного города».

В подготовительной группе тематика расширилась. Оформлен гербарий «Растения нашего края»; подобраны карты и схемы города, его герб и флаг, материал о защитниках донской земли. Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, позитивно отражается на развитии ребенка.

В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).

Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города» и др.

Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.

3. Этап Практический

Содержание программы реализовывается через следующие формы работы:

- занятия;

- кружки: «Донская рукодельница», «Звонница», «Горница», «Волшебный мир театра»;

- досуги: «Казачьи посиделки», «Покрова», «Троица», «Пришла Коляда накануне Рождества», «Широкая Масленица»;

- тематические дни: «День матери», «День Донской казачки», «Пасха», «Троица Святая»;

- музыкально-спортивные праздники;

- акции: «День пожилых людей», «Поздравим каждую семью с новогодними праздниками»;

- познавательные проекты;

- выездные экскурсии;

- выставки художественного творчества детей;

- сотрудничество с казачьим кадетским корпусом им. Матвея Платова и краеведческим музеем г. Белая Калитва.

- встречи с интересными людьми;

- акции природоохранны;

- познавательные игры, викторины, конкурсы, музыкально-литературные вечера;

- сбор материалов об истории города, его улиц, детского сада;

- собирание коллекций.

Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. 
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин <...> Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. 


В работе с родителями использовались следующие формы:

  1. Традиционные:

- беседы;

- родительские собрания;

- совместные праздники и развлечения;

- посещение семей;

- консультации;

- работа с родительским комитетом;

- оформление папок – передвижек и стендов;

- выставки совместных работ;

- дни открытых дверей;

- родительские конференции;

- анкетирование;

- тестирование;

- совместные прогулки и экскурсии;

- фотовыставки.


  1. Нетрадиционные:

- сайты детского сада;

- проведение мастер – классов;

- проведение тренингов и деловой икры;

- круглый стол;

- проведение акций;

- презентации;

- брошюры, буклеты, листовки;

- почта доверия;

- выпуски семейных газет и плакатов;

- выставки семейных реликвий;

- семейные проекты;

- конкурс семейных талантов.



5. Этап Результативный.

На данном этапе подводились итоги всей проделанной работы.

Педагогическая диагностика показала, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим. Дети приобщились к историческим и духовным ценностям родного края, с уважением относятся к культурным национальным традициям.

Данная работа нашла горячий отклик со стороны родителей. Викторина, проведенная на заключительном этапе, показала, что родители активно включились в краеведческую работу, вместе с детьми обобщили и уточнили свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат: между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.