|
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность
МБДОУ детский сад №18 «Сказка»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность
(из опыта работы)
Воспитатели:
Вахляева Е.Н.
Жохова Е.Н.
г.о. Коломна
2014 г.
Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношения к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
А обратиться к нашим истокам помогает – народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство – все это близко и интересно детям.
Приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности.
Для успешного приобщения детей к истокам народного творчества мы используем проектную деятельность, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей.
Одним из таких проектов, который помог познакомить детей с традициями русской культуры стал проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры». Начали работу с ознакомления с произведениями русского народного творчества. В группе была организована выставка книг русских народных сказок и малых форм фольклора. Дети читали эти книги, рассматривали иллюстрации, пересказывали сказки, используя иллюстрации, ставили спектакли по русским народным сказкам с привлечением родителей («Репка», «Заюшкина избушка», «Заяц – хваста» и отрывки из сказок А.С. Пушкина).
Большое место в игровой деятельности занимают подвижные народные игры. Мы знаем, что народные игры являются традиционным средством педагогики. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Эти игры полюбили дети и играют в них очень часто («Гуси-лебеди», «Дед Мазай», «Баба- Яга», «Кривой петух» и тд.)
Каждому из нас известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувства прекрасного. Надо, чтобы ребят окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет ощутить себя частью народа.
В нашей группе в «уголке старины» есть чугунок, ухват, крынка, деревянные ложки, самовар, матрешки, свистульки, дымковские игрушки , плетеные короба, самотканые дорожки и тд.
При проведении игры «Магазин сувениров» детям предлагали определить: где, из какого материала изготовлена поделка, как она называется (дымка, гжель, городец). Большой интерес вызывают у ребят игры «в поездки и путешествия» (в прошлое города). Было проведено интегрированное занятие «В гостях у хозяйки русской избы», где совершали путешествия в прошлое. Дети познакомились с тем, как жили люди на Руси, какая была обстановка в избе, посуда, которой пользовался русский народ, узнали чем занимались люди в долгие зимние вечера, побывали на ярмарке и расписали барышень используя элементы дымковской росписи. В другом путешествии в русскую деревню дети узнали, как раньше выращивали хлеб.
Каждая тема подкреплялась различными играми продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Работая по этой теме, мы организовали мини-музей «игрушки из бабушкиного сундучка» в котором были представлены старинные игрушки выпиленные из дерева свистульки, куклы, сделанные своими руками. Эти семейные реликвии хранились на чердаках и были предоставлены членами семей для нашего музея. Было проведено тематическое рисование по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный», используя технику изонити, дети вышивали дом, расписывали силуэты сказочной птицы, барышни (дымка).
При ознакомлении детей с бытом мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и «живые», наглядные предметы (национальные костюмы, посуду, орудие труда и тд.). Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений. В нашем саду это «уголок русской избы», где есть предметы старины (чугунок, ухват, прялка, веретено, сито и др.), там мы проводим занятия по ознакомления с бытом традициями. А чтобы подача информации была более доступной, используем героев сказок домовенка Кузю. Мы поняли, что взаимодействие с родителями по данному вопросу, способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Мы предложили совершить экскурсии по городу, посетить предприятия, учреждения района, музеи. Родители нашей группы вместе с детьми посетили Краеведческий музей и «Школу ремесел», музей пастилы. Итогом таких экскурсий может быть фотовыставка.
Во время проведения проекта дети и родители побывали на посиделках, праздниках у хозяйки «Русской избы». Мамы и папы обменивались опытом проведения семейных праздников, семейных традиций, чайных церемоний.
Дети и родители принимали участие в изготовлении самодельных кукол и игрушек из ткани, соломы, мочала. Итогом этого проекта стал «Гостевой стол в русской избе» (общие угощения в национальных традициях). Этот проект показал, что народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе нравственно – патриотического воспитания.
Связь поколений прослеживается на протяжении всей работы по духовно-нравственному воспитанию. В том числе, в нашем проекте «Самая дорогая, нежная, добрая, рукодельная, заботливая, ласковая, обаятельная…» В начале проекта детям было предложено узнать, как можно больше о жизни своих бабушек. Совместно с родителями, написали рассказ. Истории жизни своих бабушек были записаны и оформлены в виде альбома. В группе мы провели интегрированное занятие, на котором дети, знакомили товарищей с жизненным путем своих бабушек, показывая иллюстрации из альбома. Семейные традиции сближают членов семьи и поэтому мы предложили семьям написать сценарии семейных праздников дня рождения бабушки. И каково было наше удивление, когда знакомясь со сценариями, мы увидели, как по-разному в семьях готовятся и отмечают этот торжественный день. В семьях любят, заботятся, уважают и гордятся своими старшими членами семьи. Свои навыки, приобретенные на занятиях по ознакомлению с народным творчеством по изготовлению тряпичных кукол, дети использовали для создания подарков бабушкам – кукол-самокруток. Финалом проекта стал народный праздник «Пришла коляда – отворяй ворота», который познакомил детей с тем, как в старину готовились и отмечали этот праздник. Задорные колядки еще больше сблизили бабушек и внуков. При подготовке этого народного праздника дети разучили русские народные игры «Кривой петух», «Дед Мазай», «Баба- Яга», колядки, русские народные песни. Все это создало праздничное веселое настроение. Во время праздника бабушки с внуками колядовали, играли в игры, водили хороводы. А закончился этот праздник чаепитием и вручением бабушкам подарков – кукол-самокруток. Этот проект еще больше сблизил поколения. Дети почувствовали гордость за своих бабушек. На основе своего огромного опыта работы нам хочется посоветовать использовать метод проектной деятельности для решения поставленных вами задач. Вовлечение родителей, бабушек и дедушек в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.
|
|
|