Главная страница

Урок экскурсия «История развития женского казачьего костюма на Дону»


Скачать 106.02 Kb.
Название Урок экскурсия «История развития женского казачьего костюма на Дону»
Дата 29.02.2016
Размер 106.02 Kb.
Тип Урок

Урок – экскурсия «История развития женского казачьего костюма на Дону».

Задачи урока:

  • Формировать художественно-творческую активность.

  • Формировать интерес к истокам культуры.

  • Создать атмосферу увлекательного эстетического познания истории донского казачьего костюма.

  • Развивать навыки изображения человека.

  • Развивать навыки создания образа при помощи костюма. .   

  • Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

  • Оборудование

Для учителя:

  • таблицы “Пропорции фигуры человека”,

  • фотографии народных казачьих костюмов,

  • фотографии современных костюмов, выполненных по народным мотивам.

  • рисунки с изображением русского, татарского и украинского костюмов

Для детей: бумага, карандаш, гуашь, трафареты, кусочка ткани, журналы.

Музыкальный ряд:

Казачья народная музыка. Лирическая казачья песня. Записи выступлений фольклорного ансамбля «Казачий круг»:

На стружках, сидят гребцы — удалые молодцы,

Удалые молодцы — вседонские казаки.

На них шапочки собольи, верхи бархатные,

Пестрорядные рубашки с золотым галуном.

Астраханские кушаки полушалковые,

С зачесами чулочки,

Да все гарусные.

Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки
Записи кубанского казачьего хора.
Зрительный ряд:

Репродукции картин «Портрет неизвестной в русском костюме» 1784 год Аргунов И.

«Девушка в украинском костюме» Репин И.

«Портрет женщины в украинском костюме» Чайковская Е. (современный художник, галерея современной живописи, неординарные художники украины).

Фотографии и рисунки костюмов: русского, украинского, тюрского.

Кассета с видеозаписью художественного фильма «Тихий Дон».

Решаем проблему, используя методы и технологии:

  • Метод интеграции искусств.

  • Метод сравнений (ассоциации).

План урока

1.Организационный момент. Вводное слово учителя.

2. Экскурс в историю развития женского казачьего костюма на Дону.

2.1. Национальная одежда казаков (сообщение учащихся).

2.2. Женский костюм. Тюркская струя в костюме (сообщение учащихся).

2.3. Верхнедонские и нижнедонские казачки (сообщение учащихся).

2.4. Виды одежды донских казачек.17-19 век.

2.5. Костюм казачки в 20 веке (сообщение учащихся).

3. Выполнение практического задания.

4. Итог урока.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя. Народный костюм – летопись жизни наших предков.


“Явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от пережитых поколений, от предшественников” - так определил “наследие”. С.И. Ожегов.

Вдумчивое отношение к прошлому, знание старины делают нас наиболее справедливыми к оценке настоящего. Изучение культурного наследия Родины, края, города, станицы раскрывает перед нами богатства сегодняшней жизни, делает сознательными приемниками эстафеты трудовой и боевой славы отцов и дедов. Богатую биографию имеет наш донской край. Яркой страницей входит она в историю Родины.Дон это, прежде всего казачество. Донские казаки сыграли большую роль в истории России, оставив в наследство самобытную, яркую культуру.

2. Экскурс в историю развития женского казачьего костюма на Дону. Этапы развития казачьего костюма.

Особенности жизни донских казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками. Приходили беглые на Дон в своей русской одежде, а здесь носили то, что давало войско. Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни.

Включить наигрыш лирической казачьи песни «Да ходил казак бережиною» в исполнении кубанского казачьего хора.

Выступление учителя:

Национальная одежда казаков — как и у других народов, создалась из примитивных форм, путем развития их на основах целесообразности, традиций и местных художественных вкусов. Но к нашему времени одежда казачьего кроя сохранилась только в сундуках-ухоронах.

Выступление первого ученика:

О Донских Казачках Ригельман писал: «На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «Нынешние же, по большей части старшинские и богатых Казаков, носят с черкесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные;» «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками ж, шитые шелками и красной бумажной пряжей». Верхнее платье Казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной - по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой». Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему - в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». «На ногах носят чулочки, или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы — черные». Головные уборы Казачек, по зарисовкам Ригельмана. напоминают по форме лодочки с двумя рожками, монашеские клобуки, тиары и митры; в иных случаях это меховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами.

Выступление второго ученика:

Казачий  женский  костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе   своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин  или  чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»... Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, «знуздалка», или «замуздка», — платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками». (Обратите ваше внимание на рисунок ).

Вопрос: Какие элементы тюрского костюма присутствуют в костюмах донских казачек?

Выступление третьего ученика:

Донские ка­заки исстари подразделялись на верховых и низовых (внимание на рисунки). Это деление основано на суще­ственных различиях в хозяйственном укла­де, быту, в материальной культуре. В культуре верхового казаче­ства преобладают великоросские элемен­ты, в то время как в культуре низового ка­зачества существенную роль играют элемен­ты украинские и татарские. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелек (тюрк, мотылек) напоминает силуэтом распахнутые крылья бабочки. Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую...

У   казаков   и   сейчас кружева   «заплетают   на судьбу»,  по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием.

Посмотрите на картинки и подумайте : Где казачки жили богаче, на верхнем или нижнем Дону?

Выступление учителя:
В литературе встречаются следующие виды одежды донских казачек, отражающие русскую традицию: рубаха, понева, сарафан, сукман, передник, кафтан, зипун, тулуп. Описания их, особенно верхней наплечной одежды, весьма поверхностны. Если объединить разрозненные сведения, то они выглядели следующим образом. (Показать каждый элемент на рисунках с пояснениями)

Рубаха (сорочка, исподка, поднос­ка) — ведущий элемент женского народного костюма.

В старинном костюме донских казачек можно выделить два типа рубах: туникообразную, которую носили с сукманом, и с прямыми поликами, которую носили с косоклинным сарафаном.

Ворот, подол руба­хи и рукава ткались клеточным узо­ром, а иногда эти части шили из красного ситца и расшивал» бумаж­ными нитками.

Женский донской костюм включал также составную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья — из парчи, а подол — из полотна. Вокруг шеи на рубахе встречались узоры, т. е. оформлялся ожерёлок. (Обратите внимание на рисунки) Рубаха некрасовки состоит из «щефлика» — верхней части, «подола» — юбки, обшитой по низу красной каймой (кырмызом), и пышных рукавов на манжете. Все части рубахи шились из материала разного качества и расцветки.

Вопрос: Какие ткани могли использовать крестьянки для изготовления своих костюмов?

Понева- прикрывает нижнюю часть тела замужней женщины, главным образом сзади. Все закрепляется на талии с помощью особого, специально для этого предназначенного пояса. Сделаны из домотканой шерстяной материи. Преобладаю­щий рисунок также один и тот же — крупная квадратная клетка­.

Сарафан - высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи. На Дону яркий сит­цевый сарафан назывался кумашником.

Сукман - разновидностью сарафана— накладная одежда, чаще все­го синего или черного цвета, шитая из четырех полотнищ ткани, с узки­ми и короткими рукавами. Прямой разрез шеи обшивался широкой шел­ковой лентой и застегивался медными пугови­цами с помощью петель, образуемых цветным шнуром. Подол сукмана также украшался широкой цветной лентой и узкой самодельной красной шерстяной тесьмой. Сукман подпоясывался плетеным красным или синим кушаком.

Передник— при работе за­щищал одежду от загрязнения, а к праздничному кос­тюму — неотъемлемым дополнением, акцент в кос­тюме. Носили передники поверх рубахи и поневы или сарафана. Донские казачки надевали фартук из гладкого или набивного материала, по подолу обшитый чем-то красным (кырмызом). Он называл­ся запоном, завеской, занавеской. Будничный фартук шился из холста, а праздничный — из дорогой ткани и украшался кружевами, лентами, прошвами.

Вот мы и познакомились с основными составляющими частями донского женского костюма, а теперь дети кратко повторим из каких основных элементов состоял женский костюм 17-19 века (см. выше).

Выступление четвертого ученика:

В начале 20 в. казачки преимущественно носили юбки и кофты - "парочку". Надевали по несколько юбок: нижние по подолу отделывали кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан, "брызжу", отделанный лентой, полоской кружева, плиса. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась и кофта Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником стоечкой, с длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча, а ниже облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки. Иногда блузки шили на кокетке. Матене - кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины. Кираса - это плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц. Кирасу носили только молодые женщины.

Показ видеосюжета из кинофильма «Тихий Дон». Как мы видим на экране, на героине фильма представлен комплект из юбки и кофты – «парочка».

Слово учителя:

Традиции донского женского костюма нашли свое отражение в современной одежде. С начала 20 века модельеры постоянно обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику. А теперь погрузимся в мир костюма и попробуем создать свой, неповторимый образ современной казачки.

Выполняя творческую работу обратите ваше внимание на:

  • сочетание цветов и ограничьте себя небольшим их количеством (не более 3);

  • обратите внимание на основные каноны при построении костюма;

  • используйте понравившиеся материалы;

  • можно не ограничивать себя заданной темой и возвратиться в эпоху 17-19 века

3. Выполнение практического задания


3.1.Создать образ современной казачки, используя в одежде традиции донского женского костюма, (возможно создание образа казачки 17-21 веков)

Алгоритм выполнения задания: На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани, либо коллаж. Можете пользовать­ся шаблоном фигуры человека.

(Шаблон сарафана и рубахи, фигуры человека предлагается как раздаточный мате­риал.)

Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей композиции костюма; роспись кистью элементов узора; орнаментированная разработка фрагментов украшений.

4. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

  • Обратить внимание на оригинальность выполненных работ

  • Четкость композиции и выполнение поставленных целей

  • Индивидуальные замыслы учащихся

Проведение выставки работ. Выставление отметок. Уборка рабочих мест.




Обычный костюм донской казачки

Конец 19-начало 20 веков.

Праздничная зимняя одежда донской

казачки конец 19-начало 20 веков.




Использованная литература:

1.М. Костомаров «Славянская мифология», Киев, «Лебедь» 1994г.

2.В. Шукшин «Я пришел дать вам волю», ИПП «Уральский рабочий» ч. 1 Вольные казаки 1992г.


4. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов на Дону, 1998.
        5. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. Ростов на Дону., 1995.
        6. Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII—XVIII столетиях. Исторический очерк. Новочеркасск, 1892.
        7. Донской народный костюм. Ростов на Дону, 1986.   

  8. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX-начале XX в. // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.
        9. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX—начала XX в.// Русские: Ист.-этногр. атлас. М., 1967.
        10. Ригельман А. История или повествование о донских казаках. Москва, 1778.
        11. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжола А.П. Казаки. СПб., 1999.
. 12. Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Старинный донской казачий костюм XVII—XIX вв. // Донской народный костюм. Ростов на Дон,. 1986, Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов на Дону, 1998

        13. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Земля Войска Донскаго. Составил И.Краснов. СПб., 1863

        14. Гордеев А.А. История казаков. Часть 1. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991.       

15. Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории войска Донского. Т. 1. М., 1992.
Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург.1999г.

16.Материалы Ростовского краеведческого музея.

17.Материалы музея декоративно-прикладного искусства.