Главная страница

«Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в доу с учетом регионального компонента»


Скачать 37.25 Kb.
Название «Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в доу с учетом регионального компонента»
Дата 21.02.2016
Размер 37.25 Kb.
Тип Документы

«Личностно – ориентированный подход при организации предметно – развивающей среды в ДОУ с учетом регионального компонента»

Кайгородова Елена Викторовна, воспитатель 1 категории

МБДОУ ЦРР – Д/с №82 «Мичээр»

Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что у любого народа существует своя, отвечающая условиям его исторического развития, его нуждам и потребностям система воспитания. Эти слова великого педагога в полной мере относятся и к этнопедагогике якутского народа.

Человек с момента рождения оказывается в среде, опирающейся на общечеловеческие ценности, но проникнутой национальными традициями, богатством национальной культуры, состоящей из этнопедагогического содержание и уклада жизни. Трудно сформировать целостное восприятие мира и жизни, не ознакомившись с происхождением своего народа, его мировоззрением, развитием представлений о мире и человеке, с основными трудовыми занятиями, обычаями, обрядами, историей исповедуемой религии, прогрессивными традициями народного воспитания.

Совокупность знаний, правил, обычаев и традиций народных масс по воспитанию и обучению молодежи, накопленных и проверенных многовековой житейской практикой, составляет основное содержание народной педагогики якутов. Самые прогрессивные идеи, лучшие методы и приемы этнопедагогики целесообразно использовать в практике воспитательной работы современных образовательных учреждений.

Наш коллектив, занимаясь проблемой создания развивающей среды в ДОУ и в организации педагогического процесса, придерживается основных методов и приемов этнопедагогики:

- открытость образовательного пространства;

- совместная деятельность детей и взрослых в сообществах, участниками которых являются дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Учитывая ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требования к предметно – развивающей среде включают соблюдение следующих принципов:

- Принцип комплексирования и гибкого зонирования: предметно – развивающая среда в групповых комнатах построена с учетом интеграции образовательных областей. Так, громоздкую мебель мы заменили на передвижные компактные столы, на которых нанесены символы образовательных областей. Материалы и оборудование столов, предназначенные для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Также, столы дети могут передвигать в удобное для них место, и в соответствии со своими интересами.

- Принцип активности, самостоятельности, творчества: многие дети очень любят рисовать, лепить, работать с бумагой. Для того, чтобы творческие потребности детей реализовались, на столах, обозначенных символами «Зона творчества», есть листы бумаги разного формата, мелки, кисточки, краски, при этом малыш имеет возможность рисовать не только в одном, специально предназначенном для этого месте, но как говорилось выше, передвинуть стол в другое более удобное для него.

- Принцип информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования: интерьер детского сада продуман таким образом, чтобы каждый его элемент нес информацию о культурных традициях народа саха. Это, и шторы с якутскими узорами, и оформление коридоров, разделенных на 2 сезона – зиму и лето. «Зимний коридор» выкрашен в синий цвет, на его стенах имеются снежинки, зайцы – беляки, а венчает конец коридора «Бык зимы». «Летний коридор» светло – зеленого цвета с распустившимися цветками Сардааны, птицами, а конце коридора – солнечная поляна с узорами, обозначающими летнее разнотравье. когда ребенок идет по коридорам он может пересчитывать снежинок, зайцев, цветы и птиц, знакомиться с названием цветов, месяцев, узнать легенду о Быке зимы.

- Принцип открытости – закрытости: наличие в группах зеркал позволяет ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников. Каждый личный шкафчик ребенка оборудован только для него подходящей информацией: «Мой гороскоп», «Мое ласковое имя», «Моя любимая игрушка». Ребенок знает, что в своем шкафчике он может хранить принесенные из дома игрушки, ценные для него предметы.

- Принцип учета половых и возрастных различий детей . Здесь имеются иллюстрации (символы) различных видов традиционной и творческой деятельности мужчин и женщин. Мужская символика: лошадь, лук и стрела, богатырь олонхо, кузнец и т.д.. Женская символика: чорон, кытыйа (национальная посуда), берестяная шкатулка (национальная шкатулка для хранения инструментов для шитья), подснежник (символ северной девушки) и т.д. А также стенд для рисунков оснащен символами, по которым дети знают, что на этом месте висит рисунок девочки, а на этом – мальчика. Это помогает осознавать половую принадлежность детей младшего возраста.

Таким образом, современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в детском саду предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей групп. Такая развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.