|
Роль героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Методическая разработка
на тему:
«Роль героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца»
Автор: Стефанова Ирина Владимировна,
преподаватель искусства (музыки)
Москва
2015 год
Аннотация
В данной методической разработке раскрывается вопрос влияния героико- патриотической музыки русских композиторов на развитие моральных качеств суворовцев, на воспитание любви к Отечеству и гордости за героический подвиг народа во имя Родины. Актуальность разработки объясняется тем, что требования, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом, ориентированы на достижение личностных результатов обучающихся и должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности обучающихся, а именно: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- знание истории, основ культурного наследия народов России и человечества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание своих обязанностей перед обществом, перед Отечеством.
Методическая разработка ориентирована на преподавателей гуманитарного цикла основной общеобразовательной школы.
Содержание
Аннотация ………………………………………………………….2
Введение ……………………………………………………………4
Основная часть:
а) Методическое обоснование темы ……………………………...7
б) План урока с технологической картой ……………………….9
в) Конспект урока …………………………………………………17
Заключение ………………………………………………………...25
Список использованных источников ………………………….. ..26
Введение
В число общих задач Федерального Государственного стандарта основного общего образования входит задача духовно-нравственного развития личности обучающегося, воспитание любви к своему краю, к своему Отечеству и гордости за героические подвиги своего народа во имя Родины.
Федеральный Государственный стандарт основного общего образования предусматривает также Программу воспитания и социализации обучающихся, которая построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм и гражданственность, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Искусство, как и культура в целом, предстает перед обучающимися как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Важнейшей задачей музыкального образования в основной школе является воспитание и развитие деятельной творческой памяти, сохранение культурной среды и творческая жизнь в этой среде, которые должны обеспечить привязанность к родному краю и социализацию личности обучающегося.
Решению этих задач, учитывая военную специфику суворовского училища, в огромной степени помогает изучение музыкальных произведений о героических подвигах нашего народа, о великих полководцах, о героическом прошлом нашей Родины на уроках искусства (музыки). Изучая патриотические музыкальные произведения, суворовцы учатся любить и защищать свою Родину, быть истинными патриотами, верными сынами своего Отечества.
Для успешного изучения и усвоения музыкального материала необходимо развитие у суворовцев универсальных учебных действий: способности к саморазвитию и самосовершенствованию, формирование компетенций и компетентностей в предметной области искусство (музыка), развитие творческих и музыкальных способностей, овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Для решения этой задачи можно применять как инновационные образовательные технологии, так и традиционные приемы и формы работы.
Всем известна сила влияния музыки на человека. Изучая музыку, суворовцы осваивают общечеловеческие ценности и нравственные идеалы, постигают мир через искусство. Но для того, чтобы воспринимать и понимать музыкальное произведение в полной мере, необходимо знать особенности музыкального языка, понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, средства музыкальной выразительности, жанровые и стилевые особенности музыки.
В результате освоения учебного предмета «музыка», суворовцы должны не только иметь представление о целостной картине современного музыкального мира и эмоционально-ценностное заинтересованное отношение к музыке во всем ее многообразии, но и владеть художественными умениями и навыками, необходимыми для продуктивной музыкально-творческой деятельности, а также иметь развитые музыкальные способности определенного уровня, включающие ассоциативное мышление и творческое воображение.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение художественной сферы и музыкально-творческое развитие суворовцев, активное включение элементов музыкального самообразования, изучение произведений различных жанров, стилей, эпох, как современных композиторов, так и композиторов прошлых веков. Постижение музыкального искусства приобретает деятельный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы суворовцев в различных видах деятельности: в слушании, пении, музыкальной драматизации, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, проектно-исследовательской деятельности. Происходит формирование основ художественного мышления, способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать свои действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать разнообразие музыкальной картины мира, что в свою очередь способствует развитию познавательных способностей суворовцев.
Изучение отечественного музыкального наследия, уважение к художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи ориентировано на освоение духовно-нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей, на социальное развитие суворовцев, как истинных граждан своей Родины. Но, исходя из специфики МсСВУ, огромная роль в воспитании личности суворовца должна принадлежать музыке военной направленности и классическим музыкальным произведениям героико-патриотического содержания.
Данными тезисами и определяется выбор темы методической разработки.
Основная часть
Методическое обоснование темы
Разработка урока включает изучение героико-патриотических произведений русских композиторов. Задания, предложенные в данной работе, ориентированы на формирования учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной, общекультурной компетенций, компетенции личностного самосовершенствования.
Работа с музыкальным произведением создаёт условия для самостоятельного освоения суворовцами предметных и метапредметных УУД, обеспечивает понимание музыкального произведения, а также позволяет разнообразить работу с ним, исходя из задач, решаемых в процессе обучения.
Одним из главных критериев работы с музыкальным произведением является умение внимательно слушать и анализировать его, а для этого необходима выработка следующих универсальных учебных действий:
изучение истории создания произведения (самостоятельно, с помощью информационных технологий найти и изучить материал об авторах музыкального произведения, об историческом времени, в которое создавалось произведение; узнать, чему посвящено произведение; узнать основную идею музыкального произведения, содержание, развитие сюжета, имена исполнителей);
умение внимательно слушать и анализировать произведение (определить жанр, форму, стилевые особенности музыкального произведения; понять особенности музыкальной драматургии (экспозиция – завязка – конфликт –кульминация - развязка), логику развития действия в музыкальном произведении: определить контрастные темы и их взаимодействие);
понимание развития музыкальных образов (проанализировать музыкальные характеристики героев: определить характер основной музыкальной темы героя; определить, какие интонации использовал композитор для создания музыкального образа героя; назвать выразительные средства музыки, помогающие раскрыть образ героя (мелодия, ритм, темп, динамические оттенки, тембр, регистр, особенности гармонии);
понимание роли музыкального сопровождения (объяснить, какую роль играет симфонический оркестр; знание особенностей звучания различных музыкальных инструментов; роль музыкального сопровождения в раскрытии музыкального образа);
понимание взаимосвязи различных видов искусства при создании музыкальных произведений (объяснить связь музыки с изобразительным искусством, с хореографией, литературой и др.);
рефлексия знания музыкального произведения (умение связать содержание музыкального произведения с конкретным историческим периодом или событием; составление презентации или сообщения на основе различных источников об истории создания и содержании данного музыкального произведения; умение объяснить, чему учит данное музыкальное произведение; умение делать выводы и заключения);
рефлексия собственной деятельности (умение ответить на вопросы: что я узнал о новом музыкальном произведении; чему я научился, познакомившись с данным музыкальным произведением; умение ответить на вопросы по содержанию и выразительным средствам музыкального произведения).
На предложенном уроке и во время выполнения заданий, показанных в разработке, используются современные педагогические технологии: технология проблемного обучения; коммуникативная технология; эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии; информационно-коммуникационные технологии; технология дифференцированного обучения; игровая технология; эвристическая технология (развитие творческих способностей) и др.
План урока с технологической картой
Курс Музыка – 7 класс
Тема урока: «Героическая тема в русской музыке» - 45 минут
Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний.
Вид урока: комбинированный урок (теоретических знаний и элементов творческих заданий).
Цель урока: воспитывать ценностное отношение к русской музыке, прославляющей героическое прошлое нашей Родины, к великим произведениям русских композиторов, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма; актуализировать жизненно-музыкальный опыт суворовцев, помочь им осознать ценность русского классического музыкального наследия, как неотъемлемой части общей духовной культуры и духовно-нравственного развития.
Задачи:
1) обучающие: обобщить знания суворовцев о произведениях великих русских композиторов, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма; научить находить многообразие связей музыки, истории и литературы, проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять роль музыки в жизни человека;
2)развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление суворовцев, актуализировать их знания о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в музыке, в художественных образах живописи, архитектуры, скульптуры; развивать умение передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; развивать музыкальные способности, вокально-хоровые навыки.
3)воспитательные: воспитание гражданской позиции, любви к Отечеству, гордости за его героическое прошлое; воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русской героико-патриотической музыке, интерес к музыке великих русских композиторов, обогащать кругозор в области культуры и искусства.
Основные понятия, изучаемые на уроке: кантата, ария, опера, либретто, выразительные средства музыки, музыкальный героический образ.
Музыкальный материал и галерея героических образов:
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Ария Сусанина-фрагмент Хор «Славься».
А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь», «Ария князя Игоря» - фрагмент из фильма-оперы.
С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский», «Вставайте, люди русские!» - фрагмент из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский».
Картины:
П.Корин «Александр Невский», И.Глазунов «Князь Игорь, В.Верещагин «Не замай-дай подойти!» (Партизаны).
Используемые учебники и учебные пособия: Музыка. 7 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.
Ресурсы урока: план-конспект урока, презентационный материал, мультимедийное сопровождение, фортепиано, музыкальный центр, интерактивная доска, компьютер, музыкальная литература.
Методы обучения:
- метод эмоциональной драматургии,
- метод художественного контекста,
- метод сравнения,
- метод размышления о музыке,
- словесные методы: диалог, беседа, разъяснение.
Задания для обучающихся на уроке:
Слушание музыки.
Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
Определение авторов и названий музыкальных произведений.
Исполнение хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Участие в дискуссии, отстаивание точки зрения, нахождение аргументов в защиту своего мнения.
Педагогические технологии:
технология проблемного обучения
информационная технология (формирование ЗУН)
коммуникативная технология
эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии
(формирование сферы эстетических и нравственных отношений –СЭН)
информационно-коммуникационные технологии
технология дифференцированного обучения
игровая технология
эвристическая технология (развитие творческих способностей)
мультимедийные технологии
здоровьесберегающая технология
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; умение познавать мир через музыкальные формы и образы;
-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- развитие общих музыкальных способностей, творческого воображения, образного и ассоциативного мышления;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию в области музыкального искусства;
- формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цель занятия, ставить новые учебные задачи;
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- умение размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, сравнивать, размышлять, рассуждать и делать выводы;
- умение организовать общение и взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные:
- уметь приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;
- называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась героическая тема;
- знание и осознанное восприятие героико-патриотических произведений русских композиторов-классиков;
- осознание роли героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца; в воспитании патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование потребности в общении с героико-патриотической музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития;
- знание понятий: кантата, ария, опера, либретто, выразительные средства музыки, музыкальный героический образ.
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств музыкально-художественной выразительности, особенностей музыкального языка;
- развитие слуха и голоса, умения слушать друг друга, петь в ансамбле.
Основные этапы урока:
1. Организация, ввод в тему - 2 мин.
2.Постановка цели и задач урока -2 мин.
3. Актуализация знаний. Повторение и обобщение пройденного материала - 28 мин.
4. Закрепление и проверка полученных знаний: блиц- викторина - 6 мин.
5. Рефлексия. Подведение итогов - 4 мин.
6. Инструктаж о задании на самоподготовку - 1 мин.
7. Хоровое пение: исполнение хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки – 2 мин.
№
|
Основные этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Ключевые компетенции и УУД
|
1
|
Организационный:
включение суворовцев в работу, соблюдение воинской дисциплины на уроке, военной этики и воинских ритуалов,
выработка организованности, готовности к работе на уроке, организация внимания всех обучающихся.
|
Принимаю доклад о прибытии и наличии суворовцев.
Для обозначения темы урока я предлагаю внимательно рассмотреть ряд произведений изобразительного искусства и прослушать музыкальный отрывок.
Задание: определить степень взаимосвязи картин и музыкальных фрагментов, предположить тему урока (показ слайд-шоу и прослушивание музыкальных фрагментов).
Картины: П. Корин «Александр Невский»; «Иван Сусанин»;
кадр из фильма-оперы «Князь Игорь».
Музыкальный отрывок: хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
После высказываний обсуждения мнений, на слайде появляется тема: «Героическая тема в русской музыке».
|
ЗКВ докладывает о готовности к уроку.
Суворовцы рассматривают картины, слушают музыку, определяют степень их взаимосвязи и предположительно формулируют тему урока.
|
Компетенции Коммуникативные: формирование собственной позиции, способности аргументировать ее и координировать с позицией своих товарищей, умение принять общее решение в совместной деятельности.
УУД
Личностные:
нравственно-этические (нормы поведения);
смыслообразование
(установление связи между учебной целью и ее мотивом).
Регулятивные:
умение учиться и способность к организации своей деятельности.
Познавательные:
логические действия (анализ объектов, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование).
|
2
|
Постановка цели и задач урока.
Постановка проблемного вопроса.
|
Подвожу суворовцев к осознанию проблемы, цели и задач урока. «Сегодня вам предстоит обсудить проблему, ответить на вопрос: нужны ли современному поколению произведения искусства, рассказывающие о героическом прошлом нашей Родины? Есть ли необходимость воспитывать молодёжь на героических произведениях?
Докажите правильность вашего вывода».
|
Суворовцы принимают активное участие, в обсуждении проблемного вопроса.
В итоге, суворовцы делают вывод о значении героических произведений для современного поколения, и доказывают правильность ответа на последующих этапах урока.
|
Компетенции
Коммуникативная:
способность к общению.
Проблемная: умение выявлять проблему и находить пути ее решения.
УУД
Познавательные:
постановка и решение проблемы,
логические действия (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование).
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: учет мнения товарища, умение договориться, найти общее решение.
|
3
|
Актуализация знаний:
Обобщение и систематизация знаний, творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
|
Организую повторение и обобщение пройденного материала.
Предлагаю суворовцам разделиться на три группы, выбрать героя музыкального произведения (Иван Сусанин, князь Игорь, Александр Невский)
и рассказать о нем. Галерея героических образов.
Прослушивание бессмертных произведений русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Просмотр видеофрагментов из знаменитых опер и фильмов.
Интонационно-образный и сравнительный анализ музыкальных номеров-характеристик музыкальных героических образов.
Объяснение понятий: кантата, ария, опера, либретто, выразительные средства музыки.
|
Поделившись на три группы, суворовцы рассказывают о своем герое, отвечают на вопросы, принимают активное участие в дискуссии.
Свои рассказы суворовцы иллюстрируют слайдами мультимедийной презентации, включающими
прослушивание музыкального материала и просмотр видео – записей по теме урока.
|
Компетенции Информационная:
готовность к работе с информацией.
Корпоративная:
умение работать в команде.
Речевая: умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы и пр..
УУД
Регулятивные:
способность понимать, сохранять цель и следовать ей в УД, умение действовать по плану, формирование целеустремленности, готовности к преодолению трудностей. Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знание, умение осознанно строить речевое высказывание, чтение.
Коммуникативные: умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, определить способы взаимодействия.
|
4
|
Закрепление и проверка полученных знаний.
Задачи викторины: проверка усвоения пройденного материала, закрепление знаний, развитие творческого мышления суворовцев.
|
Предлагаю суворовцам провести блиц - викторину: выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, ответить на вопросы.
|
Суворовцы выбирают жюри, проводят блиц-викторину: выбирают правильные ответы, отвечают на вопросы викторины. По окончанию викторины жюри выбирает победителя, набравшего наибольшее количество баллов.
|
Компетенции Коммуникативная:
готовность к общению.
Речевая: умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы и пр.
УУД
Регулятивные:
умение контролировать процесс и результаты УД, умение преодолевать импульсивность, умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности.
Познавательные:
информационные (передача информации),
логические (рассуждение, обобщение).
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач, формулировать собственное мнение, строить понятные для партнера высказывания, слушать собеседника.
|
5
|
Рефлексия. Подведение итогов урока:
формирование навыка адекватной оценки собственной деятельности, умения делать выводы, подводить итоги своей работы.
|
Предлагаю суворовцам ответить на вопрос: «Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке?»
Предлагаю продолжить фразы на слайде:
Сегодня на уроке я узнал….
Мне больше всего удалось..
У меня сегодня не получилось….потому что..
Я оцениваю свою работу на….
Подвожу итоги урока.
Объявляю оценки.
|
Суворовцы вспоминают тему урока, анализируют свою деятельность; выясняют, достигнута ли цель урока, ответили ли они на проблемный вопрос. Продолжают начатые на слайде фразы, тем самым подводят итоги своей работы на уроке.
|
Компетенции Коммуникативная:
умение общаться.
Речевая: умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы и пр.
УУД
Регулятивные:
самооценивания,
саморегуляции.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и результаты собственной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
|
6
|
Инструктаж о задании на самоподготовку:
закрепление знаний, развитие творческого мышления суворовцев.
|
Довожу до суворовцев дифференцированное задание на самостоятельное изучение:
I- изучить материал на стр.36-39,
II-ответить на вопросы на стр.37, 39 учебника «Музыка 7класс» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
|
Суворовцы выбирают задание из предложенных с учетом своих возможностей.
|
УУД
Познавательные:
общеучебные (самостоятельно выбирать пути решения проблемы).
Регулятивные:
планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, составлять план и последовательность действий).
Коммуникативные: формулировать свои затруднения, обращаться за помощью, предлагать свою помощь.
|
7
|
Хоровое пение: исполнение хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки
|
Развитие слуха и голоса, умения слушать друг друга, петь в ансамбле. Сплочение коллектива, развитие умения совместного творчества.
|
Суворовцы исполняют хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
|
УУД
Личностные:
гражданская идентичность,
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; осознание ответственности человека за общее благополучие.
Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
|
Конспект урока:
1. Организационный этап.
Доклад о прибытии и наличии суворовцев. Приветствие.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: «Посмотрите, пожалуйста, на картины и прослушайте музыкальный фрагмент. Вам знакома эта музыка?
(Суворовцы узнают хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки) Подумайте, как могут быть связаны между собой эти произведения искусства, и предположите тему сегодняшнего урока.
(Суворовцы предлагают свои варианты темы урока). Вы правильно предположили. Итак, тема урока: «Героическая тема в русской музыке».
2. Постановка цели и задач урока.
Учитель: «Исходя из темы, предположите, какова цель нашего урока. (Суворовцы пытаются сформулировать цель урока). Цель урока: Выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке. Ребята, как вы думаете, есть ли необходимость в наше время вспоминать о героическом прошлом нашей Родины и воспитывать молодёжь на героических произведениях?» (Суворовцы отвечают, выдвигают свои версии ответа).
Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат». Как вы понимаете эти слова?» (Ответы суворовцев).
Вывод: На протяжении всего изучения курса музыки мы встречаемся с героическими образами, с произведениями, посвященными теме воинского подвига, патриотизма, верности своему Отечеству. Если страницы этой истории отображены в искусстве – в музыке, поэзии, живописи, то воздействие их на умы и души новых поколений сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом – истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.
В завершение дискуссии, как подтверждение правильности сделанного вывода, привожу слова великого русского поэта А.С.Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие».
3. Актуализация знаний.
Учитель: «Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и увидим эту историю в музыке. Великие композиторы М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев создали монументальные произведения, воспевающие беззаветную любовь и преданность Родине, готовность защищать ее от врагов во все времена. Давайте вспомним эти бесценные произведения.
Предлагаю вам разделиться на три группы и выбрать героя, о котором вы будете рассказывать:
1 группа – народное ополчение и Иван Сусанин,
2 группа – дружина во главе с князем Игорем,
3 группа – дружина во главе с Александром Невским.
Суворовцы делятся на три группы, выбирают героя, договариваются, кто будет рассказывать о любимом герое.
1 группа характеризует образ Ивана Сусанина в одноименной опере М.И.Глинки.
Суворовец: «Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений». Б.Асафьев .
Михаил Иванович Глинка (1804-1857), автор первой русской героико-трагической оперы «Иван Сусанин»(1837), первоначальное название оперы «Жизнь за царя». Учитель: Дайте определение понятия «опера».
Суворовцы: «Опера – музыкально-драматический спектакль, соединяющий различные виды искусства, среди которых главное место принадлежит вокальному искусству. Все герои в опере поют».
«Главное чувство, рождаемое оперой “Иван Сусанин” М.Глинки, - чувство Родины. Композитор определил основную идею оперы так: подвиг Ивана Сусанина является естественным проявлением национального достоинства, патриотического порыва, свойственного всему русскому народу в годину трагических испытаний. Сусанин – народный герой, частица своего народа, с которым он нерасторжим».
Суворовец рассказывают о героическом образе Ивана Сусанина: «Иван Сусанин - простой крестьянин, спасая родную землю от интервентов – поляков, завел их в непроходимые болота и сам погиб там. Иван Сусанин – народный герой, частица своего народа, с которым он нерасторжим. В его героическом поступке Глинка усматривает проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового пожертвовать собой ради спасения родной земли».
В опере М.И.Глинки образ Ивана Сусанина – героя и патриота - наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!»
Учитель: «Что такое ария?»
Суворовцы: «Ария – песня главного героя, его музыкальная характеристика.
(Прослушивание фрагмента арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!»)
Музыка арии – образец выразительной песенной декламации, строга и очень сдержанна, проникнута скорбным настроением. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними. Интонации неторопливые, величавые. Мелодия проста, выразительна и напевна. В заключительном эпизоде арии Сусанина драматическое напряжение нарастает, достигая подлинно трагической силы: “Ох, горький час! Ох, страшный час!”, но нравственная сила подвига в том и состоит, что человек, подобный Сусанину, способен превозмочь страх смерти. Для него нет другого выбора. Он выбрал спасение Москвы, пусть даже самой страшной ценой – ценою собственной жизни… Партия хора в опере олицетворяет русский народ, его мелодия из Пролога “Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!” становится музыкальным символом любви к Родине. Эта любовь – главная сила, которая движет и судьбами народа, и судьбами отдельных людей».
Просмотр видеофрагмента из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
(В роли Ивана Сусанина - Евгений Нестеренко)
Учитель: «Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?»
Суворовцы: «Мужество, смелость, героизм, самопожертвование во имя спасения Отечества».
2 группа рассказывает об образе князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина.
Суворовец: «Еще один замечательный русский композитор Александр Порфирьевич Бородин(1833-1887), был не только композитором, но и талантливым ученым-химиком.
Суворовец: Опера “Князь Игорь” А.П.Бородина(1869-1887) – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Композитор посвятил ее памяти М.И.Глинки. В основе либретто события времен борьбы Руси с половцами, степными кочевниками, описанные неизвестным автором в поэме Древней Руси 12века “Слово о полку Игореве”.
Учитель: «Дайте определение понятия «либретто».
Суворовцы: «Либретто – полный словесный текст оперы, балета, музыкально-драматического спектакля.
Поэма повествует о неудачном походе князя Игоря против половцев, в результате которого он попадает в плен. Князь Игорь глубоко переживает свое поражение, беспокоится за судьбу Родины, о чём поёт в своей арии.
(Звучит отрывок из арии Князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу».)
Ария Игоря – один из лучших номеров оперы. В ней ярко обрисован главный герой- мужественный, доблестный воин, готовый бороться за родную землю, и в то же время страдающий человек с любящим сердцем. Первые фразы оркестрового сопровождения вводят в настроение сосредоточенного раздумья: «Ни сна, ни отдыха измученной душе…». Князь вспоминает о битве у реки Каялы и гибели русской рати, и это пробуждает в нем страстное стремление к свободе, мечту о новом походе на врага. Основная, героическая тема арии полна неудержимого порыва и мужественной силы, которая, повторяясь, звучит еще более драматично и напряженно в конце арии. Ярким контрастом звучит светлая лирическая средняя часть арии – обращение Игоря к любимой жене Ярославне («Ты одна, голубка лада»). Скорбная музыка сосредоточенного раздумья из вступления симметрично окаймляет всю арию.
Композитор наделяет образ главного героя оперы – князя Игоря лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней).
Просмотр видеофрагмента из фильма-оперы Романа Тихомирова «Князь Игорь».
(В роли князя Игоря – Борис Хмельницкий)
Учитель: по мнению музыкального критика В.Стасова опера «Князь Игорь» А.П.Бородина является славой и гордостью русской музыки.
3 группа представляет образ Александра Невского из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский» и одноименного фильма С.Эйзенштейна.
Суворовец: «…Композитор призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть Гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему». (С.С. Прокофьев)
Незадолго до начала Великой Отечественной войны на экраны вышел фильм под названием «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Музыка, звучащая в этом фильме, была написана композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891-1953), стала известна на весь мир. И затем, на основе этой музыки, Прокофьевым была создана кантата - крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и большого симфонического оркестра - с таким же названием «Александр Невский»(1939). В кантате «Александр Невский 7 частей, каждая из которых поражает яркостью образов. Слушая музыку, как будто видишь перед собой бескрайние равнины Руси, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных водах Чудского озера. «Зримость образов» - характернейшая черта музыки Прокофьева, умеющего мастерски передать в музыке голоса людей, их жесты, движения.
«Песня об Александре Невском» -2 часть кантаты, похожа на фреску древнего живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию («А и было дело на Неве реке») исполняет мужской хор, интонации неторопливые, характерные для напевов древнерусских былин. В средней части( «Ух! Как бились мы, как рубились мы!») повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. В заключении возвращается «богатырская» мелодия хора.
(Звучит фрагмент 2 части «Песня об Александре Невском»)
«Вставайте, люди русские» - 4 часть кантаты, носит иной характер, это- призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки и властно захватывает душу.
Учитель: «Каким событиям посвящено это произведение?»
Суворовцы: «Невской битве 1240г. и Ледовому побоищу 1242г. (битве на Чудском озере), победе князя Александра Невского над шведами и над немецкими рыцарями - крестоносцами».
Учитель: «Расскажите, что вы знаете об Александре Невском».
Суворовцы рассказывают об Александре Невском - великом полководце средневековой Руси: «Святой благоверный князь Александр Невский родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого. Его дедом был Всеволод Большое Гнездо. В 1236 г. Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами.
Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада.
Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены.
Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения.
За подвиг России, за верность православной церкви, за веру Александр Невский был канонизирован, причислен к лику святых в 1380 году. За всю свою жизнь он не проиграл ни одной битвы.
В память об Александре Невском в Санкт-Петербурге построен целый храм».
Просмотр видеофрагментов из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой С.С.Прокофьева.
4. Закрепление и проверка полученных знаний.
Блиц-викторина
Задачи викторины: проверка усвоения пройденного материала, закрепление знаний, развитие творческого мышления обучающихся.
Подведение итогов викторины, выбор победителя.
5. Рефлексия.
Учитель: «Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я узнал….
Более всего мне удалось…
Я оцениваю свою работу на….»
Подведение итогов урока.
Учитель: «Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке?» (Суворовцы отвечают).
Вывод: Русские композиторы – патриоты своей Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, об истории нашей Родины.
Героические произведения русских композиторов, учат любить и защищать свою Родину, быть ответственными за её судьбу, всегда помнить своих героев, совершивших бессмертные подвиги во имя Отечества.
Подвожу итоги урока. Объявляю оценки.
6. Инструктаж о задании на самоподготовку.
Дифференцированное задание на самоподготовку:
I- прочитать учебник на стр. 36-39,
II-ответить на вопросы на стр. 37, 39
учебника «Музыка 7класс» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
7. Хоровое пение.
Исполнение хора «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Заключение.
В данной методической разработке показан комбинированный урок с элементами творческих заданий, включающий героико-патриотические произведения русских композиторов, рассказывающие о героическом прошлом нашей Родины. Знакомство с героико-патриотическими произведениями и изучение их позволяет формировать у суворовцев ключевые компетенции и универсальные учебные действия, направленные на: воспитание гражданской идентичности, патриотизма, гордости за героические подвиги народа; формирование духовно-нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание своих обязанностей перед обществом, перед Отечеством, то есть, на формирование личности, что соответствует требованиям и концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Список использованных источников
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –М.: Просвещение, 2011
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2014
Инновационные педагогические технологии . М.Н.Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
Уроки музыки. 7класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.-М.: Просвещение, 2011
Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Опыт работы по ФГОС ООО/под ред. М.Н.Капранова.- Волгоград: Учитель, 2015
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.Л.Алексеева, Е.Д.Критская; под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-М.:Просвещение, 2013
Рапацкая Л.А. «История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века».-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
Борисова Е.К., Витренюк Н.Е. «Анализ музыкальных произведений».- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014
Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности/Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2013
Музыкально-интеллектуальные викторины для детей 11-14 лет/ Е.В. Ковалева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014
|
|
|