Главная страница

Формирование речевой культуры


Название Формирование речевой культуры
страница 1/4
Дата 11.03.2016
Размер 0.5 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4

МБОУ СОШ №2 им. А.Асеева и Ю.Голикова

ст.Гиагинская, Республика Адыгея



ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Иванюта Евгения Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Содержание

Описание педагогического опыта «Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника»

Литература

Приложение № 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Приложение №2. КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Приложение № 3. ОБУЧАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ В КАЧЕСТВЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ.

Приложение № 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СХЕМА ТРАДИЦИОННОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ.

Приложение № 5. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Приложение № 6. Копилка «нескучных» упражнений, позволяющих повышать уровень культурного владения языком, способствовать формированию языкового чутья.

Приложение № 7. Некоторые упражнения
УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
В первые годы работы в школе я столкнулась с рядом проблем:

  1. Низкая речевая культура большинства школьников.

  • Трудности в восприятии и переработке текстовой информации; отсутствие умения организовать речевое общение в определенной ситуации и незнание этикетных формул речи (в 80% речевых ситуаций, требующих использования речевого этикета, школьники обходятся без него; 50% мальчиков обращаются друг к другу по прозвищам; в поздравлении родителей, учителей, товарищей 60% учащихся используют штампы, не передающие теплоту и искренность чувств); недостаточное владение лексическими, орфоэпическими и грамматическими умениями и навыками.

  1. Частые коммуникативные неудачи учащихся.

  • Отсутствие знаний структуры отечественного речевого идеала и этапов универсального речевого цикла «от мысли к слову»; неумение строить текст и выбирать нужные речевые средства.

  1. Невысокая социализация личности ребенка.

  • Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе; на уроках литературы учащиеся часто не понимают мотивы действия героев.

  1. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.

  • Данные анкетирования учащихся 5 – 9 классов показывают, что 18% учеников справляются с творческими заданиями, а удовлетворение результатами деятельности, связанной с речевой культурой, отмечают лишь 28% от общего числа учащихся.

  • Формализация процесса обучения, то есть учитель – носитель знаний, а ученик – получатель «готовых» знаний.

  1. Недостаточная мотивация познавательной деятельности.

  • Диагностика мотивов изучения культуры речи, проведенная среди 5 – 11 классов, позволяет заметить, что 20% учеников испытывают отрицательное отношение к учению; 30% - нейтральное, 23% - ситуативное, 27% - активное, творческое, личностное отношение.

  1. Невысокий уровень психологических знаний и умений для создания на каждом уроке ситуации психологического комфорта.

  • Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов.

Размышления над этими проблемами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, лингвистов, методистов, к опыту коллег. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы: личностное развитие, полноценная социализация школьника невозможны без целенаправленного формирования его речевой культуры. Средством формирования речевой культуры должно стать развитие лингвистической, коммуникативной, социокультурной компетенции.
Область применения

5 – 11 классы

Связь с наукой

В основе педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского, И. С. Якиманской, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. В. Текучева, Т. А. Ладыженской, В. И. Капинос, Н. Н. Сергеевой, М. С. Соловейчик, Б. Н. Головина, В. В. Соколовой, А. А. Леонтьева, Ю. Н. Караулова, С. И. Ожегова, Н. И. Жинкина, Ф. И. Буслаева, Н. И. Козлова (приложение № 1).

Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителем русского языка и литературы общеобразовательной школы, так как реализованный в работе подход к формированию и развитию речевой культуры школьника коррелирует с той системой работы по культуре речи, которая отражена в действующей программе по русскому языку.

Цель данного опыта состоит в том, чтобы расширить представление о работе по культуре речи и помочь осознать, что это не только работа над нормативными аспектами, но и над умением дифференцировать речевые ситуации, осуществлять отбор языковых средств, коммуникативных стратегий, этикетных формул речи.
Основная проблема - личностно-ориентированный подход к обучению:

  • цель – развитие личности;

  • характер – развивающий;

  • учитель – в диалоге с учащимися;

  • ученик – субъект деятельности.

Идея личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности, – основа педагогических взглядов учителя. Этой идеей обусловлены принципы педагогической деятельности:

  1. Опора на субъектный опыт учащихся, используемый в качестве одного из источников обучения.

  2. Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.

  3. Индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей класса в целом, групп учащихся и каждого ученика в отдельности.

  4. Научность обучения, предполагающая соответствие теоретических и практических умений достижениям культуры речи как науки.

  5. Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов.

  6. Организация совместной работы учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения.

  7. Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.

  8. Психологический комфорт на уроке, позволяющий создать эмоционально благоприятную атмосферу во взаимоотношениях учащихся с учителем и школой в целом, снять, по возможности, повышенную тревожность на уроке.


Методическая система работы учителя
Успешно решать задачи, поставленные перед учителем, помогает формула обучения, которая включает в себя любовь каждого говорящего к своему языку (неотъемлемое свойство языковой личности), любопытство, любознательность, трудолюбие учащихся.

Дидактическая модель „от преподавания к самообразованию”:

преподавание („учитель + ученик(и)”) → взаимообучение („ученик + ученик + необходимая помощь учителя”) → самообучение („ученик + возможная помощь одноклассников или преподавателя”).
Конечная цель обучения - становление учащегося как сильной языковой личности демократического типа, обладающей высокой лингвориторической компетенцией, этической ответственностью.

Формирование речевой культуры школьника проводится в трех направлениях: на уроке, на факультативных занятиях, во внеурочное время.

Наш подход к преподаванию речевой культуры коррелирует с Синтон-программой (практическая психология), одобренной и рекомендованной к распространению Министерством образования России, а также Комитетом по делам молодежи России. Это целостная программа духовного развития и нравственного воспитания, новая форма образовательной и воспитательной среды.

Мы используем постулаты Синтон-программы при формировании и развитии речевой культуры школьника:

  1. Воспитание средой. Образовательно-воспитательный процесс должен быть достаточно длительным, чтобы среда «пропитала» каждого воспитанника.

  2. Знание должно быть пережито.

  3. Необходима целостность и системность психолого-педагогического процесса.


Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника на уроке состоит из следующих компонентов:

  1. Диагностика степени сформированности речевой культуры школьника с целью выявления общего отношения к изучению данного предмета и для разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основе полученных данных.




  1. Перспективное планирование развития положительной учебной мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов:

    • опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации: что знает ученик (знания), как он умеет учиться (учебная деятельность), как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели;

    • оптимистическая позиция учителя состоит в том, что у каждого ученика есть определенный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы его развития.




  1. Организация активной речевой деятельности учения, исходя из 4-х фаз порождения высказывания, выделенных психологами (см.: Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969). Обучение речевой культуре предполагает формирование у учащихся умений, обеспечивающих все четыре фазы порождения высказывания.

Методическая интерпретация позволила Т. А. Ладыженской составить перечень умений, необходимых для успешной речевой деятельности.

1 фаза. Ориентировка в ситуации общения: умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания), т.е. формировать замысел будущего речевого произведения.

2 фаза. Планирование содержания высказывания: умение в соответствии с замыслом собирать материал для речи, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио- и телепередачами, научными и публицистическими материалами, произведениями искусства, в том числе и художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел.

3 фаза. Реализация замысла во внешней речи: умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи, разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации.

4 фаза. Контроль за результатами речевой деятельности: умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом.
Сравнение этого перечня с тем, который предусмотрен разделами программы по культуре и развитию речи для 5 – 9 классов, показывает, что многие из необходимых речевых умений уже представлены в школьном курсе языка. Однако названы далеко не все речевые умения, их формулировки недостаточно сориентированы на разработанную в теории речевой деятельности модель порождения высказывания, в учебниках отсутствуют виды работы и конкретные рекомендации по формированию у школьников привычки и умения на каждой из четырех фаз продуцирования речи учитывать основные компоненты ситуации общения. Мы убедились в процессе работы, что для формирования указанных умений необходимо предлагать учащимся такие задания, которые требуют не просто составления текста (изложения или сочинения), но содержат заданные условия общения, описание речевой ситуации, естественной или условной (учебной). Такие упражнения называют ситуативными (приложение № 2).

Следует отметить, что использование на уроках ситуативных упражнений значительно повышает практическую направленность занятий по русскому языку и интерес к ним со стороны учащихся. Причем это достигается за счет тех возможностей, которые заложены в самом содержании предмета, внутренне присущи ему.

При решении ситуативных задач, анализируя речевую ситуацию, учащиеся могут самостоятельно овладевать новыми знаниями и навыками по культуре общения и осваивать коммуникативные умения.


  1. Изучение лингвистического материала (особенно по речевой культуре) укрупненными, логически завершенными частями с использованием обобщающих таблиц. Их преимущество состоит в том, что они дают возможность воспринимать изучаемый материал целостно и представляют его в форме, удобной для использования теоретических положений в качестве ориентировочной основы для формирования у учащихся умений и навыков, что позволяет более успешно решать проблему применения знаний на практике. К каждой таблице, таким образом, можно обращаться на любом этапе изучения соответствующего материала: при первичном ознакомлении с ним, при расширении и углублении знаний, при формировании умений и навыков, закреплении и повторении (приложение № 3).

Работа над повышением речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать школьникам определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть речь, отличающаяся высокой культурой. Такими ориентирами являются обобщающие таблицы.


  1. Обогащение словарного запаса учащихся. Под обогащением словарного запаса следует понимать не только количественное увеличение, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего. Важным этапом в обогащении словарного запаса учащихся является работа со словарями, так как она обеспечивает нужный объем знаний по культуре речи.

На наших уроках русского языка и литературы словарную работу часто проводят сами учащиеся, что позволяет педагогу вести индивидуальную работу над монологической речью и повышать уровень познавательной активности школьников.


  1. Использование игровой методики. Основываясь на положениях Л. С. Выготского о том, что следует не прививать детям язык взрослых, а помогать им в выработке и формировании собственного языка, а также о том, что игра и детское творчество нужны самому ребенку «для правильного развития его сил», используем на уроках игровую деятельность для формирования речевой культуры. Игровая методика особенно хорошо «работает» в классах, где много слабых учеников, поскольку система игровых форм деятельности предполагает для них механизм защиты. Именно в игровом процессе ребенок усваивает те модели и методы, которые позволяют ему действовать самостоятельно, считает профессор психологии Оксфордского университета Д. Брунер, а игра «выполняет важную психотерапевтическую функцию или, по крайней мере, значительно способствует безболезненной адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем». Игровая методика, в отличие от традиционной, позволяет выбрать свой темп и форму работы для каждого ребенка, «включить» всех и выявить творческие способности практически у всех детей. Трудность состоит в том, что учителю приходится ставить себя в положение участника игры (хотя и не рядового). В таком образовательном процессе учителю необходимо самому учиться играть, придумывать новые игровые формы совместно с детьми.

Следует отметить, что на первых этапах внедрения игровых методик существует определенный психологический барьер: ведь школьники уже привыкли к абсолютно противоположной форме обучения, и среди них может найтись немало «консерваторов». Однако очень скоро игра становится желанной для учащихся, особенно если применяется систематически. Она способствует росту познавательной активности и, следовательно, умственному развитию даже тех, кто в начале работы продемонстрировал наиболее низкий уровень восприимчивости к обучению.

В результате учебная деятельность воспринимается не как нечто навязанное, привнесенное, а как желанная и лично значимая цель (приложение № 4).

Особенно важна роль игры для формирования навыков теоретического мышления, развития интеллекта, выполнения заданий творческого и исследовательского характера.


  1. Формирование речевой культуры школьника осуществляется при изучении всех разделов русского языка и литературы, потому что знание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных упражнений, только тогда оно ценно (приложение № 5).

Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать свое высказывание и окружающих, то есть проводится языковая рефлексия, связанная с оценкой уместности и правильности речевой деятельности.


  1. Создание «копилки» нескучных упражнений, которая используется в качестве лингвистических «разминок», дополнительных и творческих заданий (приложение № 6).




  1. Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.


Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что формирование речевой культуры школьника не ставит целью приобретение «сухих» схематических знаний, умений и навыков. Ему придается личностный смысл, деятельностный характер, практическая направленность. Сама речевая культура рассматривается как средство безопасного и комфортного самоопределения и самореализации личности в современном мире, как способ саморазвития и совершенствования, что имеет огромный воспитательный потенциал. Появляется новый идеал образованного человека как «человека культуры», развитого умственно, этически, эстетически, общественно-духовно. Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части речевую, языковую, социокультурную компетентность.

методическая система процесса формирования речевой культуры







Формирование речевой, языковой (лингвистической),

социокультурной

компетентности

  1. Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский). Программа по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова).

  2. Школьные учебники, реализующие программу по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Школьный учебник, реализующий программу А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. ! Факультативно учебники по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

  3. Программа факультатива «Речевая культура»

  4. Внеклассная работа

  1. Возрастные особенности

  2. Индивидуальные особенности

  3. Профильное обучение

  4. Гимназический статус









7










  • обобщающие таблицы

  • схемы

  • алгоритмы

  • памятки

  • раздаточный материал

  • иллюстрации

  • картины

  • видеозаписи

  • звукозаписи

  • Синтон-программа (автор Н. И. Козлов)

  • словесный

  • наглядный

  • практический

  • репродуктивный

  • проблемный

  • эвристический (частично – поисковый

  • исследовательский

  • кооперации

  • анализ художественного текста

  • сочинение

  • изложение

  • диктант

  • редактирование

  • ситуативные упражнения

  • психологические упражнения

  • индивидуальные творческие задания

  • работа с лингвистическими словарями

  • работа с этикетными формулами

  • игровая деятельность



Урок Факультатив Внеклассные мероприятия

вводный КВН

интегрированный викторины

ролевая игра конкурсы

систематизация и олимпиады

обобщение просмотр фильмов и пьес

выпуск газет

экскурсии

литературные вечера
















Компетентная языковая личность с развитой способностью к языковой рефлексии



  1. Диагностика отношения к предмету.

  2. Диагностика мотивов изучения предмета.

  3. Диагностика познавательной активности на уроке.

  4. Диагностика проявления творческих возможностей

  5. Диагностика обученности.









Результативность обучения
Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников.

У школьников повысилась познавательная активность, стимулирующая проявление творческих способностей.

литература


  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1982.

  2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М., 1944.

  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М. – Л., 1934.

  4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

  5. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

  6. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

  7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

  8. Карнеги Д.

  9. Козлов Н. И. Синтон-программа. Практическая психология на каждый день. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1992.

  10. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.

  11. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

  12. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978.

  13. Ожегов С. И. Очередные вопросы культуры речи // Вопросы культуры речи. – Вып. 1. – М., 1955.

  14. Программа курса «Основы культуры речи и стилистики». – М., 1988.

  15. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

  16. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.

  17. Формановский Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

  18. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.

  19. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М., 1976.

  20. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1998.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
  1   2   3   4