Главная страница

Описание опыта работы Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы


Скачать 167.35 Kb.
Название Описание опыта работы Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы
Дата 26.02.2016
Размер 167.35 Kb.
Тип Урок



Торяник Яна Алексеевна

Сахалинская область

Описание опыта работы




Обучение написанию сочинений

как способ формирования коммуникативной компетенции

учащихся основной школы



Ученые, психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфический человеческой деятельности, обеспечивающей общение. Недаром, одной из задач, стоящих перед курсом русского языка, является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция – это осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах.

Несомненно, на развитие речи ребенка влияет атмосфера семьи, в которой он воспитывается, чтение, радио, телевидение, общение со сверстниками и взрослыми. И мы должны признать, что речь школьников бедна, невыразительна, насыщена неправильным словоупотреблением и вульгаризмами. Для многих ребят письменное высказывание (сочинение, изложение) превращается в пытку, в мучения, навсегда отбивающие охоту искренне высказываться на бумаге.

Трудно переоценить роль уроков развития речи в формировании коммуникативной компетенции учащихся.

Кому, как не учителю, являющемуся носителем литературного языка, решать эту проблему.

Урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира. И здесь многое зависит от педагога, от его умения и желания создать ситуации, когда у школьников возникает интерес и потребность говорить на родном языке правильно, свободно. Необходимо создавать на уроке культурную речевую среду.

Я считаю, что при формировании коммуникативной компетенции учащихся важно признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Главная цель, которую я ставлю перед собой, заключается в следующем: сформировать у учащихся умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи, условиями общения.

Основные задачи состоят в следующем:

  1. Обеспечить овладение нормами русского литературного языка и обогащением словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

  2. Воспитать у учащихся любовь к родному слову.

  3. Создать условия для раскрытия индивидуальных творческих способностей и возможностей каждого ученика, для его самоопределения и самореализации через актуализацию личного опыта.

  4. Сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Я полагаю, что в результате реализации поставленных целей и задач, учащиеся будут иметь навыки хорошей коммуникативно-целесообразной речи.

Для того, чтобы возникли предпосылки для успешного развития речевых возможностей детей через обучение написанию сочинений, выдвигаю следующие принципы:

  1. От простого – к сложному.

Постепенное нарастание сложности коммуникативных задач – необходимое условие успешности уроков развития речи.

  1. Принцип креативности.

Творческие способности можно и нужно развивать – в этом убеждаются на собственном опыте все, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств, все знают, к каким “творческим” результатам приводят попытки развивать сочинительские способности с помощью сочинений “Как я провел день” или “Моя комната”. Каков привет, таков ответ. Но внесите хоть чуточку улыбки и фантазии в само задание, например, “Моя комната в 2050 году” или сочинение “Как я провел день”, написанное от имени кота (собаки, мухи) – и вы не узнаете своих учеников. Одно условие: они должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. А вы сами смогли бы творить, рискуя услышать что-либо вроде “Ну, ты, Петров, и нагородил! Лучше бы ошибки исправил” или “Навыдумывал с три короба, а написал как курица лапой!”?

Креативность, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т. е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Приходится ли удивляться тому, что так мало творческих личностей среди взрослых? Достаточно посмотреть на типичную семью и типичную школу, чтобы понять, что особой креативности у наших детей ожидать не с чего. Но есть у этой медали и светлая сторона: если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не Талантами и гениями – это, в самом деле, от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку. И это подтверждается практикой. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску из творческой активности, достаточно быстро – кто-то просто на глазах, кто-то спустя некоторое время – меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет – это можно проверить специальными методиками. Но главное – проявляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе – даже мастерство.

Методов, развивающих творческие способности много. Интересно, что вообще большая часть методик, с помощью которых психологи определяют уровень креативности человека, обязаны своим происхождением играм.

Игра развивает воображение, смекалку, раскрепощает мысль, заставляет посмотреть на вещи свежим взглядом; производит огромное впечатление на ребят и дает много для опыта нахождения неожиданных решений. Я часто предлагаю ребятам поиграть в игры: «Применение», «Рассказ по опорным словам», «Фотография»…

Интересной получается игра в «продолжением»: когда рассказы прочитаны, ведущий предлагает всем игрокам написать «вторую серию» – продолжение того же текста, в котором снова употребить все без исключения слова списка. Обычно это оказывается сложнее, чем написать первый текст.

Игра очень хорошо развивает прежде всего речевую изобретательность, а поскольку ключ к успешному сочинению рассказа состоит в поиске неожиданных, остроумных сюжетных связок, развиваются также ассоциативное мышление, воображение, чувство юмора.

  1. Принцип наглядности.

  2. Принцип воспитывающего характера обучения позволяет формировать национальное самосознание, патриотизм, высокую духовность, повышает нравственный потенциал личности ребенка.

Уроки развития речи служат эстетическому воспитанию учащихся, как и любые уроки, где есть необходимость использования произведений искусства (живопись, музыка, литература).

  1. Принцип стимулирования положительного отношения учащихся к процессу овладения культурой письменной речи.

  2. Принцип рационального отбора приемов работы, обеспечивающих достижение каждым учеником уровня развитости речевых умений, которые соответствуют его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития.

Обеспечивая развитие ребенка с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и интересов, в обязательном порядке мы используем на уроке индивидуальный и дифференцированный подход. Считаю, что сочинения, как никакой другой вид творческих работ, формирует главное: потребность в самовыражении, сопереживании, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Объектом работы учителя и учащихся на уроках подобного типа является речевая деятельность учащихся в образовательном процессе.

Я использую различные методы и приемы, с помощью которых организуется теоретическая и практическая деятельность учителя и учащихся.

На подготовительном этапе это может быть:

  • Проведение творческих мини-работ. Сочинение – миниатюра таит в себе неограниченные возможности. Оно относится к типу тех синтетических упражнений, которые помогают комплексно решать многие задачи обучения, развивать духовные возможности всех учеников: сильные ученики в сочинениях – миниатюрах оттачивают свое владение речью, стараются создать с помощью языковых средств зарисовку, стремятся к творчеству в полном смысле этого слова; учащиеся послабее видят в таких работах возможность проявить себя, увидеть хоть маленькое, но продвижение вперед, что, к сожалению, им не всегда удается в больших сочинениях. Моя практика показывает: все учащиеся с гораздо большим желанием пишут сочинения-миниатюры, чем выполняют обычные упражнения учебника. Происходит это, видимо, потому, что дети по натуре своей даже «гораздо больше поэты и художники, чем мы обычно думаем» (А.И.Герцен).

Часто в зависимости от трудности темы, от степени подготовленности класса я предлагаю несколько тем для сочинений-миниатюр. Таким путем и при создании этих маленьких работ я осуществляю дифференцированный подход в обучении: каждый ученик получает свою, напечатанную им или написанную на листочке тему, никто при этом не чувствует себя «ущемленным», т. к. учитель вслух не говорит, какая группа что пишет.

Работа над сочинениями-миниатюрами начинается с чтения миниатюр известных писателей. Надо, чтобы учащиеся почувствовали, насколько содержательны, безукоризненно отточены произведения художников слова, надо создать атмосферу восхищения мастерством писателя, сумевшего в малом по размерам сочинении сказать о многом. Читаем мы разных авторов. Я учу ребят восхищаться произведениями И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Ю. Бондарева, В. Солоухина, В.Бианки, Н. Сладкова и многих других писателей.

И вот наступает на уроке момент, когда, взволнованные поэтическими образами мастеров русского художественного слова, дети начинают писать:

«…Волны злились на меня за то, что я ухожу. Море даже поменяло свой цвет: из синего превратилось в зеленое. Оно как будто протягивало свои волны-руки, чтобы люди бежали скорее к нему и брызгались, смеялись, ныряли и плавали».

«…Расправив крылья, дети снеговой тучи летят на землю. Природа медленно погружается в зимний сон, умирая на время».

«…нет ничего чище и невиннее этой белой ромашки, которая так обворожительна и застенчива. Чувствуется, какая она робкая и беззащитная в этом мире».

Сочинение-миниатюра должно быть подготовлено всем ходом урока, и прежде всего его эмоциональным настроем, его теснейшей связью с уроками литературы.

Темы для сочинений-миниатюр я тщательно подбираю, заботясь прежде всего о тесной связи их с темой урока. Но иногда поводом становится первый снег за окном, или сильный ветер, пригибающий ветки деревьев в школьном саду, или лучик солнца, пробившийся сквозь тучи. В каждом конкретном случае от учителя требуется необыкновенная чуткость ко всему, что окружает детей, умение «ловить текущие впечатления» (М.А. Рыбникова).

С моей точки зрения методика работы с сочинениями-миниатюрами не раскрыта до конца, не дооцениваются возможности этого вида упражнений по развитию связной речи. Сочинения-миниатюры дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд: творчество никогда никого не оставляет равнодушным. И если задача школьных уроков, как писала М.А. Рыбникова, «открывать глаза и окрылять сознание», то сочинения-миниатюры могут в этом сыграть значительную роль.

Для развития способности писать миниатюры и этюды можно применять следующие упражнения:

  1. Попробуйте сочинить диалог Правды и Лжи, или Смелости и Трусости, или Доброты и Жестокости, в котором бы раскрывались их существенные признаки, а также было бы выражено ваше отношение к сравниваемым понятиям.

  2. Представьте себе, что вы дерево, у которого сломана ветка. Сочините рассказ – обращение к людям…

  3. Изобразите в рисунках пословицы: «весна красна цветами, а осень снопами», «любишь кататься, люби и саночки возить»…

  4. Попробуйте написать свою шуточную миниатюру о настроении человека, о явлении природы как о живых существах, используя в своем тексте слова в переносном значении.

  5. Прослушайте текст. По впечатлениям от услышанного нарисуйте свои картины природы. Попробуйте символически (только с помощью цвета, без изображения конкретных предметов) передать свое настроение.

  6. Прослушайте «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского (из балета «Щелкунчик»). Создайте словесную картину падающего снега (сочинение-миниатюру).

Варианты подобных заданий безграничны, главное – это желание самого учителя фантазировать, применять предложенные упражнения по развитию языковой способности учащихся, помогать ученикам овладеть эмоциональной стороной родной речи, увидеть нравственную силу родного слова, почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях потери нравственных ориентиров, оскудения моральных качеств у молодого поколения.

Таким образом, будут востребованы и эффективно использованы развивающие и воспитывающие возможности у детей.

  • Проведение упражнений для подготовки к сочинению могут быть:

  • аналитического характера по готовому тексту

  • с заданиями, направленными на переработку готового текста

  • требующие создания нового текста на основе данного (готового)

  • тренирующие учащихся в создании своего текста.

Упражнения направлены на овладение умением раскрыть тему, строить рассуждения, программируют усвоение учащимися определенных знаний и способов деятельности.

Слово учителя на уроке развития речи создает у учащихся определенный эмоциональный настрой, стимулирует их творческий поиск.

Иногда поэтическое слово учителя используется при постановке речевой задачи, сообщении необходимых теоретических и практических сведений.

На уроках развития речи постоянно стараюсь поддерживать доброжелательную и творческую атмосферу. Я считаю чрезвычайно полезными для развития образного видения мира экскурсии в парк, лес, поле, когда дети могут внимательно знакомиться с деревьями, травами, цветами, наблюдать жизнь животных.

Я говорю ребятам: «Окружающий нас мир необыкновенно богат. Сейчас зима. Какой она видится вам? Овладеть художественным словом трудно, но выразить себя и свое видение мира через слово интересно. Мне бы очень хотелось, чтобы это произошло сегодня. Надеюсь, наше занятие поможет увидеть зиму как время года, часть окружающего мира.»

Варианты работы могут быть следующие:

Ребята подбирают следующие слова: сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, унылая, грозная, хладнокровная, манящая, румяная, веселая, волшебница, колдунья, чародейка, красавица, фея, старуха.

  • Если вам захочется записать стихотворение, о каких явлениях природы вы бы написали?

(о снеге, метели, буране, пурге, морозе)

  • Какие мысли, чувства, ассоциации вызывают у вас слова, их обозначающие?»

Составление плана на уроках развития речи должно быть обязательно. От уровня подготовленности учащихся оно может быть коллективное или индивидуальное.

Сбор рабочих материалов. И здесь необходима или лексико-грамматическая группировка слов, или тематическая. Чаще всего мы осуществляем сбор материалов по следующим направлениям:

а) что я вижу

б) что я чувствую

в) что я думаю

Чтобы сбор рабочего материала превратился в интересный труд учителя и учащихся, я стараюсь постоянно и целенаправленно развивать наблюдательность ребят, качество, без которого невозможна творческая деятельность. Умение по-своему взглянуть на окружающий мир, увидеть «удивительное рядом», заметить изменения в объекте наблюдения, сравнить явления действительности формируется во время экскурсий, походов, самостоятельных наблюдений. Они обогащают авторов будущих сочинений новыми впечатлениями, расширяют их жизненный опыт.

К.Б. Бархин считая, что учащихся необходимо «научить остро видеть, слышать, познавать окружающее». Бедность и невыразительность речи в сочинениях-описаниях М.А. Рыбникова связывала с неумением учащихся наблюдать. Прежде чем приступить к написанию сочинения-описания предмета я прошу ребят вглядеться в предмет так долго и внимательно, пока не откроешь в нем того, что еще никто не видел и не описывал.

Например, дерево растет посреди равнины. Как его описать так, чтобы сочинение читалось как бы на одном дыхании и завораживало; как рассказать о нем точно, полно, ярко и по-своему применяя сравнения, свежие эпитеты и метафоры?

На этом этапе фиксируются основные моменты развертывания темы, начало и конец высказывания, переходы от одной части к другой, тематические и коммуникативно-значимые языковые средства.

Для формирования у учащихся умения сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка с 5 класса я начинаю специально обучать школьников анализу и пониманию речевой формы высказывания и поиску выразительных средств при написании их собственных творческих работ.

С этой целью на уроках русского языка я регулярно обращаюсь к художественным текстам, содержащим эпитеты, метафоры, сравнения. Так, например, дается задание: Придумать подписи к рисункам ребят, изображающим дождь (они на стенде) так, чтобы в них входили эпитеты. Вызываю к доске двух «журналистов», которые придумывают эти подписи в воображаемой газете. Обсуждаем придуманные заголовки, определяя виды эпитетов:

изобразительные «Грибной моросящий дождь»

выразительные «Внезапная буря»

«Долгожданный ливень»

метафорические «Проходящий дождь»

Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок, звуков, очертаний. Всему мы придумываем названия, имена. Но человек постоянно стремиться что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познавать мир. Мы часто употребляем короткие сравнительные слова: как, словно, будто, похоже, наподобие, подобный. Ребятам предлагается следующее задание: подобрать какой-либо предмет и придумать к нему сравнения. Вот наиболее типичные сравнения учащихся:

  • Листья березы словно маленькие сердечки.

  • Ярко-оранжевый апельсин как полуденное солнце.

  • Осенние клиновые листья будто красные лапки гуся.

  • Засушенные цветы нарциссов напоминают серебристые звезды.

Демонстрирую ребятам выставку «Лесная фантазия»: веточки, сучки, корни напоминают змею, лису, птицу в полете. Заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение – совсем непросто. Нужно пробудить воображение, фантазию, может быть, даже талант.

Анализ материалов (языковой, композиционный), формирование правильных синтаксических конструкций может происходить при стилистическом эксперименте, редактировании текста. Полезно время от времени предлагать ребятам роли писателей, критиков, ученых, редакторов.

Музыкальное сопровождение улучшает атмосферу уроков речи, повышает интерес учащихся к теме сочинения, оказывает общее педагогическое воздействие, которое проявляется в готовности класса идти на контакт с учителем.

Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, творческую фантазию, воображение.

О связи музыки с развитием воображения и фантазии ребенка неоднократно писал В.А. Сухомлинский: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Она ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума».

В настоящее время, используя современные ТСО, можно очень разнообразить уроки развития речи в общей системе формирования коммуникативных умений.

Эта идея переноса коммуникативных умений, заложенная в систему обучения сочинениям профессора Т.А. Ладыжинской, является очень плодотворной и позволяет научить школьников применять уже имеющиеся у них умения в новой ситуации речевого творчества – при написании сочинений, при рисовании впечатлений от чего-либо под музыку.

Такие уроки особенно нравятся моим ученикам, когда действительно проявляется их талант.

Дети под влиянием музыкальных впечатлений начинают активно использовать конструкции типа: мне кажется, я ощущаю, слышу, вижу, чувствую. Такие попытки я поощряю, так как в подобных случаях сочинения становятся средством передачи очень личных, индивидуальных, художественных впечатлений.

Но все-таки, музыкальное произведение, звучащее на уроке подготовки к написанию сочинения, облегчает поиск языковых средств, которые передают впечатления, активизирует лексику чувств и оценки в детском словаре.

Мои любимые музыкальные произведения, которые я использую на уроках развития речи:

«Времена года» П. Чайковский

«Первые цветы» М. Зива

«Маргаритки» (переложение романса для фортепиано) С. Рахманинов

«Фея сирени» П. Чайковский (из балета «Спящая красавица»)

«Тройка» Г. Свиридов

«Прелюдия» С. Прокофьев

Музыка и живопись на таких уроках помогают раскрыть перед детьми то, что делает искусство именно искусством – художественность, образность его, ведь творческое художественное мышление (то, что мы хотим сформировать) – мышление ассоциативное.

Произведения живописи являются не просто иллюстративным материалом на уроке русского языка, а представляют собой средство, связанное с предметами и целями обучения естественно и органично, средство, стимулирующее и активизирующее речемыслительную деятельность школьников.

Важно не только речевое оформление письменных работ, но и характер имеющегося в сочинении замысла (предложенный учителем; найденный юным автором по аналогии с предложенным, оригинальный, редкий на фоне других), его реализации.

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений, на мой взгляд, является собственный рисунок ребенка. При этом я опираюсь на мысль Л.С. Ваготского о том, что рисунок является графическим рассказом ребенка: «Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал». Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана при словесном оформлении.

Задания могут быть такие:

  1. Прослушать текст и дома его проиллюстрировать.

Анализ рисунков проводится по следующей схеме:

  • Что вы изобразили на рисунке?

  • Что вы хотели сказать зрителю своим рисунком?

  • Какие краски использовали, чтобы зритель мог яснее представить картину происходящего?

  • Как бы вы назвали свой рисунок? Почему?

  1. Мальчикам:

Представьте себе, что вы водитель вездехода и с вами произошел необычный случай. Расскажите (устно-письменно) об этом своим родным (друзьям) от 1 лица и подготовьте рисунок к своему тексту.

  1. Девочкам:

Представьте, что вы волшебница, попавшая в лес. Расскажите от 1 лица, чтобы вы увидели и подготовьте рисунок к своему тексту.

Таким образом, рисунок, созданный ребенком, положительно воздействует на развитие познавательных процессов у школьников. В свою очередь, развитие познавательных процессов имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов, которые являются психологической основой формирования коммуникативных умений школьников. Следовательно, использование указанного средства наглядности – эффективный путь формирования коммуникативных умений учащихся. Соединение словесных и изобразительных средств дает двойную мотивацию для создания высказывания и в большей степени способствует развитию связной речи школьников.

Подготовка учеников к сочинениям по личным впечатлениям происходит в тесной связи с внеклассной работой, а успех последней во многом зависит от помощи родителей и общественности. В последние годы я все чаще обращаюсь к их помощи. На родительских собраниях я всегда стараюсь проанализировать детские работы. Для убедительности читаю отрывки из сочинений одного и того же ученика, написанные, допустим, в 5 и 6 классах: так виднее движение вперед, обогащение логической, эмоциональной памяти, накопление знаний об окружающем мире.

После такой беседы родители охотней приходят на классные часы, чтобы рассказать о себе, своей профессии, музыке, книгах, путешествиях, интересных людях. Их рассказы, беседы, мероприятия я стараюсь приурочить к изучению соответствующих тем по развитию речи.

Так в 5 классе перед описанием животного провожу экскурсию в лесное хозяйство, где ребята удивляют и обогощают очень живые, интересные рассказы о животных и охране природы родного края...

Учителю нужно постоянно стремиться создавать такие ситуации, чтобы школьники чувствовали удовлетворение, радость от своих рассказов, сообщений, сочинений.

Трудно недооценить практическую значимость умения и желания учащихся писать сочинения. Приобретенные навыки по составлению связного текста в устной и письменной речи нужны каждому человеку, особенно в наш компьютерный век. Ведь овладение речью – это способ познания действительности. А детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка, это возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с товарищами. В сочинении проявляется, а значит, и воспитывается восприятие красоты природы, красоты человека.

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование общечеловеческих ценностей у будущих граждан России, которым уже жить и работать в XXI веке.