|
Приложение № 3
ОБУЧАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ В КАЧЕСТВЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
(по материалам работ кандидата
педагогических наук Г. И. Иваницкой)
Сведения о нормах русского литературного языка, которые являются теоретической основой формирования у школьников правильной, нормативной речи, помогут учителю более четко организовать работу по предупреждению и исправлению ошибок на протяжении всего курса. При изучении фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, синтаксиса и пунктуации нужно указывать на орфоэпические, орфографические нормы и т.д. Таким образом, к концу 9 класса путем практического использования представленных в таблице названий групп норм у учащихся постепенно сформируется общее понятие нормы русского литературного языка, имеющее большое значение.
Нормы русского литературного языка
Таблица 3.1
Название норм
|
Что регулируют нормы
|
Орфоэпические
|
Правильное произношение звуков и ударение в словах
|
Лексические
|
Употребление слов в свойственном им значении и правильное сочетание слов по смыслу
|
Грамматические
|
Правильное образование слов, употребление слов, построение предложений
|
Стилистические
|
Использование языковых средств, соответствующих избранному стилю
|
Орфографические
|
Правильную запись слов
|
Пунктуационные
|
Правильную постановку знаков препинания
|
Неоднократное одновременное обращение к таблицам «Нормы русского литературного языка» и «Основные виды ошибок» позволит практически дать школьникам представление о том, что каждый вид ошибки порождается нарушением соответствующей нормы русского литературного языка.
Без умения различать виды ошибок не может продуктивно проводиться работа по их исправлению и предупреждению. Способность разбираться в характере ошибок подсказывает причину их возникновения и способ преодоления. Знание условных обозначений, которыми отмечаются разные виды ошибок в ученических тетрадях, обеспечивает необходимый контакт между учителем и учащимися в работе над совершенствованием речи школьников.
Таблица удобна для использования при анализе письменных работ и устных высказываний учащихся.
Основные виды ошибок
В устной и письменной речи
Таблица 3.2
Виды ошибок
|
Условные
обозначения
|
В чем заключается ошибка
|
Ошибки в содержании
Речевые ошибки
Грамматические ошибки
|
С
Р
Г
|
а) тема раскрыта неполно;
б) не проведена основная мысль;
в) материал недостаточно подчинен теме и основной мысли;
г) искажены факты или события;
д) мысли излагаются непоследовательно.
а) употреблено слово не в том значении;
б) употреблено лишнее слово;
в) неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения;
г) неправильно сочетаются слова;
д) употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу высказывания, описываемой эпохе.
а) неправильно образовано слово;
б) слово употреблено не в той форме;
в) неправильно построено предложение.
|
Только в письменной речи
Орфографические ошибки
Пунктуационные ошибки
|
|
V
|
Неправильно написаны слова (ошибки на месте орфограмм).
Неправильно поставлены знаки препинания.
|
Только в устной речи
Орфоэпические ошибки
|
|
а) неправильно произнесен звук;
б) неправильно сделано ударение в слове.
|
В науке о языке в настоящее время выделяются два уровня культуры речи:
низший, на котором речь рассматривается с точки зрения ее правильности, соответствия нормам русского литературного языка;
высший, выдвигающий требование коммуникативной целесообразности.
Речь правильную и коммуникативно целесообразную в методике называют хорошей. Перечень ее свойств, данный в таблице, представляется необходимым и достаточным. Он составлен на основе лингвистических и методических работ по данной теме. Таблица поможет школьникам лучше понять требования, предъявляемые к их речи, глубже воспринять достоинства и недостатки речи товарищей, составить рецензии на их высказывания.
Свойства хорошей речи
Таблица 3.3
Свойства хорошей речи
|
Основные рекомендации
|
Содержательность
|
Продумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал.
|
Логичность
|
Говорите последовательно, не допускайте «скачки′ мыслей». Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.
|
Богатство
|
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.
|
Точность
|
Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.
|
Выразительность
|
Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, воздействующие на адресата речи.
|
Уместность
|
Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.
|
Правильность
|
Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.
|
В таблицах «Стили речи» и «Стили речи и языковые средства» кратко изложен весь материал, который усваивается на протяжении курса русского языка. Работа с этими таблицами должна вестись в зависимости от требований программы и возраста учащихся.
Стили речи
Таблица 3.4
Стили речи
|
Сфера применения
|
Цели общения
|
Основные виды высказываний
|
Основные стилевые черты
|
Разговорный
|
Быт, семейные, дружеские отношения
|
Обмен информацией, мыслями с ближайшими людьми
|
Беседы (диалоги), записки, письма близким людям
|
Непринужденность, эмоциональность, отсутствие строгой логичности, оценочный характер речи
|
Научный
|
Наука и техника, учебный процесс
|
Разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них
|
Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники
|
Точность, логичность, доказательность, отвлеченность, некоторая сухость речи
|
Официально-деловой
|
Официальные отношения
|
Регуляция официальных отношений, указание, предписание
|
Договоры, законы, деловые бумаги (справки, отчеты, заявления, приказы, протоколы и т.д.)
|
Официальность, строгая точность, сухость речи
|
Публицисти-
ческий
|
Общественная жизнь, политика
|
Воздействие, информация об обществен-ных делах
|
Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи, брошюры (на общественные темы)
|
Призывность, страстность, оценочный характер речи
|
Художествен-ный
|
Искусство слова
|
Воздействие путем словесного художествен-ного изображения жизни
|
Рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения и др., отдельные зарисовки
|
Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи
|
Стили речи и языковые средства
Таблица 3.5
Стили речи
|
Наиболее характерные для каждого стиля языковые средства
Лексические
|
Грамматические
|
|
Разговорный
|
Разговорные слова и фразеологизмы (электричка, перекусить, страх берет); эмоционально-оценочные слова (умница, болтун).
|
Простые предложения, разные по цели высказывания; односоставные (определенно-личные, безличные); неполные предложения; восклицательные предложения; обращения. Модальные частицы. Междометия.
|
Научный
|
Слова с обобщенным и отвлеченным (абстрактным) значением (осадки, свойство); термины, отглагольные существительные (изучение, анализ).
|
Сложные предложения с союзной связью, с причастными оборотами; односоставные (неопределенно-личные, безличные); повествовательные предложения; вопросительные – для привлечения внимания; вводные слова, указывающие на порядок мыслей и связь между ними. Производные предлоги (по мере, в связи).
|
Официально-деловой
|
Официальные слова и выражения (жилплощадь, городской транспорт); речевые штампы (довожу до вашего сведения); отглагольные существительные (проживание, нарушение).
|
Повествовательные предложения; предложения с рядами однородных членов, с причастными оборотами; сложные с придаточными условными, присоединительными. Производные предлоги (ввиду, за неимением). Составные союзы.
|
Публицистический
|
Общественно-политическая лексика (партия, митинг); высокая лексика (труженик, почин); слова с подчеркнуто положительным (герой, подвижник) или отрицательным значением (происки, злодеяния); с переносным значением.
|
Побудительные предложения; восклицательные предложения; риторические вопросы; распространенные предложения.
|
Художественный
|
Слова с конкретным значением; слова, употребленные в переносном значении; эмоционально-оценочные слова.
|
Использование синтаксических конструкций самых разнообразных видов. Использование глаголов одного времени в значении другого.
|
Школьная программа по русскому языку предусматривает практическое усвоение учащимися понятия типы речи, которое необходимо для работы над связными высказываниями. Каждый тип речи характеризуется по тем признакам, которые помогут школьникам не только понять его особенности, но и руководствоваться при анализе текстов и создании собственных высказываний. Данная таблица предполагает многократное использование.
Типы речи
Таблица 3.6
Название типов речи
|
На какой вопрос дается ответ в высказывании
|
О чем говорится в высказывании
|
Наиболее характерные временные отношения
|
Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы)
|
Описание
|
Каков предмет?
|
О признаках (предмета, человека и т.д.)
|
Одновремен-
ность
|
Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод
|
Повество-
вание
|
Что происходит с человеком, предметом?
|
О событиях и действиях
|
Последователь-
ность
|
Развитие событий, действий
|
Рассужде-
ние
|
Почему?
|
О причинах признаков, событий, действий.
|
Разные временные отношения
|
Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод
|
Осмысление речи как особого вида деятельности поможет учащимся более целеустремленно направлять свои усилия на овладение необходимыми умениями, правильно понимать и употреблять такие важные для учебного процесса словосочетания, как речевые умения, развитие речи, виды речевой деятельности и т.п. Вместе с тем необходимо, чтобы учащиеся осознали, что понятие речь имеет и второе значение – «продукт (результат) речевой деятельности». Именно в этом значении слово речь употребляется, когда мы даем оценку: хорошая или плохая.
Общие сведения о речи
РЕЧЬ ЯЗЫК
Общения и познания
От чего зависит характер нашей речи
Речевая ситуация
Программа предусматривает развитие как устной, так и письменной речи. Несмотря на то, что основные речевые умения необходимы для обеих форм речи, каждая из них достаточно специфична. Следует учитывать, что, тренируясь в письменной речи, ученик может не научиться устной и наоборот. Сведения, предлагаемые в этой части схемы, усваиваются также практически.
Не менее важно для постижения речи как особого вида деятельности использование понятия речевая ситуация, опора на которое поможет усилить практическую направленность работы по культуре речи, учить школьников воспринимать и продуцировать речь с учетом тех условий, которые определяют ее характер.
приложение № 4
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СХЕМА ТРАДИЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ
Традиционная учебная деятельность
|
Игровая деятельность
|
1. Управляемая (несвободная) деятельность. Управляется внешним образом.
|
1. Свободная деятельность. Развитие творческих сил. Самодвижение. Игрой управлять внешним образом нельзя: она либо включает тебя, либо игнорирует.
|
2. Манипуляция. Подготовка ребенка (или взрослого) к выполнению какой-либо задачи. Ребенок (взрослый) использует лишь «запрограммированные», но далеко не все свои умения и навыки.
|
2. Игрой нельзя манипулировать: она не готовит к выполнению какой-либо конкретной задачи, а обеспечивает общее развитие человека; активно используя все его физические, двигательные, сенсорно-перцептивные, умственные, лингвистические, социальные, коммуникативные умения и навыки.
|
3. Действие осуществляется ради цели. Роль учителя - авторитарная (руководитель). В пределах системы роль не меняется. Нет динамики роли учителя.
|
3. Цель заключена в действии. Динамика роли учителя - наблюдатель, товарищ, участник, интеллектуальный лидер – разные роли.
|
Доля игры в учебном процессе велика. Примеры игр, которыми я пользуюсь на уроке: викторины, ребусы, кроссворды, загадки, словесное лото, анаграммы, эпиграммы, метаграммы, палиндромы, конкурсы, шарады и т.д.
Это может быть целый урок, построенный на игре: урок-кроссворд, дидактическая игра, ролевая игра, заочная экскурсия, урок-сказка.
приложение № 5
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Урок в 6 классе
«Притяжательные местоимения»
Работа направлена на формирование речевой этики.
Когда мы используем местоимения ты, твой – Вы, Ваш?
Работа с таблицей.
Употребление местоимений Вы, Вам уместно
|
Употребление местоимений ты, твой уместно
|
1) по отношению к незнакомому, малознакомому адресату;
|
1) по отношению к хорошо знакомому адресату;
|
2) в официальной обстановке общения;
|
2) в неофициальной обстановке общения;
|
3) при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату;
|
3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении;
|
4) по отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату
|
4) по отношению к равному и младшему адресату
|
Как вы думаете, почему на одном уроке «встретились» притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.)
Ролевая игра
Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале).
Какую форму общения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся?
Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?
Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует ее, обращая внимание на средства речевого воздействия.
Возможно ситуации записать на видеокамеру, а при просмотре проанализировать. (Языковая рефлексия.)
|
|
|