Главная страница

Трудности в общении старших дошкольников с зпр с окружающими людьми связаны


Скачать 65.88 Kb.
Название Трудности в общении старших дошкольников с зпр с окружающими людьми связаны
Дата 11.02.2016
Размер 65.88 Kb.
Тип Документы

В моей группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками. Они часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:

  • с несформированностью возрастных форм общения этих детей;

  • с неразвитостью структурных компонентов общения;

  • с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Научить ребенка сообщать, передавать информацию своему собеседнику в процессе межличностного взаимодействия – непростая педагогическая задача, особенно если она должна быть решена относительно малыша, имеющего речевые трудности и на уровне физиологической патологии, и при наличии издержек воспитания как социального явления. Здесь прежде всего необходимо самим педагогам дошкольного образования овладеть педагогической коммуникацией, чтобы совокупностью средств, оригинальных находок и способов профессионально и успешно влиять на процесс усвоения, использования и передачи информации детьми. Способствовать созданию эмоционально-психологической атмосферы общения педагога и воспитанников, на характер отношений между ними, на качество их речи. Эти важнейшие стороны развития личности ребенка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.

Цель: создать условия для формирования коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Задачи:

  • развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру и социальной действительности;

  • создать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

  • приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний.

  • развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

  • учить распознаванию эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

  • формировать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

  • развивать речь как средство развития коммуникативных и социальных навыков.

Каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность - это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.

Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции.

В своей практической деятельности во время….

я применяю

1. Игры-задания для рабочего настроя:

Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)

Пример

- можно предложить взяться за руки и приветствовать друг друга нетрадиционным способом «Мы стоим рука в руке. Вместе мы большая лента. Можем мы большими быть (поднять руки вверх). Можем маленькими быть (приседают). Но никто один не будет. (И. п.)

- Поздороваться с соседом, передать перышко и сказать «Здравствуй (имя), я рад тебя видеть!»

- «Ласковые слова» Поздороваться с соседом и сказать (можно с предметом) «Мне нравится в тебе…» Говорить эту фразу всем участникам игры. Остальные стараются, чтобы эти комплименты были разными.

-Взяться за руки и вместе сказать: «Доброе, утро!» - шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.

- «На что похоже настроение?» -дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются (какое же настроение у всей группы).

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.

2. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».

Особо нравятся детям следующие игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) .

Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

«Слова на одну букву (звук) »

Игра начинается со слов «Я вижу… »

3. Коммуникативные игры «Будь внимателен!» - Действовать по сигналу. «Сугроб» -показывают руками большие кучи снега; по команде «Метель» - быстро бегут; «Поземка!» - в полуприседе. 5. Пиктограммы «Снежинки» Детям раздаются снежинки в центре которых схематично изображены эмоции. Каждый рассматривает и говорит, что она чувствует.

Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».

Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

- сочинение сказки, общей истории

Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

5. Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

я предлагаю вам немного побыть в роли детей и поиграть .