Главная страница

Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе


Скачать 257.05 Kb.
Название Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе
Дата 11.03.2016
Размер 257.05 Kb.
Тип Творческая работа

МОУ ,, Средняя общеобразовательная школа № 3г. Красноармейска

Саратовской области”

Творческая работа

на тему:

«Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе»

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 3 г. Красноармейска

Карандина Г.И.
2009 – 2010 г.г.
Аннотация
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и собственного педагогического опыта разработаны и апробированы игры и упражнения (развивающие, дидактические), которые повышают качество учебно-воспитательного процесса и способствуют развитию психических процессов личности на начальном периоде обучения в 1 классе.

Дать детям радость труда,

радость успеха в учении,

пробудить в их сердцах

чувство гордости, собственного

достоинства – это первая

заповедь воспитания

В.А. Сухомлинский.
Поступление в школу – это большая перемена в жизни ребенка. Ученик направляется в школу с радостью и скрытой внутренней тревогой, которая свидетельствует о понимании того, что ему предстоит заниматься общественно значимым, обязательным делом.

Родители дошколят знают, что к моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем интеллектуального развития, запасом знаний и представлений, умением выполнять умственную работу. Они хорошо понимают и значение общего развития в подготовке ребенка к школе.

Однако многие из родителей, воспитателей зачастую рассматривают подготовку к школе как раннее изучение программы первого класса, что сводится к формированию узко предметных знаний и умений. А это, по мнению психологов и педагогов, само по себе не определяет успешность обучения; гораздо важнее, чтобы у будущего школьника были сформированы качества, необходимые для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, сила воли, усидчивость, умение доделать начатое дело до конца. А также такие психически процессы, как внимание, воображение, память, речь и т.д.

Непосредственное отношение к подготовке ребенка к школе имеет игровая деятельность.

Ученые констатируют, что данное положение нередко игнорируется родителями. Они покупают «бесполезные» игрушки, не умеют организовать игру ребенка, играть с ним. Воспитателями, которые увлекаются формами обучения, используя «школьные» технологии. Некоторыми современными исследователями, оспаривающими ведущую роль игры и создающими программы, в которых не учитываются закономерности психического развития ребенка.

В результате к началу школьного обучения у ребенка обнаруживаются существенные пробелы в опыте живых представлений об окружающей действительности (поэтому в рассуждениях ему зачастую просто не на что опереться), не развит познавательный интерес и т.д.

Вызывает тревогу как физическое, так и психическое здоровье будущего первоклассника («натаскивание» в обучении достигается чаще всего посредством серьезных затрат времени и психической энергии ребенка). А ведь еще В.А. Сухомлинский писал: «...примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание…»

Непрофессиональный, иногда грубый подход к подготовке к школьному обучению лишает ребенка радости детства, надолго отбивает желание учиться.

Нередко вообще отсутствует подготовка ребенка к школе (30% детей не посещают детские сады).

С перечисленными отрицательными моментами в преемственности дошкольного и начального образования сталкиваются многие учителя, о чем свидетельствуют публикации в журналах «Начальная школа», «Дошкольное воспитание», а также подтверждается моим практическим опытом: я довольно часто встречаю первоклассников, подготовленных к школе лишь формально или вообще неподготовленных к обучению.

Учить таких ребят сложно. Ведь преодолеть трудности, возникающие по причине низкого уровня развития внимания, памяти, мышления, а также несформированности познавательного интереса (интеллектуальной пассивности) – нелегко.

Очень хорошо, что ребята в моем классе разные и благоприятным фактором развития становится разный интеллектуальный уровень учебного коллектива.

Разный у учащихся и уровень воспитанности. А это значит, что ребенок, не умеющий вести себя на уроке, на перемене, не владеющий нормами общения, видит перед собой образец поведения; примером для подражания, бесспорно, являются – и познавательные игры.

В своей работе я использую не тренировку (или как говорят «натаскивание») ученика в решении конкретной учебной задачи, а пытаюсь устранить причины, вызывающие те или иные трудности в обучении. Например, если причиной неумения решать математические задачи является недостаточное развитие логического мышление, зрительного и пространственного восприятия, то я провожу работу по развитию этих качеств.

Работая в этом направлении, я опираюсь на разные методы обучения, в частности, проблемно – поисковый - как один из основных методов развития умственных способностей ребенка.

Активизировать учебную деятельность на начальном периоде обучения в первом классе мне помогают игровые моменты, игры, занимательный материал, нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса.

Игра помогает развивать у учащихся и то недоработанное «звено», без которого невозможно обучение: познавательные процессы (внимание и память); умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий, т.е. творческое мышление.

Игры, к которым я обращаюсь, разнообразны по своему содержанию, структуре, целевому назначению. Это дидактические игры (сюжетно-ролевые, игры-упражнения), а также специальные развивающие игры (понятие «развивающие игры» ввел педагог – новатор Б.П. Никитин).

Остановлюсь подробно на применении развивающих игр в учебно-воспитательном процессе, и прежде всего на тех, которые направлены на развитие внимания и памяти.

«Внимание – это резец памяти», - говорил Монтень.

Внимание же первоклассника имеет следующие особенности: непроизвольность, легкая переключаемость, отвлечение. Это не позволяет ему на первых порах надолго сосредоточиться на одном объекте или действии. Ребенок обращает внимание лишь на то, что вызывает его непосредственный интерес.

Внимание младшего школьника более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении действий умственных.

Концентрированность или интенсивность внимания может быть довольно большой, а распределение внимания развито слабо. Погруженный в какую-либо работу, ребенок может «не слышать» указаний или вызова учителя.

Объем внимания первоклассника еще узок. Рассматривая картинку, первоклассники сосредоточиваются по преимуществу на двух-трех предметах. Чтобы дети обратили внимание на большое количество их, необходимо показывать картинку еще и еще раз. Если ребенок ошибся в решении примера, состоящего из трех чисел (например, 3х4х2), и его надо повторять вслух, то два числа ребенок, как правило, назовет, а третье нет. Значит, это не ошибка в выполнении действия, а «ошибка внимания»: ребенок просто не удерживает в памяти одновременно три числа.

Эти особенности я постоянно учитываю в работе с детьми. Считаю, что воспитание внимания определяется четкой организацией урока, продумыванием его содержания, методов и форм работы, достаточным количеством игровых упражнений, игр, заданий, нацеленных на формирование этого качества личности.

В адаптационный период часто провожу с детьми игру «Заметь все!» (в журнале «Начальная школа» встречаются разные названия этой игры). Оборудование к этой игре может быть разное: осенние листья, камешки, игрушки на палочке, учебные принадлежности на столе, предметные картинки, картинка с изображением геометрических фигур на наборном полотне.

Например:



Учащимся задаю вопросы, какие это фигуры? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности расположены фигуры? Затем геометрические фигуры меняю местами или некоторые из них убираю. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось на наборном полотне?» Прошу восстановить данную последовательность фигур.

Через некоторое время использую более сложный вариант игры. Дети рассматривают геометрические фигуры в течение 10-15 секунд, а потом при закрытом наборном полотне называют их.

Постепенно увеличиваю число фигур, что дает игре новое развитие и обеспечивает ее обучающий эффект.

Сюжет этой игры можно изменить в зависимости от места ее проведения. Во время прогулки мы играем с листьями. «Ветер-шалун» (ученик, проводящий игру) уносит их, играет ими (меняет местами). Ребята определяют, какие изменения произошли, какой листочек унес « ветер».

Через некоторое время выбирают нового «ветра». Им становится наиболее внимательный учащийся.

В группе продленного дня в сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» «дочка» должна расставить посуду, как мама, заметить, чего не хватает в наборе посуды.

Такой подход к развитию игры помогает мне долгое время поддерживать интерес к игре, включать детей в придумывание сюжета, расширять кругозор учащихся, формировать познавательные интересы, развивать внимание, память, воображение.

Очень люблю проводить «Никитинские игры». Игры «Внимание», « Внимание - угадай-ка » направлены не только на развитие способности видеть и запоминать увиденное, но и на развитие мышления.

Приведу несколько примеров таких игр.

Игра «Внимание»

Несколько секунд я показываю какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. Потом карточку убираю, а ученики должны точно воспроизвести (нарисовать) увиденное изображение. Надо «схватить» и форму, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними.

Например:



Учащиеся знают, что все фигуры высотой в 2 или в3 клетки и располагаются на одной линейке (по горизонтали в строчку). Рисунок выполняется простым карандашом. После игры проводится проверка. Форма проверки разная. Это и самопроверка, и взаимопроверка. «Образец» в это время находится перед глазами учащихся. Выполнение задания оценивается по 10-балльной системе.

Критерии оценки можно взять в книге Б.П.Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры»1
«Внимание-угадай-ка »

Например:


Играем так же, как и во «Внимание», только еще наблюдаем за изменением фигуры при переходе от одной к другой, и сами рисуем последнюю фигуру. Проверяем и оцениваем свою работу. Последняя фигура оценивается большим количеством баллов, так как первые фигуры ребята рисовали по памяти, а при выполнении последней анализировали, рассуждали.


Игры Никитиных я дополняю своими карточками - сериями. Материал игры «Внимание» я пополнила печатными буквами, арифметическими знаками и знаками сравнения, знаками погоды и дорожными знаками. Такие игры имеют обучающий, развивающий и воспитывающий эффект.

Наряду с ними, большое значение на всех этапах урока имеют игры, способные влиять на уровень памяти и ее развитие.

Память первоклассника характеризуется непроизвольностью. Дети хорошо запоминают то, что интересно, ярко, впечатляюще, причем делают это без всякого целенаправленного намерения.

В первые месяцы обучения, учитывая эти особенности, стараюсь заинтересовать учащихся учебным материалом. Выработать потребность в знаниях (это достигается понятным, доступным изложением материала), показать и начать формировать способы (приемы) запоминания.

Для того чтобы дети запоминали буквы, цифры, использую стихи и картинки:

«Похожа единица на крючок, «Одна луна на небесах,

А может на обломанный сучок?» Две стрелки ходят на часах,

«Гляди четыре это стул, Три огонька у светофора,

который я перевернул». Четыре лапы у Трезора».

В. Степанов «Посмотри вокруг».

Помогает мне в этой работе и игра «На что похожа цифра, буква».

Ниже дан её фрагмент:

- На что похожа цифра 3?

- Цифра 3 напоминает морскую волну.

- Изогнутый лук.

- Усы.

- Два крючка.

(Когда ребёнку надо припомнить цифры, буквы, припоминаются фактически, картинки).

Постоянно развиваю у детей наглядно-образное мышление, воображение, так как многие приёмы укрепления памяти базируются на этих процессах.

Так во внеклассной работе приемлема игра «Что на что похоже?»

Три отгадчика выходят за дверь, а остальные договариваются, какой предмет (букву, цифру) будут сравнивать. Когда отгадчики возвращаются, учитель начинает: «То, что мы задумали похоже на…»- и даёт слово тому, кто первым нашёл сравнение и поднял руку:

- …на цветок…

- …на бабочку…

- …на винт вертолёта…

- …на восьмёрку, которая лежит на боку…
- Очки?- спрашивает отгадчик.

- Нет! Разве очки похожи на винт вертолёта?

- Бант! – догадывается другой и получает право назначить новых отгадчиков и предложить предмет для загадывания.

После игры школьники оценивают сравнения, отмечая наиболее удачные из них.

Продемонстрировать возможности памяти помогают игры «Математические слова», «Повтори-ка!».

В игре «Математические слова» я называю цепочку знакомых и незнакомых слов и прошу ребят запомнить её. При проверке один ученик называет слова, остальные учащиеся внимательно слушают, а потом дополняют, исправляют его ответ.

Анализирую количество названных слов, причины запоминания одних и незапоминания других (ещё не изучали, не учитывался смысл слов и т.д.)

Круг слов, их количество постепенно расширяю. Залог успеха данной работы – регулярная фиксация удач учащихся в запоминании.

В игре «Повтори-ка!» называю одно из слов, например «пять». Следующий ученик повторяет это слово и добавляет своё. Третий уже называет два предыдущих слова и ещё одно. И так далее.

Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок (за этим следит судья), выбывает из игры. Список слов растёт, запомнить его всё труднее и труднее. Один за другим выбывают ученики из игры. Побеждает тот, у кого лучше память. (Эту игру лучше использовать на внеклассных занятиях по математике).

Существует и второй вариант этой игры (учитель показывает картинку и называет слово).

Принимая участие в подобных играх, учащиеся не только осмысливают, прочно сохраняют в памяти математические названия, термины, но у них постепенно увеличивается объём слухового, зрительного запоминания, что важно при запоминании заданий математического диктанта, содержания задач, всевозможных терминов, текстов и т. д. Кроме того, расширяется объём памяти, закладываются предпосылки для рационального запоминания.

Логическое мышление и его относительная сформированность на начальном этапе обучения,- т.е. в начальной школе также важны, как и работа памяти и уровень внимания.

Мне приходилось наблюдать следующее. Некоторые дети, поступающие в школу, не умеют рассуждать, выделять главное, находить причины событий, сравнивать предметы и явления, делать заключения. Ведь, казалось бы, до школы им уже приходилось, и рассуждать, и сравнивать, и делать какие-то выводы. Тогда они выполняли это с успехом, а теперь не могут. Что же случилось?

При внимательном рассмотрении самых разных случаев неуспеваемости младших школьников бросается в глаза не просто неумение рассуждать, запоминать и т.п., а отсутствие интереса к учёбе. Таким детям неинтересно узнавать новое, неинтересно учиться. У таких детей не развита познавательная активность. В первом классе я наблюдала отсутствие интереса к решению арифметических примеров с числами без наименования, к решению задач с сюжетом, не интересующим ребёнка. Например, на вопрос: «Сколько будет 2+1» - ребёнок не может ответить до тех пор, пока он не будет задан конкретно, с предъявлением ребёнку знакомых предметов: «У тебя было две конфеты, тебе дали ещё одну. Сколько стало конфет?» И тогда сразу, без раздумья даётся правильный ответ: «3»!

Заметила, что задачи, где надо сосчитать количество метров материала, необходимых для пошива платьев, решаются труднее, чем аналогичные задачи с другим сюжетом, например, связанных с неизвестным количеством каких-либо предметов.

Это говорит о том, что интерес учащихся в начальный период обучения в первом классе возникает лишь тогда, когда задача связана со знакомой им практической деятельностью и, возможно, с тем, что ребёнку легче представить себе одни предметы, чем другие.

Психологи отмечают эту особенность как неотъемлемую для детского сознания: «Мышление ребёнка подчинено удовлетворению практических нужд, возникающих в играх».

Но, думаю, что к мышлению школьника должны предъявляться и другие требования. Они связаны с тем, что ребёнок имеет дело не только с практической деятельностью, результаты которой легко обозримы, но и с такой, результат которой часто нельзя увидеть непосредственно, воочию. Чем старше школьник, тем большую роль в его жизни играет именно такого рода деятельность. Чтобы осуществлять её успешно, необходимо научить ребёнка делать логические выводы, заключения.

Поскольку всякая мыслительная деятельность начинается с любопытства, с удивления, стараюсь у ребёнка вызвать вопрос, показать предмет так, чтобы он удивился открывшейся незнакомой стороне в этом предмете. Будучи дошкольником, он «не замечал», что все предметы имеют нечто общее – форму, но вот мы обратили его внимание на то, что предметы бывают круглой формы, продолговатой, широкие, длинные и т. п.,- и это сразу меняет его взгляд на известные ему предметы.

Систематически учу детей рассматривать их, сопоставляя и сравнивая между собой, при этом еще и прибегая к разъяснению причин тех или иных явлений. В этом мне помогает следующий вид работы: вопросы исследовательского характера (« Почему утка плавает, а курица нет?»); загадки на смекалку - типа «Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа?» Нередко разбираю с учащимися пословицы и поговорки: Почему говорят «как с гуся вода», «как об стенку горох», «как курица лапой».

Подобные вопросы позволяют мне обратить внимание ребенка на хорошо знакомые предметы и заставить его задуматься над такими их свойствами, которые раньше воспринимались как сами собой разумеющиеся.

Постепенно учу выполнять действия в уме, рассуждать.

Развивают мышление учащихся и самостоятельные задания. Например: прошу придумать ребят задачу на вычитание с числами 6 и 9 или составить свою задачу, но чтобы она решалась так же, как эта и т.д.

Составной частью комплексной работы на уроке по формированию мыслительных операций считаю игры и игровые упражнения, ориентированные на способность сравнивать, анализировать и обобщать.

На первоначальном этапе обучения в 1 классе учу сравнивать два рисунка, два каких-либо предмета.

Алгоритм сравнения следующий: учащиеся рассматривают каждый из рисунков, затем, выбрав одну какую-либо фигуру (часть фигуры) на одном рисунке, находят соответствующую на другом рисунке и перечисляют то общее или различное, что в них имеется.

Учащиеся охотно выполняют игровое упражнение «Помощники Карандаша». Рассмотрев образец, дети должны дорисовать такой же второй предмет, картинку; раскрасить две картинки так, чтобы они были одинаковыми (различными); одним цветом обвести одинаковые части, а другим - отличающиеся друг от друга; найти в предложенном ряду одинаковые фигуры; выделить общий признак группы предметов.

На своих уроках учу классифицировать предметы, слова, геометрические фигуры и т.д. с выделением разных признаков предметов. Например, в игровом упражнении «Живое - неживое» прошу красным карандашом отметить живые предметы, а синим неживые.

Ребята охотно распределяют слова по разным тематическим группам: овощи - фрукты, деревья - кустарники, дни недели - месяцы, домашние - дикие животные и т.д.; называют лишний предмет в тематической группе (игра «Что лишнее» ?), лаконично обосновывая свой выбор.

Развитию логического мышления способствуют задания на определение и продолжение закономерности предметов, чисел (игра «Определи закономерность»); задания, выполняемые по определенной программе (игра «Вычислительные машины»):





а также игровые упражнения, не связанные с вычислениями, а лишь требующие умения выполнять несложные доказательства, проводить рассуждения (игры «Да- нет», «Концовка», «Дополнение», «Наоборот».)

Выводит мышление учащихся на качественно иной уровень работа с пословицами и фразеологизмами «купить кота в мешке», «как угорелая кошка»; с задачами на сообразительность. Пример задачи: «В коробке лежит 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в нее, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?».

Во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные развивающие игры, в том числе и традиционные: мозаика, пазлы, математические квадраты, «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», головоломки.

Данные игры целесообразно распределить по годам обучения. Например, в 1 классе использовать мозаику, пазлы, игры «Сложи квадрат», «Сложи узор». Во 2 классе игры «занимательные квадраты»; «математические лабиринты». В 3-4 классах - «Колумбово яйцо», головоломки, задачи на смекалку.

Это дает возможность следовать от простых игровых заданий к более сложным и добиваться концентрации внимания, тем самым, способствуя достижению положительного результата.

Хочу отметить, что распределение игр по классам не означает отсутствия «пройденных» игр на уроках, занятиях в следующих классах. Они продолжают помогать учителю: учить, развивать, воспитывать, но значительно уменьшается время на их проведение, что повышает плотность урока и его эффективность.

В первом классе игры уместны на любом этапе урока. Так на уроке математики их можно применять во время устного счета, для снятия напряжения, повышения работоспособности; во время проверки знаний учащихся, как задание повышенной сложности. Они составляют большую часть заданий на занятиях математического кружка.

Методика их проведения основана на простом и доступном объяснении правил игр.

При проведении традиционных игр существует определенная последовательность введения игр, начиная с простой игры к более сложному варианту. Нельзя торопить ребенка, нельзя ему подсказывать, т.к. самым важным становится момент догадки, осознания выбора правильного хода действий и единственно верного ответа.

Применяя развивающие игры, я пришла к следующим выводам:

Развивающие интеллектуальные игры оказывают положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на стимулирование познавательной деятельности: значительно расширяется объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Обогащается словарный запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения, небольшие доказательства (обоснования).

Активно формируется мышление учащихся, создаются серьезные предпосылки для усвоения ими более сложных понятий, развивается творческий и самостоятельный подход к познанию и изучению предмета.

У учащихся закладываются предпосылки для формирования таких черт характера, как усидчивость, любознательность, самостоятельность.

Дидактические игры, направленные на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала (коротко назову их «обучающие игры») так же, как и развивающие помогают мне разнообразить виды деятельности детей на уроке, воспитывать интерес к учебным предметам, развивать внимание, память и мышление учащихся. Они ведут к систематизации жизненного опыта учащихся, являются разрядкой для нервной системы.

Обучающие игры применяю на разных этапах урока: при объяснении нового материала (таких игр немного), первичном закреплении, закреплении и повторении пройденного, систематизации знаний по различным разделам программы.

На начальном периоде обучения в первом классе учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого игра невозможна.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют определенные учебные задания. Так на уроке математики уточняются и закрепляются представления о числах, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях, совершенствуются вычислительные навыки и умение решать задачи.

В своей практике я использую следующие игры: сюжетно-ролевые и игры-упражнения.

Если в сюжетно-ролевых играх есть все элементы игры и дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом, то в играх-упражнениях есть только отдельные элементы: действие или правило или то и другое и дидактическая задача выражена явно.

Моим ученикам нравятся многие сюжетно-ролевые игры: «Определи маршрут корабля», «Забей мяч», «Лучший летчик», «Быстрый почтальон», «Телеграф» и т.д. Эти игры из пособия Т.К. Жикалкиной «Игровые и занимательные задания по математике».2 Данную систему игр пытаюсь пополнить своими играми, играми других учителей. Приведу примеры своих игр.

Игра «Космонавты».

В этой игре не только совершенствуются вычислительные навыки, но и происходит обучение групповой форме работы, приемам контроля, воспитывается самостоятельность. Класс делится на шесть экипажей, в зависимости от рядов парт в классе. У каждого экипажа ракета, в которой находится карточка с записанными на ней заданиями. Число заданий должно соответствовать числу членов каждого экипажа.

Обращаюсь к классу, говорю: «Ребята, сейчас мы отправимся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж который правильно выполнил все задания (решит примеры). Вы должны не только решить свой пример, но и проверить предшествующий пример.

По сигналу ученики приступают к решению примеров. Быстро передают карточки по рядам. Последние участники поднимают ракеты. Если все ответы правильны, экипаж стартует в космос.



Очень нравится ребятам игра «Лото» (1 кл).

Она состоит из большой карты, разделенной на 6-8 равных частей. В полученные клетки вписываются примеры для счета, задачи, словарные слова и т.д.(материал для устного счета, самостоятельной работы). Когда большая карта готова, вырезаются маленькие карточки: на них пишутся ответы к заданиям. Ученикам очень нравится, если из маленьких карточек, после того как они правильно накроют все клетки большой карты, получится какая-нибудь целая картинка. Это легко сделать, если маленькие карточки нарезать из целой большой картинки той же величины, что и большая карта. Задания записываются на обороте: после того как все карточки выложены, они переворачиваются: кстати, сразу обнаруживается ошибка, если она допущена.

Прекрасно, если учитель имеет большой набор такой игры.

Перечисленные игры просты в изготовлении, (учителю надо нарисовать несколько рисунков: парашюты, самолеты, корабли, футболисты).

У игр интересный сюжет; доступные для понимания игровые правила, есть элемент соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.

Хочу отметить универсальность игр. На уроках математики их можно использовать при изучении следующих тем программы: сложение вычитание в пределах 10, сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, табличное умножение и деление. Они приемлемы и на других уроках.

Не оставляют учащихся равнодушными и игровые упражнения, считалки, сказки-задачи.

Мне нравится, что большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию. Например: «Кто быстрее?», «Не зевать ! », «Отвечай сразу». Они помогают увеличить скорость вычислений, воспитывают у учащихся собранность и активность.

Значительная часть игр позволяет осознать только что изученное правило. Закрепить материал. повторить полученные знания в новых связях. Сделать обобщение изученного, что содействует более глубокому усвоению программного материала.

Методические рекомендации к проведению игр.

Дидактические игры направлены на разные виды деятельности: исполнительную, контролирующую, воспроизводящую и поисковую. Они проводятся не только фронтально, со всем классом, но и в группе, а также индивидуально. Это дает возможность проведения на уроке самостоятельной работы .

Покажу это па примере игры «Помоги Незнайке». Поскольку это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, а потому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием-задачей. В уголке карточки нарисован маленький Незнайка. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика оказывается разная. Так, например, хорошо подготовленным ученикам предлагаю решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам составить задачу по краткой записи и закончить ее решение или решить задачу по предложенному плану. Объясняю цель игры: надо научить Незнайку решать задачи. Ребята дружно начинают работать. Некоторые шепотом объясняют Незнайке решение задачи. По мере завершения работы называю лучших помощников. Тем, кому не удалось решить задачу, оказывается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз они не испытывали разочарования и вместе с другими могли выступить в роли учителя Незнайки.

Для удобства надо распределять игры по классам, предметам, разделам программы, темам. Материал конкретной игры должен находиться в отдельном конверте. Если игра предназначена для одного ученика, то число конвертов с играми равняется числу учеников. Многие игры рассчитаны на работу в паре. В этом случае число конвертов вдвое меньше. Прежде чем предложить игру учащимся учителю надо познакомиться с инструкцией проведения игры, поставить перед собой учебную цель, которая должна быть достигнута в ходе игры, следует учитывать развивающий и воспитательный потенциал игры, а также место игры в системе уроков и на конкретном уроке.

Если игру использовать на этапе объяснения нового материала, то надо грамотно продумать практические действия детей с группами предметов, рисунками и т.д. На уроках закрепления материала рекомендую применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае использование средств наглядности желательно ограничить, а обращать внимание на проговаривание вслух правила, свойства, вычислительного приема.

После этого точно определить время проведения (продолжительность) игры на уроке в соответствии с тем, на каком этапе урока она будет проведена. Затем установить, как будут играть дети – фронтально, индивидуально или в группе, а также способ проверки результатов и подведения итогов. Подробно объяснить учащимся, как играть. Конверты с карточками советую разложить на парты в начале урока или перед уроком.

После инструктажа дети играют самостоятельно. Надо внимательно наблюдать за ходом игры, вмешиваться лишь в необходимых случаях, лаконично и тихо отвечать на вопросы. Продумать проверку игры учитель должен заранее. Обычно это самоконтроль или взаимоконтроль.

Эффективность игры возрастает, если учитель своевременно и правильно вносит изменения в сюжет игры, правила. (Игра получает развитие).

Многие дидактические игры направлены на выработку определенных учебных навыков. Чтобы выработать прочный навык надо применять не отдельные игры, а систему однотипных игр, формирующую осознанную интеллектуальную установку.

Следует заботиться и о формировании навыков контроля и самоконтроля, столь необходимых для организации самостоятельной деятельности учащихся.

Продуктивность игры в парах значительно возрастает при разном уровне развития учащихся.

Хочу отметить, что не все игры дают обучающий, развивающий и воспитывающий эффект. Например, в игре - эстафете учащиеся часто допускают ошибки из-за быстрого темпа игры, повышенной эмоциональности, возбудимости. Такие игры надо проводить с небольшим количеством учащихся, внося дополнения в игровые действия.

Например, у доски 9 человек, по 3 человека в команде. Остальные учащиеся исполняют роль контролеров. Они выкладывают на парте или рисуют в тетради квадраты - ответы: □ □ □ и т.д. (зеленый квадрат - да, красный - нет), что очень легко проверить учителю.

Второй вариант: учащиеся заочно участвуют в игре.

Учитель дает на доске два экземпляра игры (для зрительного комфорта) и просит учащихся попытаться переиграть свою команду (команду знатоков), выполнить задания в более быстром темпе.

Третий вариант: ученик, участвующий в эстафете, сначала проверяет предшествующий пример, а потом решает свой.

Игры не должны содержать лишних игровых атрибутов, правил, действий.

Например, на уроке одного учителя я увидела такое дополнение к игре «Собираем урожай». Учитель: «Вы зайчики. Какая команда быстрее соберет с грядок морковку? Учитель дает каждой команде маску:

Дети участвуют в игре - эстафете, передавая и надевая маску. Это, я считаю, неправильно.

В дидактических играх, кроме игр - драматических, на первый план постепенно выходит решение какой-либо учебной задачи, а не совершенствование актерских навыков, драматизация действий, вследствие чего возникает шум, имеет место задержка темпа урока.

Игра органически сочетается с серьезным, напряженным учебным трудом. Она не отвлекает от учения, не развлекает, а способствует интенсификации умственной работы, делая ее более привлекательной, интересной.

Полагаю, что в каждой школе должна быть общая картотека игр, а созданием игротеки каждый учитель должен заниматься индивидуально. Это экономит время всех учителей.

Картотека начальной школы составляется по предметам, годам обучения, темам программы. Удобно вносить в нее и занимательный материал: ребусы, загадки, стихотворные правила, задачи, кроссворды и т.д.

Надо учиться собирать, преобразовывать, создавать и применять игры так, чтобы урок превратился в праздник познания, стал источником развития нравственных качеств и личности ребенка в целом.

Результаты работы, показывающие эффективность воздействия дидактических игр на качество полученных знаний, умений и навыков, а также на уровень сформированности познавательных процессов и воспитанности.






2008/2009г. 1 кл.

2009/2010г. 2кл.

Последующие наблюдения.

1.

% обученности учащихся

100%

100%




2.

% качества

-

58%

-

3.

Проверка тех. чт.

Кол-во уч-ся-18 ч.

Справились – 18 ч.

Не справились – 0 ч.

Прочитали в 2 р. больше нормы – 11 ч.

Кол-во уч-ся-17ч.

Справились – 17 ч.

Не справились – 0 ч.

Прочитали на «5» и «4» – 16 ч.

Кол-во уч-ся-

Справились –

Не справились –

Прочитали выше нормы –

4.

Анализ контрольных работ

Математика

Кол-во уч-ся-18 ч.

Справились – 18 ч.

Не справились – 0 ч.

Кол-во уч-ся-17ч.

Справились – 16 ч.

Не справились – 1ч.

Кол-во уч-ся-

Справились –

Не справились –

Русский язык

Кол-во уч-ся-18 ч.

Справились – 18 ч.

Не справились – 0 ч.

Кол-во уч-ся-17ч.

Справились – 16 ч.

Не справились – 1ч.

Кол-во уч-ся-

Справились –

Не справились –

5.

Уровень воспитанности

НС

С




6.

При проведении урока с игровыми элементами, играми, занимательным материалом наблюдается повышение активности у всех учащихся. Причем у 80% активность более устойчива и она переходит на серьезную учебную работу, не связанную с игрой. 20% детей обладают непродолжительной, эпизодической активностью, что объясняется несформированностью учебных навыков и интересов, уровнем здоровья учащихся.

7.

По данным анкетирования в конце учебного года детям нравятся уроки, где учебный материал дается интересно, используются дидактические игры и средства наглядности. Они любят нетрадиционные уроки: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-викторины, турниры эрудитов, экскурсии и т.д. У многих учащихся сформировались познавательные интересы, мотивы учебной деятельности.

Работая над данной темой, я пришла к следующим выводам.

1. Адаптационный период - самый важный и сложный на этапе формирования осознанной учебной деятельности младших школьников. Его сложность заключается в том, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем подготовки и у большинства из них не сформированы учебные интересы и навыки (в первые школьные месяцы дети просто еще не умеют учиться).

Одним из средств, помогающим преодолеть эти трудности, является игра.

Она помогает сделать учебный процесс увлекательным и победным, стимулирует и развивает познавательные интересы учащихся, способствует, выработке учебных навыков, а также снимает психические и физические перегрузки.

Через игру учащиеся осознают цель обучения, которая для них заключается в стремлении овладеть знаниями, умениями и навыками.

Игра обучает, развивает, воспитывает.

  1. В этот период игра может использоваться и как средство изучения личности учащегося (если учитель не знает другой диагностической методики), и как средство формирования психических процессов личности, что важно для дальнейшего обучения в школе.

  2. Почти на каждом уроке, во внеклассной работе есть резерв времени для проведения игры. Материал многих уроков, занятий, мероприятий позволяет творчески работающему, думающему учителю гармонично вводить игру в структуру и содержание урока.

  3. Эффективность игры возрастает, если учитываются: индивидуальные психофизиологические особенности учащихся; подбор класса; является верной методика проведения игры.


Литература:
1.Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» - М., «Просвещение», 1991г.,с.98.

2.Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - М., «Просвещение», 1989г., с.13.



1Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» - М., «Просвещение», 1991г.,с.98.

2Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - М., «Просвещение», 1989г., с.13.