|
«Дневник – подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни. Внешняя, но более других обязательная примета дневников – обозначение дат. Реальные дневники могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например судовой дневник мореплавателя Д. Кука, лицейских дневник декабриста Кюхельбекера.
Дневник может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 века сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности культивирует дневник как форму «самонаблюдения».
В 19 веке писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углубленного исследования «истории души человеческой», например, журнал Печорина в «Герое нашего времени». При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со все большим отделением автора от персонажа.
Реалисты 19 века прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным дневникам – «запискам», «письмам», «исповеди».
Образцы использования формы дневника современной литературе: «Дневник Кости Рябцева» и т.д.
Среднее место между дневником как документом и дневником как литературным жанром занимают писательские дневники, заранее предназначенные для опубликования».
Ссылок и уточнений относительно специфики школьного дневника нет.
Мы обратились в библиотеку лицея и в литературе, посвященной школоведению только в одном источнике (1, стр. 195-199) нашли указания по использованию в учебно-воспитательном процессе дневников различных форм и назначения:
«…в каждом классе совет отряда или комсомольская группа ведет дневник полезных дел класса, в котором сами учащиеся учитывают те интересные и полезные дела, которые делаются по их инициативе…в эти журналы-дневники по определенным рубрикам записываются все вспомогательные мероприятия…
В дневниках фиксируются экскурсии, турпоходы, спартакиады, в которых участвуют ученики данного класса. По этим дневникам, если они регулярно ведутся администрации легко проверить выполнение плана воспитательной работы, судить о состоянии общественно-политической активности школьников…. С целью оперативного и экономного учета проводимой учебно-воспитательной работы заместитель директора ведет рабочие тетради, или, как их иначе называют дневники. Таких дневников у заместителя директора для удобства пользования при ведении учета должно быть несколько. Например: дневник учета состояния знаний учащихся и выполнения учебных программ, дневник текущих дел, дневники учебно-методической работы, проводимой с учителями, дневник наблюдения уроков и воспитательных мероприятий…
В каждый из дневников вкладывается одна какая-нибудь ведущая главная идея. Эти дневники нужны для того, чтобы успешнее решать задачи по управлению учебно-воспитательной работой, чтобы добиться высоко организованности труда. В сложном педагогическом деле, и в особенности в управлении им не обойтись без рабочей тетради или дневника, в котором учитывалась бы вся учебно-воспитательная и методическая работа, проводимая в школе. Дневник помогает упорядочить и организовать работу, способствует выработке четкости, строгой регламентации рабочего времени и позволяет на основании анализа и учета критически осмыслить сделанное, принять обоснованное решение, сделать правильные выводы.
Дневники ведутся в больших общих тетрадях. На первых страницах, или титульных листах, для удобства пользования помещается оглавление, соответствующее определенным разделам работы и указанием страниц.
Например, в дневнике проверки состояния знаний учащихся и выполнения учебных программ можно выделить следующие разделы:
Итоги успеваемости по всем школьным дисциплинам каждого класса за четверть; выполнение учебных программ; успеваемость учащихся-второгодников, вновь принятых в школу и слабоуспевающих; организация индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками; контроль за организацией внеклассного чтения учащихся; учет проверки выполнения учащимися домашнего задания, результаты административных контрольных работ и проверок качества знаний; накопляемость оценок учащихся, на основе которых выставляются четвертные оценки; участие школьников в олимпиадах; итоги экзаменов, результаты работы учителей по классам и предметам, итоги работы классных руководителей, выполнение плана воспитательной работы…».
Таким образом, в изученной нами литературе отсутствует понятие «школьный дневник», он не рассматривается как вид школьной документации.
Мы обратились к поисковым системам Интернета «Yandex» и «Rambler». И получили около 900 сайтов.
Приложение
|
|
Почта
|
Помощь
|
Настроить поиск
|
|
|
|
Найдётся всё
|
Начало формы
|
|
|
|
расширенный поиск
в найденном в регионе: Магадан
|
|
|
Конец формы
Везде
|
Новости
|
Маркет
|
Адреса
|
Словари
|
Блоги
|
Картинки
|
Все службы…
|
|
Результат поиска: страниц — 1 898, сайтов — не менее 483.
|
|
Интернет
|
Новости
|
Картинки
|
Покупки
|
Люди
|
Price.ru
|
Топ100
|
Словари
|
|
|
Начало формы
|
|
|
|
|
Расширенный поиск
Помощь в поиске
|
в найденном
|
Все виды поиска
Конец формы
|
|
|
|
Вы искали: когда появился школьный дневник, найдено сайтов: 8519, документов: 44181, новых: 3
Несмотря на большое количество найденных сайтов, порталов и ссылок, мы не нашли информации об истории возникновения и развития школьного дневника.
Таким образом, нам не удалось выяснить, когда появился школьный дневник.
Трудно представить каким образом выглядел первый школьный дневник. Современные традиционные дневники разнообразны по оформлению и содержанию.
1.2. Традиционные дневники в современной школе.
Чтобы школьнику жилось веселей, многие производители стараются сделать дневники красочными и интересными, снабжают их рисунками, анекдотами, дополнительными "познавательными" страничками. Дневник будет со школьником целый год, а значит все мелочи важны.
Хорошо, если в разметке на каждый день предусмотрено больше, чем стандартные 6 уроков - это нужно и старшеклассникам, и ученикам, которые посещают факультативы, кружки и пр. Строки и столбики для ежедневных записей должны быть достаточно широкими, чтобы и домашние задания поместились, и пометки учителя, и подпись родителей. Листы лучше пронумеровать, чтобы скрывать "страшную правду" от родителей не повадно было.
Кроме того, в дневнике должно быть предусмотрено место под дополнительную информацию: имена классного руководителя и учителей-предметников, для списка класса, для расписания уроков, школьных звонков.
Мы проанализировали некоторые дневники учащихся (из числа опаздывающих) и выявили отсутствие в большинстве из них указаний по ведению дневника.
Из 10 дневников, изготовленных различными фирмами, только в 4 имелись указания по ведению дневников, при чем с одинаковым содержанием:
Дневник является школьным документом учащегося.
Это положение не закреплено в локальных актах школы, в перечнях необходимой документации.
-
Ученик заполняет лицевую сторону обложки, вписывает название предметов, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных занятий.
Данное требование есть даже в дневниках, в которых нет специально отведенных для этого страниц.
Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на который они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий.
Учащиеся предъявляет дневник по первому требованию учителей или классного ркуоводителя.
Должны предъявлять, но зачастую нарушают это указание.
Учитель, оценив ответ учащегося, выставляет оценку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью.
Должны выставлять, но зачастую нарушают это указание.
Классный руководитель следит за наличием в дневнике всех оценок, полученных учащимся в течение недели, отмечает количество пропущенных уроков за неделю. В конце дневника выставляются итоговые сведения об успеваемости и поведении учащегося.
Данное указание выполняется не еженедельно, а 1 раз в 2-4 недели, или накануне родительского собрания, сведения о поведении предусмотрены не во всех дневниках.
Выставление оценок за общественно-полезный, производительный труд в течение недели, а также записи о выполненной учеником работе в период трудовой практики производят лица, ответственные за организацию этих работ.
Эти виды работ в современной школьной практике не оцениваются..
Для заметок учителей и классного руководителя выделена специальная страница.
В большинстве дневников такая страница отсутствует.
Родители еженедельно просматривают и подписывают дневник.
Данное указание нарушается.
Администрации школы осуществляет систематический контроль за ведением дневника.
Таким образом, традиционный школьный дневник содержит указания отчасти не соответствующие современной образовательной практике.
О том, что происходит с современным традиционным дневником можно судить по сведениям Интернета:
|
|
|