|
Современную школу практически невозможно представить без компьютеров. Уже в пятом классе школьник получают азы компьютерной грамотности, а каждый восьмиклассник без труда может найти нужную ему информацию в, казалось бы, непроходимых дебрях паутины-Интернет.
Пришло время меняться и школьному дневнику. Ему на смену приходит смс-дневник. Теперь только одним нажатием клавиши на компьютере или мобильном телефоне каждый родитель может узнать обо всех событиях, которые происходят с его ребенком в школе.
Использовать ли смс-дневник в наших школах? Решать только нам, уважаемые педагоги, родители, учащиеся. Однако делая выбор, необходимо помнить, что современная школа – это, прежде всего школа которая не боится идти в ногу со временем и использовать новые технологии в образовании.
Список использованной литературы:
Горская Г. И. , Чуракова Р. Г. Организация учебно-воспитательного процесса в школе: пособие для учителя. – 2 изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1986.
Бабетов А. А. Дневник корифея.
Вопросы школоведения/сост. Г. А. Сыченкова под ред. М. И. Кондакова, П. В. Зимина. – 2- изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982.
Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Карелин А.А. «Психология изменений» (избранное) 1. Загадка школьного дневника)
Портнов М. Л. Труд руководителя школы: (пособие для начинающего директора). – М.: Просвещение, 1983.
www.school-info.ru
Приложение.
ДНЕВНИК КОРИФЕЯ
Бабетов Алексей Алимович
Сетевой проект
Главная цель проекта «Дневник» - общими усилиями создать новый школьный дневник: сначала для школ сети «Эврика», причем в общий макет каждая школа сможет добавить собственные элементы (свои календарные циклы, памятные даты, правила и обычаи, педагогическое кредо и символику).
В качестве рабочей технологии мы предлагаем модульную: наш дневник перестанет иметь фиксированный объем и традиционный переплет - он будет представлять собой набор тематических модулей, выбираемых школой (учеником) индивидуально, и скрепленных механизмом, позволяющим заменять, добавлять либо изымать лишние «секции». Наряду с модулями, отражающими распорядок школьных будней*, новый дневник может состоять из специальных тематических модулей, отвечающих целям и ценностям современного образования, практическим потребностям учеников или задачам развития конкретной школы.
Для разных возрастных ступеней также нужны свои модули; однако нельзя хвататься сразу за все. Каждая школьная команда должна определиться со своими задачами: какой модуль (или несколько модулей) она возьмется подготовить.
Мы предлагаем партнерам по «Эврике» подключиться к нашей инициативе. Общими усилиями мы совершим беспрецедентное событие в истории российской школы - придумаем, подготовим и напечатаем основной школьный документ, задающий рамки учебной деятельности учеников. Расширив либо изменив рамки, мы изменим школу - и самих себя.
Условия конкурса таковы: если вы решили участвовать в проекте «Дневник», то направляете на сайт «Корифея» (www.koriphey.ru) заявку (шаблон заявки будет опубликован в сети до 1 апреля). Далее выполняются следующие этапы работы:
1) Сравнительно-аналитический этап. Постарайтесь достать и внимательно изучить как можно больше дневников из других стран мира (в том числе через международные Интернет-контакты). Проанализируйте их сходство и различие с российским дневником - прежде всего, с точки зрения функционального соответствия идеологии базовых ценностей образования и структурных особенностей дневника.
2) Внутришкольный мониторинг. Проведите фронтальные или выборочные опросы, «мозговые штурмы», дискуссии, расширенные педагогические советы на тему «Каким вы хотите видеть свой школьный дневник?». Проанализируйте полученные данные.
3) Этап разработки концепции (каким целям будет отвечать разрабатываемый вами модуль? Какие ценности нести? Какие виды деятельности поддерживать? Каким потребностям отвечать?).
4) Этап постановки задач, распределения функционалов по проекту (сформируйте разновозрастную команду, куда войдут ученики, родители и педагоги, теоретики и практики; установите сроки и договоритесь о промежуточной отчетности).
5) Этап реализации (разработки вашего модуля или нескольких модулей).
6) Внутришкольная экспертиза. Представьте результаты своей работы школьному сообществу, проведите открытые обсуждения, получите «обратную связь» в виде замечаний, возражений, встречных идей и т.п. Можно обратиться к внешним экспертам, получить квалифицированную оценку у специалистов.
7) Доработка и подготовка окончательного варианта к печати.
Мы понимаем, что наш проект будет длительным и трудоемким. Но уверены, что дело того стоит: новый дневник нужен российской школе - это настоящая «эврика!», волшебное превращение, которого давно ждут и дети, и взрослые.
Поэтому сетевой проект «Дневник» видится нам составной частью единого проекта «Эврика-Хогвартс». Вместе мы сотворим это чудо!
А.А. Карелин
“Психология изменений” (избранное)
1. Загадка школьного дневника
Однажды старый знакомый поделился со мной своим странным, на первый взгляд, наблюдением. Он обнаружил, что из двух выходных чувствует себя отдыхающим только в субботу. Воскресный же день проходил под знаком надвигающейся рабочей недели. Чем бы он ни занимался, мысль незаметно перебиралась на дела предстоящего понедельника, порой убегая и дальше по ступенькам дней в дебри нерешенных проблем.
Я предложил знакомому выяснить, как он ориентируется в недельном временном цикле.
– Cкажи, пожалуйста, как ты определяешь, что одно событие произойдет в понедельник, а другое в среду?
– Понедельник – это восьмое число, а среда десятое, – ответил Саша (так звали моего знакомого).
– Какое число будет в пятницу, через неделю?
– Двадцатое, – после минутной паузы ответил он.
– Саша, когда ты считал, то перед твоим внутренним взором была картинка. Я предполагаю, что она-то и помогла тебе определить число. Посчитай еще раз и обрати внимание на возникающий зрительный образ.
– Я вижу раскрытый школьный дневник, – сказал он с удивлением. – На левой страничке сверху вниз расположены «понедельник, вторник и среда». На правой – «четверг, пятница, суббота».
– А где воскресенье? – поинтересовался я.
– Воскресенья нет, – ответил он, разведя в растерянности руками.
– Воскресенья нет в школьном дневнике. А именно этот образ является зрительной опорой для тебя при ориентации в недельном цикле.
– Значит, для меня после субботы начинается понедельник. Выходит, воскресного дня как бы и не существует. Он выпадает из жизни, – проговорил Саша задумчиво, чуть растягивая фразы.
Мы сидели в парке на скамейке. Легкий ветерок покачивал ветви деревьев. Солнечные лучи, пробиваясь сквозь листву, рисовали забавные фигурки на тропинке.
– А можно ли вернуть выходной на законное место? – спросил Саша.
– Можно, а почему же нет, – ответил я. – Вот только, что для тебя означает «законное место»?
Он задумался. Наклонился вперед, локтями оперся о колени, кисти рук сложил у подбородка. Касаясь полусогнутым указательным пальцем губ, стал чуть покачивать головой из стороны в сторону. Постепенно вслед за головой начало раскачиваться и тело.
– Наверное, это день, когда я отдыхаю, – предположил Александр, откинувшись на спинку лавочки и положив локти на ее верхнюю перекладину.
– День, когда ты только отдыхаешь? – повторил я его слова.
Cнова возникла пауза. Cаша качнул головой из стороны в сторону – знак возможного внутреннего разногласия. Сняв руки со спинки лавочки, он оперся ими о сиденье. Наклонившись чуть вперед, приподнял плечи.
– В этот день я еще занимаюсь тем, что нравится, – сказал он каким-то помягчевшим тоном, – читаю книжки по специальности. Но не те, что нужны в текущей работе, а те, которые хочется. Каталог свой оформляю. Могу заняться инкрустацией. Люблю делать разные картинки из кусочков шлифованного дерева. Это тоже отдых, но совсем другой, чем упомянутый раньше.
– Да, разница видна, – заметил я, чуть улыбнувшись. – А еще с чем обычно у тебя связан выходной?
Cаша выпрямил спину, отчего стал чуть выше. Ладонями оперся о колени. Было видно, что мышцы тела напряглись.
– Спортом занимаюсь, – озвучил он молчаливый ответ своего тела. – Зимой на лыжах. Люблю с рюкзачком побродить…
Танец человеческого тела. Это то, что часто ускользает от собеседника. Прячется за пестрой завесой из слов и предложений. Поза, особенности движения… словно открытая книга, готовы рассказать обо всех нюансах изменения психологического состояния. Но в отличии от слов тело выражает не только душевные порывы человека, но и СОЗДАЕТ их. Возвращая кого-либо в определенное состояние важно реконструировать соответствующую позу, ритм движения и дыхания… Все эти проявления как ключ открывают дверь в соответствующий круг переживаний.
– Хорошо, Саша, давай остановимся пока на найденных трех составляющих твоего представления о выходном дне, – предложил я.
– Давай, – согласился Александр.
– Откинься на спинку лавочки, положи локти так, как они лежали несколько минут назад. Находясь в этой позе, представь раскрытый дневник и обрати внимание, где в ряду дней недели расположилось воскресенье?
– Оно находится под субботой, – ответил Саша после короткой паузы. – Это вроде подклеенного к дневнику листочка, неразграфленного линиями на уроки, как все предыдущие дни. Листочек-воскресенье выходит по своим размерам за границы дневника. Когда последний закрывается, то листок сгибается вовнутрь, чтобы не торчал.
– Все ясно. Теперь наклонись чуть вперед, приподними плечи, обопрись ладонями о сиденье, – проговорил я мягким тоном. Вновь воспроизведи картинку раскрытого дневника и найди, где расположился воскресный день?
– Местоположение изменилось, – удивленно заметил Александр. – Лист дневника как бы перевернулся и весь следующий разворот вместо очередной недели занимает воскресенье. Надо же, сколько места оно занимает!
– Ну и еще раз давай поменяем позу, – предложил я. – Выпрями спину, ладони на колени, мышцы напряжены. Картинка раскрытого дневника перед внутренним взором.
– Дневник вообще закрылся, обращен ко мне задней обложкой. Последняя и есть воскресный день. Такое впечатление, будто мои спортивные занятия и все остальное – обрамление, обложка любой недели! Я раньше совершенно не обращал на это внимания. А что означает приклеенный листочек? – вдруг спросил он.
– Как раз этот вопрос я и собираюсь задать. В своем внутреннем мире ты – главный эксперт. Все остальные помощники. Что означает воскресенье в виде приклеенного листочка?
– Не знаю, – последовал короткий ответ.
– Не обязательно знать, – заметил я. – Просто сфантазируй, что бы это могло означать.
– Вероятно, это такой вид отдыха – своеобразный необязательный довесок к моей неделе, – проговорил он задумчиво. – Листочек можно вклеить, а можно и не вклеивать. Его легко оторвать. Он выходит за границы дневника, будто не вписывается в установленный распорядок времени.
– А еще об одном образе выходного что ты можешь сказать? – задал я очередной вопрос.
– Любимые книги, занятия инкрустацией, очевидно, имеют для меня столь же важное значение, что и дела в течение всей рабочей недели. Так можно объяснить, почему картина воскресенья в данном случае занимает целый разворот дневника.
Несколько минут мы молча сидели. Вокруг было тихо. Ветерок, пробегая по листьям деревьев, слегка касался лица, принося свежесть и непередаваемый словами запах разогретого солнцем дерева. На дорожку села бабочка. Ее ярко разукрашенные крылья все время двигались, то складываясь, то раскрываясь. Эти подрагивания напоминали перелистывание страниц дневника, словно каждую секунду открывалась новая неделя с отмеченными заданиями, оценками, записями учителя. Бабочка вдруг вспорхнула с дорожки и села Саше на колено. Мы замерли, наблюдая за ней.
– Похоже на перелистывание дневника, – сказал он тихо. Я чуть заметно кивнул, пытаясь удержать ощущение синхронности мысли. В нем отчетливо присутствовал ритм. Все иные качества были столь экзотичны, что «поймать» их в сетку привычных определений никак не удавалось. Саша снова заговорил:
– Да, мои занятия для себя по выходным – порой единственное, что удерживает от разочарования в профессии. На работе часто неделями делаешь одно и то же, одно и то же…
– Давай сделаем еще один шаг в нашем с тобой конструировании выходного. Сейчас из трех образов создашь один синтетический. Это удобнее сделать через движения тела.
– Как? – спросил он недоуменно.
– Каждому из образов воскресенья соответствует определенная поза. Мне со стороны все положения твоего тела были видны. А ты, вероятно, не осознал существования такой зависимости?
– Нет. Я сосредотачивался на возникающих зрительных картинках, – ответил он.
– Это вполне естественно. Движения нашего тела редко попадают в сферу ясного осознания.
Показав Саше весь рисунок его движений, я предложил как бы покочевать из одного положения в другое. Он несколько раз последовательно воспроизвел все три позы. Затем наклонился вперед, закрыл лицо ладонями и замер. Было заметно, что перед его внутренним взором разворачиваются картины каких-то событий.
– Когда образ стабилизируется, тогда закончится процесс интеграции. Жди, все произойдет само собой.
Некоторое время мы сидели молча. Наконец он качнулся, опустил руки и открыл глаза. После короткой паузы рассказал о своих впечатлениях и результате проделанной процедуры.
В первый момент все три образа возникали поочередно в зависимости от положения тела. Как будто один кадр сменял другой. Но в какой-то миг смена кадров стала происходить быстрее и быстрее. Следующий кадр стал появляться до того, как успевал исчезнуть предыдущий.Картины накладывались одна на другую. И в ту секунду, когда все три образа наложились друг на друга произошел своеобразный взрыв и возник поток цвета и движения. Все это продолжалось несколько минут, пока цвет не начал обретать формы, а движение не замедлилось.Еще через некоторое время картина стабилизировалась. – Перед моим внутренним взором, – рассказывал дальше Саша, – был разворот дневника, окаймленный белой полосой. На том месте, где обычно в дневнике расположен субботний день, находился приклеенный маленький листочек-блокнотик с отрывными листами. – А что это за белая полоса вокруг разворота воскресного дня? – поинтересовался я. – Это то, что осталось от обложки дневника. Она у меня белого цвета, – пояснил Саша. Белая кайма – спортивная рамка, в которую вставлено все остальное содержание воскресного дня.
После этого разговора мы не виделись почти два месяца. Случайно встретившись, я его спросил о результате нашего эксперимента. Он улыбнулся и сказал: «Моя неделя стала длиннее на один день. И этот день – воскресенье.» Мы посмеялись и я заметил в шутку, что в году 56 недель, значит у него прибавилось 52 выходных, а это почти два дополнительных отпуска!
2. Понедельник - день тяжелый
Каждый из нас легко и просто ориентируется в недельном временном цикле. Мы можем представить себе что и в какой последованности произойдет начиная с понедельника и заканчивая выходными. Очевидно, есть нечто помогающее определить место и удаленность во времени тех или иных событий. Часто роль «путеводителя» по лабиринту дней недели принимает на себя образ-представление школьного дневника.
Настоятельная необходимость разбираться в « семидневном хаосе» возникает у ребенка лишь с момента поступления в школу. Дошкольники обычно не знают названия всех дней недели, а уж тем более их последовательности. Будущий первоклассник может во время собеседования в школе верно перечислить вам: «понедельник», «вторник», «среда»… Но делает он это так же, как рассказывает вызубренное по настоянию родителей стихотворение. Маленькие дети не пользуются недельной классификацией временных событий. Она им просто не нужна в повседневной жизни.
Совсем иная ситуация возникает, когда ребенок поступает в школу. Расписание занятий опирается на существующий в нашем обществе семидневный цикл. Каждый день разные уроки, в разной последованности. К уроку нужно подготовить какое-то домашнее задание. Все это вынуждает ребенка быть постоянно в курсе текущего момента времени, планировать свою жизнь на день – два, а то и больше вперед. Школьник испытывает насущную необходимость овладеть способом ориентации в недельном цикле. И главным помощником на этом пути для ученика становится простой школьный дневник. Основное преимущество последнего перед календарем в том, что ребенок дневником постоянно пользуется.
Раскрытая страничка школьного дневника из разряда образов восприятия переходит в категорию образа представления. За годы обучения последний становится очень устойчивым. Он возникает всякий раз, когда появляется необходимость соориентироваться в соответствующем интервале времени. Но, являясь вспомогательным средством, образ постепенно уходит из фокуса сознания на периферию. И взрослый человек обычно не замечает, что же позволяет ему так легко найти нужный момент во времени.
Шаблон школьного дневника (а мы вправе называть этот образ шаблоном, поскольку его роль в жизни человека довольно точно описывается данным термином) широко распространен, но он далеко не единственный. Есть множество иных, порой удивительно причудливых образов-шаблонов недельного цикла. Каждый образ открывает перед его обладателем множество возможностей и в то же время накладывает ряд ограничений на повседневную деятельность, способ мышления, доступные переживания. Образ-представление регулирует и определяет как внешние проявления человека, так и скрытую внутреннюю жизнь. Поэтому важно бывает знать основные его особенности. Иначе, как в случае с Сашой, можно «потерять» день и даже не подозревать об этом.
Шаблон школьного дневника имеет множество интересных нюансов, объясняющих отношение человека к тем или иным дням недели. Все, вероятно, слышали выражение – «понедельник – день тяжелый». Некоторые люди, привычно использующие подобный словесный штамп, в подтверждение ссылаются на свой чувственный опыт затруднений, возникающих в начале недели. Если такого человека попросить обратить внимание на цветовой оттенок соответствующего дня, то часто оказывается, что понедельник видится более темным, чем другие дни недели. Данное различие имеет вполне определенный смысл.
В рамках нашей культурной традиции черный (темный) цвет прочно ассоциирован с переживанием тяжести. В психологии известна иллюзия Шерпантье, названная именем ученого ее открывшего. Суть иллюзии в следующем. Человеку на ладони правой и левой рук кладут одинаковые по весу, форме и размеру предметы (например, шарики). Один предмет белого цвета, другой – черного. Испытуемого просят оценить вес предметов. При этом черный предмет оценивается как более тяжелый, чем белый. Описанная иллюзия есть результат научения. На это указывает тот факт, что у детей до пяти лет она не возникает. Из приведенного примера становиться более понятно, почему темный цвет понедельника в образе-представлении школьного дневника порождает ощущение тяжести этого дня недели.
Оказывается, с названным переживанием можно легко справиться. Вот фрагмент одной консультации, где работа идет в интересующем нас русле.
«Психолог. Виктор, в начале недели Вам бывает непросто включиться в работу. Я правильно понял? Виктор. Вот именно. Понедельник день ТЯЖЕЛЫЙ. У меня все в этот день ВАЛИТСЯ из рук. Очень быстро устаю.Какая-то ТЯЖЕСТЬ во всем теле. Настроение ПОДАВЛЕННОЕ. Такое ощущение, будто жизнь КАТКОМ по мне прошла. П. Малоприятное переживание. В. МРАК сплошной. П. Виктор, давайте вернемся к Вашему образу недели. В. К дневнику, что ли? П. Да. Обратите внимание, отличается чем-либо этот день от всех остальных? Цветовой оттенок, яркость, размеры… В. Понедельник ТЕМНЕЕ всех остальных дней. Он какой-то мрачный. И еще у него ядовито-зеленый оттенок. Странно, как я сразу этого не заметил. П. Вы и образ дневника раньше не замечали. Это общая закономерность работы нашей психики. В фокусе сознания находится то на что мы нацелены, а остальное плохо или вообще не осознается. Виктор, понедельник соседствует с выходными днями. Они очень близки и тесно соприкасаются. Выходные у вас какой имеют оттенок? В. Они светло-желтые. Как будто освещены солнцем. П. Представьте, что солнечный свет с выходных распространяется и на понедельник. (Пауза). В. У меня не получается. П. Что мешает проникнуть свету? В. Перегородка между днями. П. Посмотрите, что будет если перегородку убрать. (Психолог делает отодвигающие движения руками в поле зрения Виктора). В. Свет падает на понедельник откуда-то сверху. Начало дня очень светлое, почти как в выходные. До середины светло и день сохраняет желтый оттенок. А остаток дня просто перестал быть темным. П. И как вы себя ощущаете по поводу предстоящего понедельника? Допустите, что он наступил. Мысленно пройдитесь по нему от начала и до конца и обратите внимание на свои переживания. (Пауза). В. Я прошелся по всему дню. Основное, что изменилось – исчезло ощущение тяжести. П. Замечательно. Оно-то Вас больше всего и не устраивало? В. Да. Это вызывало дискомфорт. Казалось, будто все плохо, а когда чувство тяжести исчезло, остальное и СВЕТЛЕЕ выглядит. П. Через несколько дней можете ощутить результат нашей работы на деле…»
Приблизительно через месяц – полтора я встретил Виктора и поинтересовался, как он чувствует себя в понедельник. Он задумался и, казалось не совсем понимал, о чем его спрашивают. Пришлось напомнить соответствующий фрагмент нашей работы. Мы с Виктором осуществили целый ряд изменений его способа восприятия собственной жизни. Проблема недельного цикла возникла на завершающем этапе всех трансформаций, когда уже проверяли экологичность производимых изменений, то есть их соответствие и приемлимость для иных сторон личности и организма человека в целом. Вспомнив, о чем идет речь, Виктор, как бы мимоходом сказал, что самое приятное – это ощущение праздничности, с которым он просыпается утром в понедельник. Такое своеобразное переживание в самом начале недели окрашивает все последующие рабочие дни. Что безусловно лучше, чем чувство тяжести и придавленности. Таков был его ответ в моем вольном пересказе.
Если снова вернуться к записи беседы с Виктором, то можно обнаружить ряд интересных особенностей. Рассказывая о своих переживаниях в первый день рабочей недели, он употребляет слова, указывающие на характер и специфику ощущений. Так Виктор говорит о «тяжести», «валится из рук», «подавленность», «устаю», «катком по мне». В ответ на фразу психолога он бросает выражение «мрак сплошной». Все эти слова буквально описывают особенности образа представления и действие последнего на эмоциональную сферу. Достаточно немного внимания к форме высказываний человека и его внутренние процессы предстанут перед вами без покрывал видимости, как бы обнаженными.
На консультацию пришла женщина по поводу сильных приступов беспокойства и тревоги. Она обращалась уже к нескольким специалистам, но результат каждый раз оказывался лишь временным. Буквально в течение недели все возвращалось на свои места. Именно на эту периодичность я и обратил внимание. Женщина приходила на консультацию два раза в неделю во вторник и пятницу. Ее поведение на первой встрече разительно отличалось от второй. Во вторник она жаловалась на свое состояние, выглядела больной, кашляла. В пятницу это был совсем другой человек – бодрый, веселый, жизнерадостный, совершенно здоровый, без каких-либо признаков беспокойства и тревоги. Она благодарила за оказанную помощь и выражала надежду, что в этот раз ее изменения необратимы.
Если бы я не знал, что женщина уже безуспешно обращалась к нескольким специалистам, возможно мы бы расстались после второй встречи. Но отсутствие результатов работы людей, которые были мне известны как хорошие профессионалы и разительный контраст между ее состоянием на одной и другой встречах, подтолкнули к продолжению наших консультаций. Когда на следующей неделе все повторилось – угнетенное состояние во вторник и жизнерадостное в пятницу – стала очевидной цикличность изменений. Мы обратились к анализу ее способа кодирования времени.
Жннщина пользовалась шаблоном школьного дневника, сортируя дни недельного цикла. Однако шаблон оказался довольно своеобразно трансформирован. Понедельник и вторник содержали в себе всего одну строчку. Зато среда занимала все оставшееся место и включала полтора десятка строк. Остальные дни недели были как в обычном дневнике – с равным количеством строчек.
Мне стало интересно и захотелось узнать причины столь кординальной трансформации. Я стал расспрашивать об особенностях ее жизни. Оказалось, что женщина почти два десятка лет проработала диспетчером, а режим труда на данном производстве существенно отличался от обычного восьмичасового рабочего дня. В понедельник и вторник она работала по двенадцать часов – с восьми утра и до восьми вечера. Вставала утром, завтракала и уходила на работу. Возвращалась вечером, ужинала и ложилась спать. В эти два дня никаких других дел она не затевала и все откладывала на среду, которая была выходным. Естественно, за два дня накапливалось множество разных забот и проблем. Они-то и требовали каждая свою отдельную строку. Остальные дни протекали в обычном восьмичасовом режиме работы.
Когда все это нам открылось, то мы оба подивились и порадовались изумительным способностям нашей психики к изменениям в соответствии с условиями жизни. Сложности возникли после того, как моя собеседница переехала в новую квартиру и сменила место работы. На новом месте был обычный режим труда – ежедневно по восемь часов. И тут-то у нее появилась тревога, ощущение сильнейшего дискомфорта, затрудненность дыхания и кашель… Понятно, что все это беспокоило мою посетительницу лишь в первые два дня недели.
Интересно, как она описывала свое состояние. Женщина говорила о «стесненности», «задавленности», «придавленности», «привязанности», «зажатости» и так далее. Естественно, будешь стесненным, когда у тебя всего одна строка-позиция на весь день, а дел множество. Еще раз отметим: человек намного чаще, чем об этом принято думать, без обиняков, говорит о накатившихся переживаниях, раскравает перед нами свой внутренний мир. Важно уметь слушать! Ведь каждому дан слух, почему же не каждый слышит? Изменение образа-шаблона, которое я помог ей осуществить было в общем-то простым. Мы добавили к понедельнику и вторнику еще по несколько строк. Среду «трогать» не стали, поскольку встретили «возражение» со стороны какой-то части ее личности. «Возражение» выразилось в ощущении легкого дискомфорта и своеобразной потере пространственной ориентации, как только мы стали убавлять строки у третьего дня недели. Пришлось «наростить» дневник сверху, чтобы нашлось место для новых строк у первых двух дней недели. Эти манупуляции с образом-представлением позволили снять все ее жалобы.
Особо хотелось бы остановиться на затрудненности дыхания и кашле. Женщина считала их проявлением какого-то заболевания и по этому поводу обращалась к врачам. Насколько я понял с ее слов, диагноз так и не был поставлен. Лечение протекало по нескольким направлениям, но безрезультатно. После изменения образа-шаблона недели и затрудненность дыхания, и кашель перестали беспокоить. Прошло уже около полгода с тех встреч, но ни то, ни другое ни разу о себе не заявили.
Опыт показывает, что очень часто работа с психологическими проблемами человека ведет к изменениюм состояния его здоровья. Широко известно, что значительная часть болезней человека относится к разряду психосоматическим. Принято считать, будто глубинная причина этих болезней кроется в перенесенных психологических травмах, внутренних и внешних конфликтах, застойных эмоциональных состояниях, разрушающих наше тело. Описанный выше случай раскрывает еще один источник возможных психосоматических заболеваний. Выражаясь очень обобщенно, у женщины было несоответствие между закрепившимся способом отражения жизненной ситуации и реальным положением дел. Другими словами, ее карта (образ) мира не соответствовала действительному миру (территории) с его требованиями к человеку, что и порождало все проблемы вплоть до телесных нарушений. Получается очень интересный вывод, что сформировавшиеся в определенных условиях жизни познавательные механизмы психического отражения адекватные этим условиям в изменившейся ситуации могут стать причиной психологического неблагополучия человека, а затем и его заболеваний.
В подавляющем числе случаев наша психика осуществляет необходимые изменения приспособительного характера без какого-либо вмешательства со стороны. Иначе человеческий род давно бы вымер. В экспериментах, консультативной практике, да и просто в жизни часто приходиться сталкиваться с явлением саморегуляции нашего внутреннего мира. В контексте темы можно привести следующий занимательный пример.
В одном из наших исследований участвовала девушка в роли испытуемой. Она использовала шаблон школьного дневника как способ ориентации в недельном временном цикле. Девушка училась на вечернем отделении университета и днем работала. Студенты-вечерники учатся четыре дня в неделю. Кроме субботы и воскресенья у них есть еще один свободный от учебы день. Этим днем может быть любой из пяти рабочих. Изложенные сведения помогают понять особенности трансформации ее образа-представления недели, выявленные в ходе эксперимента.
Страничка школьного дневника имела следующий вид. Четыре из пяти рабочих дней были посередине разделены на верхнюю и нижнюю половины. Каждая из половин содержала по нескольку строк. Только четверг не имел средней полосы. Именно он и был днем свободным от занятий. В четверг она ходила только на работу. Остальные дни с утра девушка работала, а вечером шла в университет на занятия. Получалось, что эти дни распадались как бы на два больших, относительно самостоятельных дела. Данная ситуация и фиксировалась в образе. Через год девушка уже училась на следующем курсе и свободной от занятий была среда. Именно последняя и оказалась днем без разделяющей полосы.В свою очередь, четверг, наоборот, приобрел подобную линию деления. Еще через год образ опять изменился, причем согласно прежней закономерности. Свободным стал вторник. Соответственно, этот день был без разделяющей полосы. Ну, а среда вновь обрела две половинки.
Образы, превратившиеся в результате процесса обобщения в шаблон, могут регулировать течение человеческой жизни в продолжение довольно длительных промежутков времени. Я случайно встретил бывшую испытуемую почти через два года после окончания учебы. Расспросил, как она живет, где работает, чем увлекается. Оказалось, что два раза в неделю, по вечерам, она ходит на курсы художественной вышивки и за время после университета успела трижды закончить различные курсы. Еще два вечера девушка посвящает походам в театр, кино или встречам с друзьями. Один вечер проходит в кругу семьи. При этом она днем, естественно, работает. Вот так сложившийся образ недели задает ритм жизни.
|
|
|