Однако мы столкнулись с проблемой отсутствия в литературе определения школьного дневника.
Дневник — важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как, с позволения сказать, формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества. Педагогам хорошо известно, что немало их подопечных в той или иной форме ведут свои личные дневники.
Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: “Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия).
Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.
История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.
А.М. Колядина в своем исследовании дневника как литературного жанра предлагает историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды.
1. Дохристианская Русь. В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.
2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».
3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.
4. XVIII — начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).
5. XIX — начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.
6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современной литературе.
Как отмечает Калядина А. М., независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.
Вот основные правила:
1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).
2. Каждую запись датируй.
3. Будь искренним и честным в записях.
4. Не читай чужого дневника без разрешения!
Помимо бытового, можно вести дневник читателя, указывая в нём:
автора и название книги;
выходные данные: место издания, издательство, год;
время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
желательно обозначить тему произведения;
-
в общих чертах изложить содержание;
сформулировать для себя идею книги;
записать общее впечатление от книги.
Существует три разновидности использования дневника как жанра в литературе.
Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.
Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).
Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).
Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.
Писательские дневники — это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования — датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.
Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу.
Чем можно объяснить столь частое обращение различных писателей, а также людей, профессионально с литературой не связанных, к жанру литературного дневника?
Универсальностью этого жанра, разнообразием его форм.
Возможностью непосредственного, свободного выражения своих мыслей и чувств.
Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.
Например, «Осадная Запись» — блокадный дневник петербургского учёного-востоковеда, известного ираниста-филолога, профессора Александра Николаевича Болдырева содержит не только детальные описания страданий и борьбы ленинградцев, но и тончайшие психологические наблюдения за переживаниями умирающего с голоду, а затем терзающегося недоеданием человека, обременённого бесконечными заботами о семье.
Дневник — один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.
В Большой советской энциклопедии читаем:
|