|
Эволюция школьного дневника: за и против введения смс-дневников
XIV городская научная конференция учащихся
МОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»
Эволюция школьного дневника
Автор: Ильина Анна
Ученица 10 А класса
Руководитель: Николаева И. В.
Заместитель директора по НМР
МОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»
г. Магадан, март 2007 год
Название работы: Эволюция школьного дневника: за и против введения смс-дневников.
Имя и фамилия автора: Ильина Анна.
Место учебы: МОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской».
Научный руководитель:
Учитель: Николаева Ирина Вадимовна, педагог-психолог, заместитель директора по НМР.
Предметная область: Обществоведение.
Гипотеза: автор предполагает, что современный школьный дневник в старших классах утрачивает свою контрольную и информационную функцию и нуждается в замене на другой способ информирования родителей учащихся об их школьных успехах и неудачах.
Методики исследования: изучение литературы и сайтов интернет по теме исследования, анкетирование учащихся и педагогов, анализ документации дежурной администрации и дневников учащихся (выборочно), интервьюирование педагогов.
Результат исследование: исследование, проведенное на базе МОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупкой» позволило сделать вывод о том, что, начиная с 9 класса школьный дневник утрачивает и к 11 классу перестает выполнять свою контрольную и информационную функцию. Это подтверждает гипотезу и делает актуальным вопрос замены современного дневника на другой способ информирования родителей о достижениях и проблемах школьников.
Выводы, возможное практическое применение и перспективы продолжения исследования: материалы исследования можно использовать на родительских собраниях для привлечения внимания к решению вопроса осуществления контроля родителей за успеваемостью и посещаемостью учащихся. Данные исследования позволяют обосновать необходимость использования в лицее на старшей ступени обучения смс-дневник, предложенный фирмой School-info.
Мы удостоверяем, что автор выполнил и подготовил эту работу к представлению
на научно-практическую конференцию школьников города Магадана
САМОСТОЯТЕЛЬНО
«___» ____________ 2007 г. _________________ Николаева И. В.
учитель
«___» ____________ 2007 г. _________________ Ильина Анна
автор
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
|
|
§ 1. Исторический экскурс: эволюция школьного дневника.
|
1.1. История возникновения школьного дневника в России…………………
|
|
1.2. Традиционные дневники в современной школе..………………………...
|
|
1.3. Современные технологии в образовании: электронные дневники……..
|
|
§ 2. Организация, проведение и результаты исследования
по вопросу внедрения смс –дневников в лицее № 1 им. Н. К. Крупской.
|
2.1. Организация проведения исследования…………………………………
|
|
2.2. Результаты исследования по вопросу внедрения смс-дневников в лицее № 1 им. Н. К. Крупской………………………………………………….
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В школьной жизни есть вещи, которые выглядят вечными и неизменными: расписание занятий, экзамены и контрольные, каникулы и последний звонок…
Многие из них, действительно, стали атрибутами российского образования: трудно представить себе школу без занятий и шумных перемен, без тетрадей и классных журналов. А можно ли представить ее без дневника - такого привычного, универсального для всей России дневника с поурочной разлиновкой и специальными столбиками для оценок и учительских подписей?..
Мы задали этот вопрос самим себе. Вернее, озадачились сразу рядом вопросов:
· Нравится ли нам (учителям, ученикам, родителям) этот, до боли знакомый вид дневника?
· Помогает ли он нам учиться, работать, лучше понимать друг друга?
· Что нам хотелось бы изменить в школьном дневнике (в его дизайне, содержании, а может быть, в самой его концепции, отношении к миру, какое он нам несет)?
· Можно ли сделать дневник реальным организатором школьной жизни и продуктивных взаимоотношений Ученика и Учителя?
Школьный дневник является неотъемлемой принадлежностью каждого ученика от 1 до 11класса. Дневник - это лицо успеваемости школьника и к нему складывается трепетное отношение как у родителей с учителями (все таки главный показатель способностей и успехов школьника), так и, (даже в большей степени), у самого ученика. Вспомните, как Вы сами в младших классах подсчитывали 5 и 4, писали "УРА! КАНИКУЛЫ!" на страницах, выпадающих в каникулярное время... Многое связано с дневником - радости и огорчения, тщательный подбор ластиков для стирания двоек и гордое преподнесение родителям для ознакомления с пятеркой...
Дневник не просто атрибут школьных лет - это актуализация подростка на протяжении самых важных для него лет, выраженная в осязаемой форме.
Гипотеза
Мы предположили, что современный школьный дневник в старших классах утрачивает свою контрольную и информационную функцию и нуждается в замене на другой способ информирования родителей учащихся об их школьных успехах и неудачах.
Цель исследования – изучить отношение учащихся и педагогов лицея к традиционному и новому (электронному) виду школьного дневника.
Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать историю развития школьного дневника в России.
Исследовать отношение учащихся и педагогов лицея к традиционному и новому (электронному) виду школьного дневника.
Определить степень необходимости и эффективности перехода к использованию электронной формы учета и контроля успехов и неудач учащихся, информирования родителей о достижениях и неудачах их детей.
Прогнозируемый результат: во введении в систему школьного образования и контроля смс-дневников в большей степени заинтересованы педагоги.
Поставленные исследовательские задачи решались с использованием следующих методов:
База исследования.
Исследование проводилось в МОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской» г. Магадана с участием 30 педагогов и 546 учащихся 1 – 11 классов.
Основные этапы и организация исследования.
Исследование осуществлялось поэтапно:
1 этап – октябрь (поисковый) включал изучение литературы и Интернет-сайтов по теме исследования; определение степени актуальности работы.
2 этап – ноябрь-март (экспериментальный), на котором осуществлялось анкетирование, интервьюирование участников исследования, анализ школьной документации.
3 этап – март (заключительный) - статистическая обработка результатов исследования; анализ и систематизация результатов анкетирования всех участников исследования; формулирование выводов по результатам исследования; оформление работы.
Результат исследование: исследование, проведенное на базе МОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупкой» позволило сделать вывод о том, что, начиная с 9 класса школьный дневник утрачивает и к 11 классу перестает выполнять свою контрольную и информационную функцию. Это подтверждает гипотезу и делает актуальным вопрос замены традиционного дневника на другой способ информирования родителей о достижениях и проблемах школьников.
Выводы, возможное практическое применение и перспективы продолжения исследования: материалы исследования можно использовать на родительских собраниях для привлечения внимания к решению вопроса осуществления контроля родителей за успеваемостью и посещаемостью учащихся. Данные исследования позволяют обосновать необходимость использования в лицее на старшей ступени обучения смс-дневник, предложенный фирмой School-info.
Структура и объем работы.
Работа состоит из введения, двух параграфов (теоретической и опытно-экспериментальной), заключения, списка использованной литературы и …приложений. Основной текст занимает … страниц, список литературы включает … наименований. Общий объем работы …. страниц.
§ 1. Исторический экскурс: эволюция школьного дневника.
1.1. История возникновения школьного дневника в России.
Дневник — важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни.
|
|
|