|
«Кто как к зиме приготовился»
«Кто как к зиме приготовился».
Цель и задачи: отметить изменения в живой природе с наступлением поздней осени; конкретизировать, закреплять знания детей о растительном и животном мире; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать; развивать связную речь, мышление, внимание, память, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарный запас; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: дневники наблюдения, иллюстрации с изображением зверей и птиц, кормушки, корм для птиц.
Ход занятия
Орг. момент
У нас сегодня будет необычное занятие: мы пойдём на экскурсию.
- Как мы должны одеться сегодня? Почему?
Чтобы плохого ничего не случилось на экскурсии, нам надо помнить следующие правила:
- по улице надо идти парами, не толкаться и не отставать от других;
- переходить улицу по указанию учителя;
- во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;
- слушать внимательно;
- беречь и охранять природу.
Сообщение темы.
Ребята, хотите ли вы узнать тему нашей экскурсии? А для этого, вам нужно отгадать загадки и ответить на некоторые вопросы.
Загадки.
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь.)
Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнут в поле озимь ржи,
Что за месяц подскажи? (Ноябрь.)
- К какому времени года мы отнесём эти отгадки?
2) Какой месяц в народе называют:
- руен, ревун, дождезвон;
- листобой, грязник, ветродуй;
- ворота зимы, полузимник, ледовый кузнец.
- Объясните, почему вы так считаете?
- Какое время года идёт после осени?
Всё вокруг бело и снежно,
И узор на стёклах нежный,
Иней на ветвях, как в сказке,
И мороз лишь для острастки –
Никого он не пугает,
Дети весело играют,
На коньках бегут и лыжах,
И дома в снегу по крыши,
Вся белым - бела природа.
Это что за время года? (Зима.)
- Что приносит с собой зима?
- Похож ли сегодняшний день на зимний? Почему?
- Какая сегодня погода?
- Какое небо? Можно ли по цвету неба определить погоду? Как?
- Что вы можете сказать о ветре? Какое направление?
- Как светит солнце?
- Какие осадки сегодня?
- Радуетесь ли вы приходу зимы? Почему?
- Как вы думаете рады ли приходу зимы животные? Почему?
- Чтобы спокойно пережить зиму, что, прежде всего надо сделать?
- Когда начинают готовиться к зиме?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и что наблюдать?
Основная часть.
В лесу учитель обращает внимание детей на красоту природы и зачитывает произведение К.Д. Ушинского по частям.
«Разозлилась старуха-зима; задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком».
- Как подготавливаются птицы к зиме? (улетают в тёплые края)
«Подула зима холодом, посрывала листья с лесов и разметала их по дорогам…»
- Какие изменения произошли в жизни растений?
- Почему в природе происходит листопад?
Листопад защищает ветви от поломок в зимнее время и приспосабливает растения к перезимовке.
- Как вы думаете, смогли бы ветви с листвой выдержать массу снега?
(Вода замёрзла бы в листьях, что привело бы к гибели растения к перезимовке.)
«А птицы собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился».
- Как называются птицы, покидающие осенью родные края? (перелётные)
- Приведите примеры перелётных птиц.
Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки и т.д. Затем те, которые едят плоды и семена растений; с этим связан поздний отлёт перепелов, куропаток, дроздов. Позднее всех улетают утки и гуси. Почему?
- Какие виды птиц перед отлётом собираются в стаи?
- Какие птицы улетают в одиночку? (кукушка)
Загадки.
1. Что это за птица?
К тёмному платьицу –
Передник жёлтый
Да шапчонка шёлковая. (Синица.)
2. О какой птице так говорят?
Всё в тёмных фраках да алых рубахах? (Снегирь.)
3. Сидит король, чёрен, как смоль.
Ножкою шаркнет
Да молодецки гаркнет,
И опять угрюм –
Тоскливо королю. (Ворон.)
4. Весёлый молодец
В пыли резвится
Да веселится,
Не любит летать –
Пешком идёт гулять.
Крылышками двигает,
То летит, то прыгает. (Воробей.)
5. Без рук стучит,
На ветвях сидит,
Длинный носок,
Красная шапочка. (Дятел.)
6. Болтливая молодка –
Красивая воровка. (Сорока.)
- Как мы называем птиц, которые остаются у нас на зиму?
- Какие птицы делают запасы на зиму? (Синицы, поползни, клесты.)
- Что запасают и куда они прячут корм? (Прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев.)
- Чем питаются зимующие птицы?
- Каких птиц вы видели сегодня? Чем они были заняты?
- Что страшнее всего для птиц, холод или голод?
- Что спасает птиц от холода?
- Чем мы можем помочь зимующим птицам?
Ребята развешивают кормушки, насыпают корм.
«Накинулась зима на зверей».
Учитель вместе с детьми обсуждает поведение разных животных поздней осенью.
Зайцы.
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Упражнение «Знаете ли вы?»
- Знаете, как называются домики разных животных? Назовите:
у лисы – (нора) у волка – (логово)
у белки – (дупло) у медведя – (берлога)
у мышки – (норка)
- Как готовятся к зиме зайцы, белки, песцы, лисы и др. звери? (Отрастает новая – густая и пушистая шерсть, у некоторых изменяется окрас.)
- Как готовится к зиме белка? (Утепляют гнездо, прячут корм в дупла деревьев, в мох.)
- Что запасают мыши? (Зерно.)
- Как готовятся к зиме ежи? (Носят в норку сухие листья, мох.)
- Можно ли встретить сейчас насекомых? Почему?
«Пуще злится зима – до рыб она добирается».
- Ноябрь в народе именовали ледовым кузнецом. Почему?
- Как готовятся рыбы к зиме? (Рыба вся уходит в глубину.)
«Ну, постой же – думает зима, - дойму я людей» - и шлёт мороз за морозом, один другого злее.
- Как люди готовятся к зиме?
Осенью люди закладывают на хранение фрукты и овощи, утепляют квартиры,
заготавливают корм для домашних животных.
- Какую одежду люди готовят к зиме?
- Как нужно одеваться, когда идёшь кататься на лыжах, коньках?
Зимой надо продолжать закаляться. Этому помогут игры на свежем воздухе, катание на санках, лыжах, коньках.
-Объясните смысл поговорки.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Игра «Бездомный заяц».
Выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные чертят себе кружок и встают в него. «Бездомный заяц» убегает, а охотник его догоняет. Спастись заяц может, если забежит в любой кружок, тогда «заяц», стоявший в круг, должен сейчас же убегать, а охотник уже ловить его. Как только охотник поймал зайца, он становится «зайцем», а бывший «заяц» - охотником.
Считалка.
1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать: 1, 2, 3, 4, 5.
Итог
Подведение итога в классе
1) Игра на внимание.
На картинку навели увеличительное стекло. Можете ли вы угадать, кто
изображен?
2)Шапочка чёрная,
Кофточка жёлтая.
Шустрая певичка –
Птичка-… (Синичка)
- Как вы думаете, почему ее так называют – синица?
- Где сидит синичка? – Вы узнали это дерево?
- Рябина хвойное дерево или лиственное?
- Как вы думаете, зачем синичка прилетела на рябину? Что подвешено на ёлке?
- Что лежит в кормушке?
- Кто принёс в кормушку еду?
- Зачем люди подкармливают зимой птиц?
- Какую пользу приносят синицы?
«Игра в слова»
- Найдите на картинке все предметы, в названиях которых есть звук Р.
Скороговорка. Ждут птиц у кормушки кормёжки.
Принёс им Маркушка в кармашке морошки.
3)Работа в дневниках наблюдения
Запишите тему нашей экскурсии.
- Какая сегодня погода? (Дежурный отмечает погоду в календаре природы.)
- Что мы сегодня наблюдали?
- Какие изменения произошли поздней осенью в природе? Сравните с сентябрём.
Домашнее задание
- Составьте и запишите несколько предложений о своих наблюдениях. |
|
|