Главная страница

«Кто как к зиме приготовился»


Скачать 84.65 Kb.
Название «Кто как к зиме приготовился»
Дата 27.02.2016
Размер 84.65 Kb.
Тип Документы


«Кто как к зиме приготовился».
Цель и задачи: отметить изменения в живой природе с наступлением поздней осени; конкретизировать, закреплять знания детей о растительном и животном мире; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать; развивать связную речь, мышление, внимание, память, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарный запас; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: дневники наблюдения, иллюстрации с изображением зверей и птиц, кормушки, корм для птиц.
Ход занятия

Орг. момент

У нас сегодня будет необычное занятие: мы пойдём на экскурсию.

- Как мы должны одеться сегодня? Почему?

Чтобы плохого ничего не случилось на экскурсии, нам надо помнить следующие правила:

- по улице надо идти парами, не толкаться и не отставать от других;

- переходить улицу по указанию учителя;

- во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;

- слушать внимательно;

- беречь и охранять природу.
Сообщение темы.

Ребята, хотите ли вы узнать тему нашей экскурсии? А для этого, вам нужно отгадать загадки и ответить на некоторые вопросы.

Загадки.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)
Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился? (Октябрь.)
Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

Льдом сковало воды рек,

Мёрзнут в поле озимь ржи,

Что за месяц подскажи? (Ноябрь.)
- К какому времени года мы отнесём эти отгадки?
2) Какой месяц в народе называют:

- руен, ревун, дождезвон;

- листобой, грязник, ветродуй;

- ворота зимы, полузимник, ледовый кузнец.

- Объясните, почему вы так считаете?

- Какое время года идёт после осени?
Всё вокруг бело и снежно,

И узор на стёклах нежный,

Иней на ветвях, как в сказке,

И мороз лишь для острастки –

Никого он не пугает,

Дети весело играют,

На коньках бегут и лыжах,

И дома в снегу по крыши,

Вся белым - бела природа.

Это что за время года? (Зима.)
- Что приносит с собой зима?

- Похож ли сегодняшний день на зимний? Почему?

- Какая сегодня погода?

- Какое небо? Можно ли по цвету неба определить погоду? Как?

- Что вы можете сказать о ветре? Какое направление?

- Как светит солнце?

- Какие осадки сегодня?

- Радуетесь ли вы приходу зимы? Почему?

- Как вы думаете рады ли приходу зимы животные? Почему?

- Чтобы спокойно пережить зиму, что, прежде всего надо сделать?

- Когда начинают готовиться к зиме?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и что наблюдать?
Основная часть.

В лесу учитель обращает внимание детей на красоту природы и зачитывает произведение К.Д. Ушинского по частям.
«Разозлилась старуха-зима; задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком».
- Как подготавливаются птицы к зиме? (улетают в тёплые края)
«Подула зима холодом, посрывала листья с лесов и разметала их по дорогам…»
- Какие изменения произошли в жизни растений?

- Почему в природе происходит листопад?

Листопад защищает ветви от поломок в зимнее время и приспосабливает растения к перезимовке.

- Как вы думаете, смогли бы ветви с листвой выдержать массу снега?

(Вода замёрзла бы в листьях, что привело бы к гибели растения к перезимовке.)
«А птицы собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился».
- Как называются птицы, покидающие осенью родные края? (перелётные)

- Приведите примеры перелётных птиц.

Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки и т.д. Затем те, которые едят плоды и семена растений; с этим связан поздний отлёт перепелов, куропаток, дроздов. Позднее всех улетают утки и гуси. Почему?

- Какие виды птиц перед отлётом собираются в стаи?

- Какие птицы улетают в одиночку? (кукушка)

Загадки.

1. Что это за птица?

К тёмному платьицу –

Передник жёлтый

Да шапчонка шёлковая. (Синица.)
2. О какой птице так говорят?

Всё в тёмных фраках да алых рубахах? (Снегирь.)
3. Сидит король, чёрен, как смоль.

Ножкою шаркнет

Да молодецки гаркнет,

И опять угрюм –

Тоскливо королю. (Ворон.)
4. Весёлый молодец

В пыли резвится

Да веселится,

Не любит летать –

Пешком идёт гулять.

Крылышками двигает,

То летит, то прыгает. (Воробей.)
5. Без рук стучит,

На ветвях сидит,

Длинный носок,

Красная шапочка. (Дятел.)
6. Болтливая молодка –

Красивая воровка. (Сорока.)
- Как мы называем птиц, которые остаются у нас на зиму?

- Какие птицы делают запасы на зиму? (Синицы, поползни, клесты.)

- Что запасают и куда они прячут корм? (Прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев.)

- Чем питаются зимующие птицы?

- Каких птиц вы видели сегодня? Чем они были заняты?

- Что страшнее всего для птиц, холод или голод?

- Что спасает птиц от холода?

- Чем мы можем помочь зимующим птицам?

Ребята развешивают кормушки, насыпают корм.
«Накинулась зима на зверей».
Учитель вместе с детьми обсуждает поведение разных животных поздней осенью.

Зайцы.

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идёт ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.
Упражнение «Знаете ли вы?»

- Знаете, как называются домики разных животных? Назовите:

у лисы – (нора) у волка – (логово)

у белки – (дупло) у медведя – (берлога)

у мышки – (норка)

- Как готовятся к зиме зайцы, белки, песцы, лисы и др. звери? (Отрастает новая – густая и пушистая шерсть, у некоторых изменяется окрас.)

- Как готовится к зиме белка? (Утепляют гнездо, прячут корм в дупла деревьев, в мох.)

- Что запасают мыши? (Зерно.)

- Как готовятся к зиме ежи? (Носят в норку сухие листья, мох.)

- Можно ли встретить сейчас насекомых? Почему?
«Пуще злится зима – до рыб она добирается».

- Ноябрь в народе именовали ледовым кузнецом. Почему?

- Как готовятся рыбы к зиме? (Рыба вся уходит в глубину.)
«Ну, постой же – думает зима, - дойму я людей» - и шлёт мороз за морозом, один другого злее.
- Как люди готовятся к зиме?

Осенью люди закладывают на хранение фрукты и овощи, утепляют квартиры,

заготавливают корм для домашних животных.

- Какую одежду люди готовят к зиме?

- Как нужно одеваться, когда идёшь кататься на лыжах, коньках?

Зимой надо продолжать закаляться. Этому помогут игры на свежем воздухе, катание на санках, лыжах, коньках.
-Объясните смысл поговорки.

Мороз не велик, да стоять не велит.
Игра «Бездомный заяц».

Выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные чертят себе кружок и встают в него. «Бездомный заяц» убегает, а охотник его догоняет. Спастись заяц может, если забежит в любой кружок, тогда «заяц», стоявший в круг, должен сейчас же убегать, а охотник уже ловить его. Как только охотник поймал зайца, он становится «зайцем», а бывший «заяц» - охотником.
Считалка.

1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Снова будем мы считать: 1, 2, 3, 4, 5.
Итог

Подведение итога в классе
1) Игра на внимание.

На картинку навели увеличительное стекло. Можете ли вы угадать, кто

изображен?


2)Шапочка чёрная,

Кофточка жёлтая.

Шустрая певичка –

Птичка-… (Синичка)
- Как вы думаете, почему ее так называют – синица?

- Где сидит синичка? – Вы узнали это дерево?

- Рябина хвойное дерево или лиственное?

- Как вы думаете, зачем синичка прилетела на рябину? Что подвешено на ёлке?

- Что лежит в кормушке?

- Кто принёс в кормушку еду?

- Зачем люди подкармливают зимой птиц?

- Какую пользу приносят синицы?
«Игра в слова»

- Найдите на картинке все предметы, в названиях которых есть звук Р.
Скороговорка. Ждут птиц у кормушки кормёжки.

Принёс им Маркушка в кармашке морошки.
3)Работа в дневниках наблюдения

Запишите тему нашей экскурсии.

- Какая сегодня погода? (Дежурный отмечает погоду в календаре природы.)

- Что мы сегодня наблюдали?

- Какие изменения произошли поздней осенью в природе? Сравните с сентябрём.

Домашнее задание

- Составьте и запишите несколько предложений о своих наблюдениях.