Главная страница

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска рмэ проект «На пороге школы»


Скачать 129.31 Kb.
Название Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска рмэ проект «На пороге школы»
Федотова Т.Г
Дата 23.03.2016
Размер 129.31 Kb.
Тип Документы



муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска РМЭ

Проект «На пороге школы».







Автор: воспитатель

Федотова Т.Г.

2014г.

«Быть готовым к школе уже сегодня не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться»

Л.А.Венгер

Актуальность.

Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.

Детским дошкольным образовательным учреждениям отводится особая роль в общей системе непрерывного образования и является первым звеном в данной системе. Уже в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.

Проблема непрерывного образования рассматривается в рамках преемственности по отношению к детям дошкольного возраст . Преемственность – это двусторонний процесс, где на дошкольной ступени образования сохраняется «самоценность» ребенка и формируются его фундаментальные качества, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу «с нуля», а «подхватывает» достижения ребенка – дошкольника и строит свою педагогическую практику, задействуя и развивая его потенциал дальше.

Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Непрерывность образовательного процесса – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное объективное и субъективное продвижение детей вперед на протяжении последовательных временных отрезков.

Основной целью преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей.

Подготовка к школе - это сложный период в жизни ребёнка. Маленький человек находится в состоянии ожидания, в предверии того, что предстоит что-то очень значительное и притягательно , но ещё неопределённое. В жизни ребёнка всё меняется и режим, общение со взрослыми и сверстниками, увеличивается объём нагрузки. У ребёнка к школе формируется ещё до того, как он в неё пойдёт. Здесь большую роль играет информация о школе. Для того чтобы воспитать положительное отношение к школе, как условие успешного обучения, надо создать эмоционально привлекательный образ школы. Следовательно, проанализировав литературу, убедилась в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе с помощью разнообразных методов и форм работы, через создание предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов. Таким образом, всё это может быть отражено в проекте «На пороге школы». Проект щкольной направленности способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

«На пороге школы!»

Руководитель проекта: воспитатель Федотова Татьяна Григорьевна

Участники проекта:

  • Дети 6-7лет подготовительной к школе группы «Божьи коровки».

  • Родители детей.

  • Педагоги дошкольного образовательного учреждения.

  • Педагоги и дети средней школы №4.

Сроки реализации проекта:учебный год

Место реализации проекта: детский сад, школа.

Цель проекта:

  • улучшение подготовки 6 – 7-летних детей к обучению в школе;

  • обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;

  • углубление интереса ребенка к жизни в школе;

  • влияние школы и семьи на воспитательный процесс, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.

Задачи проекта:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • Воспитание нравственной личности;

  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

  • Сотрудничество и деловой контакт воспитателей ДОУ с учителями начальной школы №4.



  • Взаимодействие с родителями воспитанников по подготовке детей к школе.


Основания преемственности между подготовительной к школе

группой и школой

- Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика

- Формирование «Внутренней позиции школьника»: развитие произвольного поведения, развитие коммуникативных навыков.

- Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка

- Развитие способностей ребенка как залога успешности

Практическая значимость проектной работы:

  1. Работа с детьми строится на основе базовой программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. Подготовительная группа/ авт.-сост.Н.В.Лободина. -Волгоград:Учитель,2012. В рамках проекта предусмотрены занятия с детьми в кружке по математике «Удивительная математика». Для сохранения физического и психического здоровья детей используются здоровьесберегающие технологии в различных видах деятельности.

  2. В рамках проекта повысится уровень самообразования педагогов. Проект предполагает тесную связь с педагогом – психологом дошкольного учреждения, узкими специалистами, с учителями и детьми начальной школы.

  3. В рамках проекта предусмотрена просветительская работа для

родителей: консультации, беседы, родительские клубы, семинары –практикумы; они привлекаются к проведению всех мероприятий:

праздники, спортивные досуги, выставки, конкурсы, День здоровья, Дни открытых дверей, День семьи.

4. В проекте предусмотрены диагностические исследования психологической готовности детей к школе, уровня знаний, умений и навыков, физической подготовленности детей к школе.

5. В рамках проекта предполагается использование наглядных, дидактических и методических пособий, мультимедийных презентаций.

Ожидаемый результат:

  • Повысится уровень подготовки детей 7-летнего возраста к школе;

  • у детей сформируется мотивационная и психологическая готовность к школе;

  • переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдут естественно и безболезненно для детей.

Основные направления проекта:

- Организация предметно – развивающей среды в группе ДОУ, способствующей формированию у детей положительного отношения и интереса к школе.

- Работа с детьми.

- Работа с родителями.

- Сотрудничество с учителями и детьми начальной школы.

- Взаимодействие с педагогом-психологом ДОУ.

Предметно – развивающая среда в группе ДОУ , способствующая формированию у детей положительного отношения к школе:

  1. Центр «Скоро в школу!»

  2. Центр познавательных книг(энциклопедии для детей).

  3. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Школа».

  4. Художественная литература о школе.

  5. Сенсорный уголок: конструкторы (для развития мелкой моторики руки, мышления); вкладыши, разрезные картинки.

  6. Настольно – печатные игры: ребусы, домино, лото, картинки (для обучения составлению рассказов), звуковые линейки для составления звукового анализа слова, игры с математическим содержанием, шашки, шахматы, ,электронные игры, счётные палочки Кьюизенера, логические блоки Дьенеша, развивающие кубики Никитиных и др.

  7. ИЗО – студия: штриховки, раскраски; силуэты для вырезания; материал для работы в стиле «оригами», пластилин, краски, цветные карандаши, цветные мелки, сангина, бумага различной текстуры, клей.



  1. «Центр науки» - экспериментальный уголок (набор энциклопедий для дошкольников, глобус, увеличительные стекла, пробирки, песочные часы, песок, камни, посуда для переливания жидкостей и пр.)

  2. Фотоальбом «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев, сестер (школьные).

Краткое описание мероприятий, направленных на осуществление проекта:


  1. Проанализирована научно-методичекая литература по теме проекта.

1.Тимофеева Л.Л.Работа с детьми в предшкольный период.//Методист.-2014-№13.

2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.

3. Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.

4. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.

5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.

6. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.

7. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
2. Проведен педагогический мониторинг с целью изучения отношения родителей к проблеме преемственности между ДОУ и школой, изучения интеллектуального уровня развития детей.
3. Определены основные направления по взаимодействию с семьей в рамках проекта:

- Анкетирование, опрос.

- Семейное консультирование по вопросам подготовки детей к школе.

- Родительская почта « Вы спрашивали –мы отвечаем».

- Родительские клубы, гостиные.

- «Дни открытых дверей».

- Просвещение родителей с помощью семинаров – практикумов.

- Совместные праздники, физкультурные досуги.
План мероприятий на учебный год:

Работа с детьми

Мероприятия (форма и содержание)

Срок исполнения

Ответственные исполнители и участники

1.Диагностическое обследование уровня интеллектуального и физического развития детей подготовительной группы «Божьи коровки».

сентябрь

Воспитатели, педагоги дополнительного образования

2.День знаний. Экскурсия к зданию школы.

1 сентября

Воспитатели, дети

3.Экскурсии:

- в школьный класс;

-в школьную и городскую библиотеку;

- в школьный физкультурный зал;



В течение года

Воспитатели, педагоги школы, дети

4.Посещение урока в первом классе

В течение года

Воспитатели, учитель начальной школы, дети

5.Совместные праздники, спортивные соревнования с учащимися начальной школы( Безопасное колесо).

В течение года

Воспитатели, педагоги школы, дети

6.Просмотр мультфильмов :

«Козлёнок, который умел считать до 10». (о важности умения считать). «Остров ошибок»

(о необходимости учиться в школе). «Наш друг Пишичитай».

В течение года

Воспитатели и дети

7.Организация сюжетно – ролевой игры «Школа» с целью формирования мотивационной готовности к учебной деятельности

В течение года

Воспитатели и дети

8.Цикл бесед «Скоро в школу», направленных на расширение кругозора детей, уточнения представлений о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников и т.д.

Март - апрель

Воспитатели и дети

9.Чтение художественной литературы (С.Баруздин «Кто сегодня учитель?», Л.Н.Толстой «Филиппок» ,А.Барто «Подружки идут в школу» и др.)

Чтение стихов о школе. Конкурс

В течение года


Воспитатели и дети

10.Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой, создание и рассматривание фотоальбома «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев и сестер в школьные годы

В течение года

Воспитатели, дети

11.Посещение праздника «Прощание с Букварем»

Декабрь

Старший воспитатель,

воспитатели, учитель первого класса, дети

12.Диагностическое обследование уровня готовности к школьному обучению

Апрель - май

Воспитатели, дети

13.Психологическая помощь нуждающимся детям

В течение года

Педагог – психолог, дети

14.Диагностика определения уровня психологической готовности детей к школе

Апрель

Педагог – психолог, дети

15.Праздник «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»

Май

Воспитатели. Музыкальный руководитель, дети

Работа с родителями

1.Родительский клуб «Роль семьи в воспитании

будущего школьника»

Март

Педагог – психолог, воспитатели,

2.Анкетирование «Ваше отношение к проблеме преемственности детского сада и школы»

Февраль

Воспитатели

3.Совместный праздник с участием родителей «День Матери», «День защитника Отечества»

Ноябрь

Февраль

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети

4.Участие в выставке поделок «Осенний фестиваль».

Октябрь

Воспитатели, дети, родители

5.Посещение открытых занятий в ДОУ

В течение года

Педагоги ДОУ

6.Родительский клуб «Ребенок на пороге школы» (с приглашением учителей начальных классов школ города)

Март - апрель

Старший воспитатель, воспитатели, педагог – психолог, зам.директора по УВР

7.Родительский всеобуч:

- оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников»; «Готовим руку к письму»; «Как подготовить ребенка к школе»; «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»; «Как выбрать программу обучения для своего ребенка»;

- индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей

В течение года

Педагоги ДОУ

8.Психологическая школа для родителей

В течение года

Педагог - психолог

9.Посещение открытых занятий – уроков, проводимых учителями начальных классов в ДОУ

Март – весенние каникулы

Учителя начальных классов

10.Участие родителей в проведении Дней открытых дверей в школах города

В течение года

Педагоги школ

Ожидаемый результат преемственности детского сада и начальной школы:

Согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, подчиненность всего учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
Новизна проекта: в плане воспитательно – образовательного процесса ДОУ заключается во внедрении и освоении современных образовательных технологий, в реализации на практике комплекса мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения и интереса к школе, по повышению уровня подготовки детей к школе, позволяющих детям безболезненно адаптироваться в новых условиях школы.

Резюме основных участников проекта:

Федотова Татьяна Григорьевна,

1972г.р., воспитатель ,

Марийский государственный университет

( 1994 г.)

Педагогический стаж – 20лет.