|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска рмэ проект «На пороге школы»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска РМЭ
|
Проект «На пороге школы».
|
|
|
Автор: воспитатель
Федотова Т.Г.
|
2014г.
|
«Быть готовым к школе уже сегодня не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»
Л.А.Венгер
Актуальность.
Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.
Детским дошкольным образовательным учреждениям отводится особая роль в общей системе непрерывного образования и является первым звеном в данной системе. Уже в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.
Проблема непрерывного образования рассматривается в рамках преемственности по отношению к детям дошкольного возраст . Преемственность – это двусторонний процесс, где на дошкольной ступени образования сохраняется «самоценность» ребенка и формируются его фундаментальные качества, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу «с нуля», а «подхватывает» достижения ребенка – дошкольника и строит свою педагогическую практику, задействуя и развивая его потенциал дальше.
Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Непрерывность образовательного процесса – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное объективное и субъективное продвижение детей вперед на протяжении последовательных временных отрезков.
Основной целью преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей.
Подготовка к школе - это сложный период в жизни ребёнка. Маленький человек находится в состоянии ожидания, в предверии того, что предстоит что-то очень значительное и притягательно , но ещё неопределённое. В жизни ребёнка всё меняется и режим, общение со взрослыми и сверстниками, увеличивается объём нагрузки. У ребёнка к школе формируется ещё до того, как он в неё пойдёт. Здесь большую роль играет информация о школе. Для того чтобы воспитать положительное отношение к школе, как условие успешного обучения, надо создать эмоционально привлекательный образ школы. Следовательно, проанализировав литературу, убедилась в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе с помощью разнообразных методов и форм работы, через создание предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов. Таким образом, всё это может быть отражено в проекте «На пороге школы». Проект щкольной направленности способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
«На пороге школы!»
Руководитель проекта: воспитатель Федотова Татьяна Григорьевна
Участники проекта:
Дети 6-7лет подготовительной к школе группы «Божьи коровки».
Родители детей.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Педагоги и дети средней школы №4.
Сроки реализации проекта:учебный год
Место реализации проекта: детский сад, школа.
Цель проекта:
улучшение подготовки 6 – 7-летних детей к обучению в школе;
обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
углубление интереса ребенка к жизни в школе;
влияние школы и семьи на воспитательный процесс, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.
Задачи проекта:
-
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Воспитание нравственной личности;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
Сотрудничество и деловой контакт воспитателей ДОУ с учителями начальной школы №4.
Взаимодействие с родителями воспитанников по подготовке детей к школе.
Основания преемственности между подготовительной к школе
группой и школой
- Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика
- Формирование «Внутренней позиции школьника»: развитие произвольного поведения, развитие коммуникативных навыков.
- Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка
- Развитие способностей ребенка как залога успешности
Практическая значимость проектной работы:
Работа с детьми строится на основе базовой программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. Подготовительная группа/ авт.-сост.Н.В.Лободина. -Волгоград:Учитель,2012. В рамках проекта предусмотрены занятия с детьми в кружке по математике «Удивительная математика». Для сохранения физического и психического здоровья детей используются здоровьесберегающие технологии в различных видах деятельности.
-
В рамках проекта повысится уровень самообразования педагогов. Проект предполагает тесную связь с педагогом – психологом дошкольного учреждения, узкими специалистами, с учителями и детьми начальной школы.
В рамках проекта предусмотрена просветительская работа для
родителей: консультации, беседы, родительские клубы, семинары –практикумы; они привлекаются к проведению всех мероприятий:
праздники, спортивные досуги, выставки, конкурсы, День здоровья, Дни открытых дверей, День семьи.
4. В проекте предусмотрены диагностические исследования психологической готовности детей к школе, уровня знаний, умений и навыков, физической подготовленности детей к школе.
5. В рамках проекта предполагается использование наглядных, дидактических и методических пособий, мультимедийных презентаций.
Ожидаемый результат:
Повысится уровень подготовки детей 7-летнего возраста к школе;
у детей сформируется мотивационная и психологическая готовность к школе;
переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдут естественно и безболезненно для детей.
Основные направления проекта:
- Организация предметно – развивающей среды в группе ДОУ, способствующей формированию у детей положительного отношения и интереса к школе.
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Сотрудничество с учителями и детьми начальной школы.
- Взаимодействие с педагогом-психологом ДОУ.
Предметно – развивающая среда в группе ДОУ , способствующая формированию у детей положительного отношения к школе:
Центр «Скоро в школу!»
Центр познавательных книг(энциклопедии для детей).
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Школа».
Художественная литература о школе.
-
Сенсорный уголок: конструкторы (для развития мелкой моторики руки, мышления); вкладыши, разрезные картинки.
Настольно – печатные игры: ребусы, домино, лото, картинки (для обучения составлению рассказов), звуковые линейки для составления звукового анализа слова, игры с математическим содержанием, шашки, шахматы, ,электронные игры, счётные палочки Кьюизенера, логические блоки Дьенеша, развивающие кубики Никитиных и др.
ИЗО – студия: штриховки, раскраски; силуэты для вырезания; материал для работы в стиле «оригами», пластилин, краски, цветные карандаши, цветные мелки, сангина, бумага различной текстуры, клей.
«Центр науки» - экспериментальный уголок (набор энциклопедий для дошкольников, глобус, увеличительные стекла, пробирки, песочные часы, песок, камни, посуда для переливания жидкостей и пр.)
Фотоальбом «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев, сестер (школьные).
Краткое описание мероприятий, направленных на осуществление проекта:
Проанализирована научно-методичекая литература по теме проекта.
1.Тимофеева Л.Л.Работа с детьми в предшкольный период.//Методист.-2014-№13.
2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
3. Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
4. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
6. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
7. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
2. Проведен педагогический мониторинг с целью изучения отношения родителей к проблеме преемственности между ДОУ и школой, изучения интеллектуального уровня развития детей.
3. Определены основные направления по взаимодействию с семьей в рамках проекта:
- Анкетирование, опрос.
- Семейное консультирование по вопросам подготовки детей к школе.
- Родительская почта « Вы спрашивали –мы отвечаем».
- Родительские клубы, гостиные.
- «Дни открытых дверей».
- Просвещение родителей с помощью семинаров – практикумов.
- Совместные праздники, физкультурные досуги.
План мероприятий на учебный год:
Работа с детьми
Мероприятия (форма и содержание)
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители и участники
|
1.Диагностическое обследование уровня интеллектуального и физического развития детей подготовительной группы «Божьи коровки».
|
сентябрь
|
Воспитатели, педагоги дополнительного образования
|
2.День знаний. Экскурсия к зданию школы.
|
1 сентября
|
Воспитатели, дети
|
3.Экскурсии:
- в школьный класс;
-в школьную и городскую библиотеку;
- в школьный физкультурный зал;
|
В течение года
|
Воспитатели, педагоги школы, дети
|
4.Посещение урока в первом классе
|
В течение года
|
Воспитатели, учитель начальной школы, дети
|
5.Совместные праздники, спортивные соревнования с учащимися начальной школы( Безопасное колесо).
|
В течение года
|
Воспитатели, педагоги школы, дети
|
6.Просмотр мультфильмов :
«Козлёнок, который умел считать до 10». (о важности умения считать). «Остров ошибок»
(о необходимости учиться в школе). «Наш друг Пишичитай».
|
В течение года
|
Воспитатели и дети
|
7.Организация сюжетно – ролевой игры «Школа» с целью формирования мотивационной готовности к учебной деятельности
|
В течение года
|
Воспитатели и дети
|
8.Цикл бесед «Скоро в школу», направленных на расширение кругозора детей, уточнения представлений о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников и т.д.
|
Март - апрель
|
Воспитатели и дети
|
9.Чтение художественной литературы (С.Баруздин «Кто сегодня учитель?», Л.Н.Толстой «Филиппок» ,А.Барто «Подружки идут в школу» и др.)
Чтение стихов о школе. Конкурс
|
В течение года
|
Воспитатели и дети
|
10.Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой, создание и рассматривание фотоальбома «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев и сестер в школьные годы
|
В течение года
|
Воспитатели, дети
|
11.Посещение праздника «Прощание с Букварем»
|
Декабрь
|
Старший воспитатель,
воспитатели, учитель первого класса, дети
|
12.Диагностическое обследование уровня готовности к школьному обучению
|
Апрель - май
|
Воспитатели, дети
|
13.Психологическая помощь нуждающимся детям
|
В течение года
|
Педагог – психолог, дети
|
14.Диагностика определения уровня психологической готовности детей к школе
|
Апрель
|
Педагог – психолог, дети
|
15.Праздник «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»
|
Май
|
Воспитатели. Музыкальный руководитель, дети
|
Работа с родителями
1.Родительский клуб «Роль семьи в воспитании
будущего школьника»
|
Март
|
Педагог – психолог, воспитатели,
|
2.Анкетирование «Ваше отношение к проблеме преемственности детского сада и школы»
|
Февраль
|
Воспитатели
|
3.Совместный праздник с участием родителей «День Матери», «День защитника Отечества»
|
Ноябрь
Февраль
|
Воспитатели, музыкальный руководитель, дети
|
4.Участие в выставке поделок «Осенний фестиваль».
|
Октябрь
|
Воспитатели, дети, родители
|
5.Посещение открытых занятий в ДОУ
|
В течение года
|
Педагоги ДОУ
|
6.Родительский клуб «Ребенок на пороге школы» (с приглашением учителей начальных классов школ города)
|
Март - апрель
|
Старший воспитатель, воспитатели, педагог – психолог, зам.директора по УВР
|
7.Родительский всеобуч:
- оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников»; «Готовим руку к письму»; «Как подготовить ребенка к школе»; «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»; «Как выбрать программу обучения для своего ребенка»;
- индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей
|
В течение года
|
Педагоги ДОУ
|
8.Психологическая школа для родителей
|
В течение года
|
Педагог - психолог
|
9.Посещение открытых занятий – уроков, проводимых учителями начальных классов в ДОУ
|
Март – весенние каникулы
|
Учителя начальных классов
|
10.Участие родителей в проведении Дней открытых дверей в школах города
|
В течение года
|
Педагоги школ
|
Ожидаемый результат преемственности детского сада и начальной школы:
Согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, подчиненность всего учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
Новизна проекта: в плане воспитательно – образовательного процесса ДОУ заключается во внедрении и освоении современных образовательных технологий, в реализации на практике комплекса мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения и интереса к школе, по повышению уровня подготовки детей к школе, позволяющих детям безболезненно адаптироваться в новых условиях школы.
Резюме основных участников проекта:
Федотова Татьяна Григорьевна,
1972г.р., воспитатель ,
Марийский государственный университет
( 1994 г.)
Педагогический стаж – 20лет.
|
|
|