|
Система оценивания результатов обучения в условиях введения фгос ООО
Тема: Система оценивания результатов обучения в условиях введения ФГОС ООО
1. "Смысл введения ФГОС и основные изменения в практике работы учителя: что стандарт требует от учителя?" (по материалам статьи О.Б.Логиновой).
Инициаторы разработки нового стандарта предложили выражать цели общего образования в ожидаемых результатах - результатах развития различных способностей учащихся, ответственность за достижение которых разделяется между государством, семьёй и школой.
Планируемые результаты должны отражать основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений и педагогов, выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трёх блоков целей. В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки изучения предмета:" ради чего изучается предмет?" Второй блок - "Выпускник научится" включается система знаний и учебных действий, которая необходима для успешного обучения. и при целенаправленной работе учителя может быть освоена большинством учащихся. Третий блок планируемых результатов - "Выпускник получит возможность научиться"- отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗУН.
Смена базовой парадигмы образования со "знаниевой" на деятельностную предопределяет перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития УУД на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные или метапредметные умения.
Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и учащихся.И это является новым во ФГОС по сравнению со стандартом 2004 года.
Ещё одна особенность предлагаемой системы оценивания уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся "методом сложения". при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Основная образовательная задача учителя состоит в организации условий, которые бы позволяли "включать" активность и осознанность ребёнка. Новая система оценивания предполагает необходимость проектирования системы тематических и текущих планируемых результатов, которые позволят учащимся постепенно - шаг за шагом - осваивать все умения и навыки, характеризующие достижение итоговых планируемых результатов. Нужно изучить эти планируемые результаты, определять главные в данном периоде обучения, затем уточнить формулировки, теперь нужно сделать самый важный шаг - представить их в виде операций, действий, умений, которые д.б. освоены детьми в данный период обучения.
После проектирования системы тематических результатов необходимо составить обучающие задания, которые обеспечат: а) сознание, б) отработку, в) систематизацию и обобщение учебного материала и способов действий как предметных, так и УУД) и г) возможность использования изученного материала в ситуациях, приближённых к реальным.
2. В связи с вышеизложенным я вижу необходимость некоторых изменений в своей деятельности в связи с требованиями ФГОС. Мне необходимо заняться проектированием системы тематических и текущих планируемых результатов, которые позволят учащимся постепенно - шаг за шагом - осваивать все умения и навыки, характеризующие достижение итоговых планируемых результатов.
3. Преемственность подходов начальной и основной школы к оцениванию я вижу в содержании образования, методах и формах обучения и воспитания, методике определения результативности. Если задача начальной школы- учить учиться, то в основной школе мы должны учиться ребёнка учиться в общении. При переходе из начального звена в среднее проводятся стартовые диагностические работы, при этом используется инструментарий, равнозначный использованному в конце предыдущего класса. Они позволяют выявить сформированность УУД. В программе ООО нашёл принцип преемственности НОО , предусматривающий дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Преемственность - процесс двухсторонний: начальная школа формирует ЗУН, необходимые для дальнейшего обучения, а основная школа развивает накопленный в начальной школе потенциал.
4. После изучения предложенных материалов я пришла к выводу, что мне нужно пересмотреть систему оценивания по предмету. Нужно использовать уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария, накопительную систему оценивания.
5. Наиболее значимыми считаю следующие виды самооценки : ретроспективная и рефлексивная. Применяю на своих уроках постоянно и могу сказать, что на практике данные виды самооценки очень хорошо работают: ребёнок имеет возможность видеть себя со стороны и не считать свою точку зрения единственно возможной, развивает способность анализировать собственные действия.
|
|
|