|
Элективный курс «Культура речи»
Элективный курс «Культура речи»
Пояснительная записка
Полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты ГИА и ЭГЕ свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения.
При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ГИА в 9 классе.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
Цели данной программы:
научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
-
подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;
оказать помощь при формировании нравственной позиции;
способствовать интеллектуальному развитию ученика;
-
воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Образовательный продукт
|
Дата
план
|
Дата
факт
|
1
|
Введение. Что изучает лингвистика?
|
1
|
|
04.04
|
|
2
|
Стили и типы речи. Лингвистический анализ текста.
|
1
|
Творческая работа
|
11.04
|
|
3
|
Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе.
|
1
|
Творческая работа
|
18.04
|
|
4
|
Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста.
|
1
|
Творческая работа.
|
25.04
|
|
5
|
Лингвистический анализ текста художественного стиля.
|
1
|
Творческая работа
|
02.05
|
|
6
|
Виды связи предложений в тексте.
|
1
|
Творческая работа
|
08.05
|
|
7
|
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
|
1
|
Творческая работа
|
16.05
|
|
8
|
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
|
1
|
Творческая работа
|
23.05
|
|
|
Всего
|
8
|
|
|
|
Содержание программы курса (8 часов)
РАЗДЕЛ 1.
Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики. (1 час)
РАЗДЕЛ 2.
Обучающее сочинение по тексту. Лингвистический анализ текста. (5 часов)
РАЗДЕЛ 3.
Рецензирование и редактирование творческой работы. (2 часа)
Список литературы
Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт.- сост. О.В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 119 с.
Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт. – сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268 с.
Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт. – сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 133 с.
Русский язык. 9 класс: элективный курс. Условия успешной коммуникации / авт. – сост. А.М. Головизин. – Волгоград: Учитель, 2008.
Интернет-ресурсы
http: // www. informika. Ru Информационный образовательный сайт
http: // Scholar.urc.ac.ru / cour ses/ technog yndex. Htme Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.
|
|
|