|
Литература. Участники проекта: учащиеся 5 -7 классов Продолжительность проекта 3 месяца Аннотация к проекту
Учебный проект по литературному краеведению
Автор проекта:
Любезнова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы
Школа: МБОУ СОШ №35
Город: Нижний Новгород
Тема проекта:
«Литературное наследие Нижегородской области»
Предмет и класс
Литература.
Участники проекта: учащиеся 5 -7 классов
Продолжительность проекта
3 месяца
Аннотация к проекту
Краеведческая работа в школе способствует не только повышению качества образования, но и углубляет у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, родная природа, окружающие люди – всё это становится частью человеческой судьбы.
В нашей области широкое распространение получило историческое краеведение. Но культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имён, о которых учащиеся узнают в ходе работы над проектом.
Проект направлен на расширение жизненного кругозора учащихся, способствует развитию творческой деятельности. Процесс усвоения новых знаний сказывается на увеличении словарного запаса учащихся, обогащении языка и, в конечном итоге, на повышении качества обучения и воспитании подрастающего поколения.
Проект «Литературное наследие Нижегородской области» формирует те ценности, которые необходимы именно в современное время: патриотизм, духовность, национальное самосознание.
Следует отметить, что в ходе работы над проектом учащиеся научаться обобщать и систематизировать материал, приобрести навыки публичных выступлений.
Цель проекта:
Изучение творчества малоизвестных и популярных авторов литературных произведений, известных литераторов, публицистов, поэтов Нижегородской области.
Задачи проекта:
- повышение интереса учащихся к изучению творчества авторов литературных произведений Нижегородской области;
- формирование коммуникативных умений учащихся;
- активизация творческих способностей детей, создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого;
- воспитание патриотизма, духовности, национального самосознания учащихся.
Результаты проекта:
- Личность, обладающая знаниями о творчестве литераторов Нижегородской области;
- Исследовательская работа учащихся в получении необходимой информации;
- Написание творческих работ учащихся, стихов собственного сочинения, создание экспозиции в школьном музее «Литературное наследие Нижегородской области»;
- Создание литературного журнала, каталога писателей;
- Проведение читательской конференции с публичной защитой творческих работ;
- Размещение материала в сети интернет и на сайте класса о результатах работы над проектом.
План проведения проекта:
Представление темы и содержания проекта (вводная лекция учителя). Обсуждение методов и источников сбора информации.
Подведение промежуточных итогов. Определение, что из собранных материалов войдёт в окончательный вариант. Выбор формы представления информации.
Оформление литературного журнала «Литературное наследие Нижегородской области», создание каталога авторов Нижегородской области.
Проведение читательской конференции, презентации учащихся.
Планирование деятельности
|
Сроки
|
Вводная лекция учителя
(тема, содержание, цель, задачи проекта, распределение учащихся по группам)
|
1 марта 2013 года
|
Научно-исследовательская деятельность учащихся.
Написание творческих работ учащимися.
|
Март – апрель 2013 года
|
Подведение промежуточных итогов.
|
В конце апреля 2013 года
|
Оформление литературного журнала, создание каталога писателей.
|
Май 2013 года
|
Проведение читательской конференции с публичной защитой проектов.
|
23 мая 2013 года
|
Проектные группы
Литераторы
Объект исследования: поэты и писатели-земляки, современные литераторы Нижегородской области.
Публицисты
Объект исследования: журналисты, авторы публицистических произведений.
Редакторы
Ответственные за выпуск литературного журнала.
Библиографы
Ответственные за создание каталога писателей Нижегородской области.
Творческая группа
Ответственные за создание презентаций, творческого отчёта о проделанной работе, составление литературной карты.
Ресурсы проекта
Компьютер, принтер, сканер, интернет-ресурсы.
Деловой партнёр проекта
ЦГДБ им. А.М. Горького
Перспективы проекта
Написанные учащимися творческие работы станут основой для создания экспозиции в школьном музее, оформления литературного журнала и каталога литераторов Нижегородской области.
Полученные результаты предполагается оформить в виде научного отчёта в периодическую печать.
Представление материалов проекта
Фотоотчёт, презентация по результатам проекта, информационный стенд, создание экспозиции в школьном музее, создание литературного журнала и каталога литераторов Нижегородской области.
Приложение
Материалы для формирующего и итогового оценивания
Критерии оценивания работы группы
Группа № ____________________
Участники группы
________________________________________________________________________
Критерии выставляются от 0 до 5 баллов
Критерии
|
Самооценка группы
|
Оценка класса
|
Оценка учителя
|
∙ Сформулированы проблемы, определены цели исследования
∙ Поэтапно спланированы действия участников группы
∙ Использованы достоверные источники информации (исторические источники, энциклопедии, статьи профессиональных историков)
∙ Участниками группы использованы социальные сервисы для совместного редактирования документов, создания закладок, проведены коллективные обсуждения в ходе работы над проектом
∙ Результаты работы содержат аргументированные выводы
∙ Результаты работы представлены при помощи компьютерных средств (презентации, публикации)
∙ Использованы средства визуализации информации (карты знаний), иллюстративный материал соответствует содержанию информации
∙ Ссылки на использованные Интернет-источники, печатные материалы оформлены в соответствии с правилами цитирования
∙ Результаты исследования оформлены эстетично, не перегружены большим объемом информации, дизайн не мешает восприятию
∙ Устное выступление группы логично, последовательно отражает этапы работы
|
|
|
|
Сумма баллов
|
|
|
|
САМООЦЕНКА УЧЕНИКА УСПЕШНОСТИ СВОЕГО УЧАСТИЯ В КООЛЕКТИВНОЙ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
Фамилия, имя ученика ______________________________________________________
|
☹
был пассивен
|
•
был активен
|
☺
был ОЧЕНЬ активен
|
Я определял цели и ставил задачи
|
|
|
|
Я выдвигал гипотезы
|
|
|
|
Я отбирал теоретический материал для проекта
|
|
|
|
Я подбирал рисунки для статей и проектов
|
|
|
|
Я делал фотографии
|
|
|
|
Я принимал участие в разработке анкеты для проведения опроса местного населения
|
|
|
|
Я участвовал в проведении опроса
|
|
|
|
Я собирал материал, отражающий тему проекта
|
|
|
|
Я принимал участие в сборе материала
|
|
|
|
Я делал выводы
|
|
|
|
Я принимал участие в создании презентации для своей группы
|
|
|
|
|
|
|
|
Я ответил на вопросы проекта
|
|
|
|
ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
ИТОГОВАЯ САМООЦЕНКА В ГРУППЕ
качества проведенного учебного исследования.
Учебный проект «Литературное наследие Нижегородской области»
Класс ______________ Дата _______
Показатель
|
Отлично
|
Мы довольны
|
Можем лучше
|
Комментарий учителя
|
Тема и цель исследования четко сформулированы
|
|
|
|
|
Описан план исследования
|
|
|
|
|
Описаны методы исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все аргументы подтверждены ссылками
на источники информации
|
|
|
|
|
Используется несколько разных источников
|
|
|
|
|
Используются разнородные источники (печатные издания, Интернет, мнения экспертов)
|
|
|
|
|
Подготовленная презентация отражает
все основные вопросы исследования
|
|
|
|
|
|
|
|