|
Элективный курс «Ключи к тайнам клио»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 п.Светлый
ПРОГРАММА
Элективного курса
Ключи к тайнам КЛИО
Составила:
учитель высшей
квалификационной категории
Прилуцкая Валентина Геннадьевна
Пояснительная записка.
Элективный курс «Ключи к тайнам КЛИО» на ориентирован на 10-11 классы средней школы.
В школьной программе по истории не уделяется внимание вспомогательным историческим дисциплинам: палеографии, нумизматике, сфрагистике, хронологии, геральдике, метрологии, нумизматике и т.д. Многие школьники не знают о существовании подобных исторических дисциплин, об их роли в разгадывании исторических тайн.
В основе курса лежит знакомство учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД). Каждая из ВИД имеет свои приемы и объект исследования, но предназначение у них одно: помогать в изучении исторических источников как главной единицы науки «История». Кроме того, все дисциплины, входящие в группу ВИД, тесно взаимосвязаны, а значит, дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной деятельности человечества.
В предлагаемый курс включены наиболее интересные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и осваивать предмет «история». В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой, геральдикой и другими ВИД.
Направленность курса- ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации учащихся на профессиональную деятельность.
Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, получить навыки критики исторических источников, установлению их подлинности, времени и места составления, авторства.
Демонстрация типов письма, украшений книг сделает более полным и наглядным объяснение вопросов культуры. Значение метрологии поможет раскрыть содержание старых мер, перевести их на современную метрическую систему. Перевод дат на новое летосчисление и новый стиль нагляднее раскроет суть календарных преобразований, проводимых в нашей стране в начале 18 и 20 столетий. Знание основ теоретической геральдики поможет глубже и всесторонне изучить проблематику государственного герба, городских и частных гербов. Обращение к дополнительному материалу в виде изображений и надписей на монетах значительно активизирует усвоение учащимися курса истории.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Основные формы работы: лекции, семинары, экскурсии, практические занятия.
Цель курса: познакомить учащихся с основными методами исторического исследования и многообразием вспомогательных исторических дисциплин, дать представление об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого.
Задачи курса:
-
обучить учащихся базовым принципам работы с историческим источником;
научить на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события, явления;
развить критическое, самостоятельное мышление учащихся при анализе исторических источников;
-
развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;
подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
-
продолжить воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.
Основное содержание курса.
Тема 1.-2 часа
Исторические источники как средство познания прошлого.
Роль истории в жизни людей. Исторический источник. Классификация источников. Исторический факт.
Тема 2.-2 часа
Критика и интерпретация исторического источника.
Поиск и выявление источника. Основные методы и принципы научной критики. Внешняя и внутренняя критика.
Тема 3.-2 часа
Многообразие вспомогательных исторических дисциплин (ВИД).
Вспомогательные исторические дисциплины, их классификация. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место ВИД в исторической науке.
Тема 4.-2 часа
Историческая хронология и система счисления времени.
Единицы счета времени. Календари. Эры и их виды. Русская система счета времени. Современное летосчисление.
Тема 5. -2 часа
Археология.
Археология – «наука лопаты». Археологические памятники. Культурный слой. Методы работы археологов. Реставрация. История великих археологических открытий.
Тема 6.-2 часа
Палеография.
Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты. Материал для письма. Графика письма в разные периоды.
Украшение рукописей. Книжное письмо. Тайнопись. Орудия письма.
Тема 7.-2 часа
Нумизматика.
Монеты и денежное обращение Древнерусского государства. Русские монеты и денежное обращение 14 – 15 века. Русская монетная система 16 – 17 века. Русская монетная система в 18 – н. 20 века. Монеты 20 – н. 21 века.
Тема 8.- 2 часа
Геральдика.
Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные, областные и городские гербы. Дворянские гербы. Гербы губерний и городов. Гербы 20 – 21 века.
Тема 9.
Метрология.- 2 часа
Меры длины. Меры площади. Меры сыпучих тел. Меры жидкостей. Меры веса. Международные метрические системы.
Тема 10.
Ономастика.-3 часа
Антропонимика. Топонимика. Этнонимика. Теонимика. Космонимика. Зоонимика.
Собрать сведения о происхождении названий населенных пунктов своей местности.
Тема 11.
Сфрагистика.- 2 часа
. Печати Древнерусского государства. Княжеские печати. Церковные печати. Печати Русского государства 14 – 17 века. Печати Российской империи. Печати в 20 – н.21 веках.
Тема 12.- 2 часа
Фалеристика.
История орденов, медалей и знаков отличия.
Тема 13.- 2 часа
Генеалогия.
Генеалогия династий русских правителей. Генеалогия русского дворянства. Происхождение фамилий русских крестьян. Система социального этикета.
Тема 14.-4 часа
Архив, библиотека, музей.
Практическое занятие. Музейные экспонаты. Систематизация. Архивные фонды.
Тема 15. - 3 часа
Итоговая конференция.
Отчет учащихся о проделанной работе. Форма отчета по выбору: рефераты, сочинения, слайд – фильмы, таблицы, схемы, рисунки.
Итого: 34 часа.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения курса учащиеся должны:
владеть терминами по теме курса;
уметь самостоятельно проводить поиск информации;
-
владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой;
уметь анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах;
уметь формулировать собственное мнение в ходе выступлений на семинарах.
Методическое обеспечение.
1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2003.
2. Эфросман А.М. История календаря и хронология. К вопросу о происхождении нашего летоисчисления. М., 1984.
3. Юшко А.А. Археология на уроках истории. Библиотечка «Первого сентября». История. №25.
4. Россельс Н. Иероглифы, рисунки, клинопись…//Древний Восток. Библиотечка «Первого сентября». История. №4.
5. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.
6. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. 1649-1917/Сост. А.В.Кудрин.М.,2000.
7. Гербы дворянских родов.М.,1991
8. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. В 3-х томах.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование,2003.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
|
Тема
|
Форма работы
|
Количество часов
|
1-2
|
Исторические источники как средство познания прошлого.
|
лекция
|
2
|
3-4
|
Критика и интерпретация исторического источника.
|
лекция
|
2
|
5-6
|
Многообразие вспомогательных исторических дисциплин (ВИД).
|
лекция
|
2
|
7-8
|
Историческая хронология и система счисления времени.
|
Лекция
Практическое занятие. Определение дней недели по формулам. Установление дат по праздникам церковного календаря. Лунный цикл.
|
2
|
9-10
|
Археология.
|
Лекция
Сообщения учащихся по теме: Великие археологические открытия
|
2
|
11-12
|
Палеография.
|
Лекция
Практическое занятие: чтение старинных рукописей
|
2
|
13-14
|
Нумизматика.
|
Лекция
Сообщения учащихся по теме: История денег.
|
2
|
15-16
|
Геральдика.
|
Лекция
Практическое занятие: составить герб семьи.
|
2
|
17-18
|
Метрология.
|
Лекция
Практическое задание. Решение задач по нахождению площади или веса с использованием различных метрических систем.
|
2
|
19-21
|
Ономастика
|
Лекция
Практическое занятие.
Собрать сведения о происхождении названий населенных пунктов своей местности, имен членов своей семьи, домашних животных.
|
3
|
22-23
|
Сфрагистика.
|
Лекция
Работа над презентацией
|
2
|
24-25
|
Фалеристика.
|
Лекция
Работа над презентацией
|
2
|
26-27
|
Генеалогия.
|
Лекция
Практическое занятие: составить генеалогическое древо семьи
|
2
|
28-31
|
Архив, библиотека, музей.
|
Экскурсия в музей
|
4
|
32-34
|
Итоговая конференция.
|
Отчет учащихся о проделанной работе. Форма отчета по выбору: рефераты, сочинения, слайд – фильмы, таблицы, схемы, рисунки.
|
3
|
|
|
|