Главная страница

Элективный курс «Ключи к тайнам клио»


Скачать 89.11 Kb.
Название Элективный курс «Ключи к тайнам клио»
Дата 05.04.2016
Размер 89.11 Kb.
Тип Элективный курс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 п.Светлый

ПРОГРАММА

Элективного курса
Ключи к тайнам КЛИО

Составила:

учитель высшей

квалификационной категории

Прилуцкая Валентина Геннадьевна

Пояснительная записка.
Элективный курс «Ключи к тайнам КЛИО» на ориентирован на 10-11 классы средней школы.

В школьной программе по истории не уделяется внимание вспомогательным историческим дисциплинам: палеографии, нумизматике, сфрагистике, хронологии, геральдике, метрологии, нумизматике и т.д. Многие школьники не знают о существовании подобных исторических дисциплин, об их роли в разгадывании исторических тайн.

В основе курса лежит знакомство учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД). Каждая из ВИД имеет свои приемы и объект исследования, но предназначение у них одно: помогать в изучении исторических источников как главной единицы науки «История». Кроме того, все дисциплины, входящие в группу ВИД, тесно взаимосвязаны, а значит, дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной деятельности человечества.

В предлагаемый курс включены наиболее интересные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и осваивать предмет «история». В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой, геральдикой и другими ВИД.

Направленность курса- ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации учащихся на профессиональную деятельность.

Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, получить навыки критики исторических источников, установлению их подлинности, времени и места составления, авторства.

Демонстрация типов письма, украшений книг сделает более полным и наглядным объяснение вопросов культуры. Значение метрологии поможет раскрыть содержание старых мер, перевести их на современную метрическую систему. Перевод дат на новое летосчисление и новый стиль нагляднее раскроет суть календарных преобразований, проводимых в нашей стране в начале 18 и 20 столетий. Знание основ теоретической геральдики поможет глубже и всесторонне изучить проблематику государственного герба, городских и частных гербов. Обращение к дополнительному материалу в виде изображений и надписей на монетах значительно активизирует усвоение учащимися курса истории.

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Основные формы работы: лекции, семинары, экскурсии, практические занятия.

Цель курса: познакомить учащихся с основными методами исторического исследования и многообразием вспомогательных исторических дисциплин, дать представление об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого.

Задачи курса:

  • обучить учащихся базовым принципам работы с историческим источником;

  • научить на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события, явления;

  • развить критическое, самостоятельное мышление учащихся при анализе исторических источников;

  • развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;

  • подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;

  • продолжить воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.


Основное содержание курса.
Тема 1.-2 часа

Исторические источники как средство познания прошлого.

Роль истории в жизни людей. Исторический источник. Классификация источников. Исторический факт.
Тема 2.-2 часа

Критика и интерпретация исторического источника.

Поиск и выявление источника. Основные методы и принципы научной критики. Внешняя и внутренняя критика.
Тема 3.-2 часа

Многообразие вспомогательных исторических дисциплин (ВИД).

Вспомогательные исторические дисциплины, их классификация. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место ВИД в исторической науке.
Тема 4.-2 часа

Историческая хронология и система счисления времени.

Единицы счета времени. Календари. Эры и их виды. Русская система счета времени. Современное летосчисление.


Тема 5. -2 часа

Археология.

Археология – «наука лопаты». Археологические памятники. Культурный слой. Методы работы археологов. Реставрация. История великих археологических открытий.
Тема 6.-2 часа

Палеография.

Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты. Материал для письма. Графика письма в разные периоды.

Украшение рукописей. Книжное письмо. Тайнопись. Орудия письма.
Тема 7.-2 часа

Нумизматика.

Монеты и денежное обращение Древнерусского государства. Русские монеты и денежное обращение 14 – 15 века. Русская монетная система 16 – 17 века. Русская монетная система в 18 – н. 20 века. Монеты 20 – н. 21 века.
Тема 8.- 2 часа

Геральдика.

Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные, областные и городские гербы. Дворянские гербы. Гербы губерний и городов. Гербы 20 – 21 века.
Тема 9.

Метрология.- 2 часа

Меры длины. Меры площади. Меры сыпучих тел. Меры жидкостей. Меры веса. Международные метрические системы.


Тема 10.

Ономастика.-3 часа

Антропонимика. Топонимика. Этнонимика. Теонимика. Космонимика. Зоонимика.

Собрать сведения о происхождении названий населенных пунктов своей местности.
Тема 11.

Сфрагистика.- 2 часа
. Печати Древнерусского государства. Княжеские печати. Церковные печати. Печати Русского государства 14 – 17 века. Печати Российской империи. Печати в 20 – н.21 веках.

Тема 12.- 2 часа

Фалеристика.

История орденов, медалей и знаков отличия.
Тема 13.- 2 часа

Генеалогия.

Генеалогия династий русских правителей. Генеалогия русского дворянства. Происхождение фамилий русских крестьян. Система социального этикета.
Тема 14.-4 часа

Архив, библиотека, музей.

Практическое занятие. Музейные экспонаты. Систематизация. Архивные фонды.
Тема 15. - 3 часа

Итоговая конференция.

Отчет учащихся о проделанной работе. Форма отчета по выбору: рефераты, сочинения, слайд – фильмы, таблицы, схемы, рисунки.

Итого: 34 часа.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения курса учащиеся должны:


  • владеть терминами по теме курса;

  • уметь самостоятельно проводить поиск информации;

  • владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой;

  • уметь анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах;

  • уметь формулировать собственное мнение в ходе выступлений на семинарах.


Методическое обеспечение.
1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2003.

2. Эфросман А.М. История календаря и хронология. К вопросу о происхождении нашего летоисчисления. М., 1984.

3. Юшко А.А. Археология на уроках истории. Библиотечка «Первого сентября». История. №25.

4. Россельс Н. Иероглифы, рисунки, клинопись…//Древний Восток. Библиотечка «Первого сентября». История. №4.

5. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.

6. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. 1649-1917/Сост. А.В.Кудрин.М.,2000.

7. Гербы дворянских родов.М.,1991

8. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. В 3-х томах.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование,2003.
Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Форма работы

Количество часов

1-2

Исторические источники как средство познания прошлого.


лекция

2

3-4

Критика и интерпретация исторического источника.


лекция

2

5-6

Многообразие вспомогательных исторических дисциплин (ВИД).


лекция

2

7-8

Историческая хронология и система счисления времени.


Лекция

Практическое занятие. Определение дней недели по формулам. Установление дат по праздникам церковного календаря. Лунный цикл.



2

9-10

Археология.


Лекция

Сообщения учащихся по теме: Великие археологические открытия

2

11-12

Палеография.


Лекция

Практическое занятие: чтение старинных рукописей

2

13-14

Нумизматика.


Лекция

Сообщения учащихся по теме: История денег.

2

15-16

Геральдика.


Лекция

Практическое занятие: составить герб семьи.


2

17-18

Метрология.

Лекция

Практическое задание. Решение задач по нахождению площади или веса с использованием различных метрических систем.


2

19-21

Ономастика

Лекция

Практическое занятие.

Собрать сведения о происхождении названий населенных пунктов своей местности, имен членов своей семьи, домашних животных.


3

22-23

Сфрагистика.

Лекция

Работа над презентацией


2

24-25

Фалеристика.


Лекция

Работа над презентацией


2

26-27

Генеалогия.


Лекция

Практическое занятие: составить генеалогическое древо семьи

2

28-31

Архив, библиотека, музей.


Экскурсия в музей

4

32-34

Итоговая конференция.


Отчет учащихся о проделанной работе. Форма отчета по выбору: рефераты, сочинения, слайд – фильмы, таблицы, схемы, рисунки.


3