|
Краеведческая работа как основа формирования патриотизма Учитель истории и обществознания Ветрова О. В
Краеведческая работа как основа формирования патриотизма
Учитель истории и обществознания Ветрова О.В.
Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения мы не сможем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свой духовно-нравственный стержень - Любовь к своей Родине. Однако нельзя рассчитывать, что необходимые для общества нравственные качества сами «произрастут» в сознании подрастающего поколения, их надо активно формировать. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи приобретает особую актуальность.
Внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся.
Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная истории родного края? Интерес к краеведческому исследованию всегда актуален и перспективен. Применяя разнообразные методы и формы в работе с учащимися, создавая атмосферу заинтересованности в результатах своего труда через публичные выступления, стараюсь создавать ситуации, позволяющие каждому ученику проявить самостоятельность, инициативу, стимулировать свободу мышления, умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы.
Система моей работы направлена на создание педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, развития творческих способностей при изучении истории края.
Работа в этом направлении осуществляется в тесной взаимосвязи учебной и внеклассной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Краеведение открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. Поэтому одним из важнейших звеньев в организации патриотического воспитания в школе является научное общество учащихся «Ритм», где дети приобретают навыки исследовательской работы, проявляют свой интеллект в олимпиадах, краеведческих конкурсах. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Чтобы понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. В этой связи в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории, является настоящим патриотом и гражданином своей страны.
Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, ищу возможность показать — а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села. Чтобы узнать об этом, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям.
Наша страна огромна и немало у нее сынов и дочерей, заслуживающих всемирного призвания и известности. У всех на устах имена Олимпийских чемпионов, великих полководцев, выдающихся художников, музыкантов, поэтов, писателей. Но также мы не должны забывать о том, какие талантливые люди живут рядом с нами, рождаются и воспитываются в нашем селе, ходят теми же улочками, совершают не только боевые, но и трудовые подвиги. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Дети готовят сообщения о людях, анализируют события, которые происходили в истории страны и получили отражение в истории края и села.
Опыт моей работы показывает, что одной из перспективных технологий краеведческой работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.
Чем этот метод лучше? Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Принимая участие в конкурсе проектов «Я – Гражданин России», наша команда 2 года подряд занимает призовые места, работая над проектом «Достопримечательности малой родины».
Краеведческая работа дает учащимся реальную возможность увидеть собственный рост, а самое главное – пропускать весь краеведческий материал через душу и сердце, уметь слушать и слышать… Поэтому главным достоинством каждого ученика становится уважение к родной истории, культуре, к судьбам родителей и дедов, обеспечивающее прочную связь поколений.
Большую роль в структуре патриотического воспитания занимает школьный комплексный краеведческий музей. Вокруг него формируется актив школьников, создается орган самоуправления. Педагогический коллектив видит в музее эффективную форму становления системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, потому что школьный музей может от простой созерцательной экскурсии «продвигать» ребенка к осмыслению серьезных проблем села, района, области и страны в целом. В деятельности музея школы отмечаются многообразные формы работы: поиск и сбор материалов, встречи с людьми, записи их воспоминаний, организация экспозиций, праздников, викторин, уроков мужества, акций «Письмо солдату», «Памятник».
Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся. В практике работы нашего школьного музея используются экскурсии по музейным экспозициям и с посещением памятных мест Лопуховки. За историю своего существования село Лопуховка переменило несколько названий. По сохранившимся записям и документам в работах краеведа А.Н. Минха село называлось сельцом Никольским, Зайкой, Нижней Заевкой, Лопуховкой. Нами был разработан экскурсионный маршрут по селу. Экскурсии предполагают изучение учащимися истории села, Руднянского района. Рассказ составлен таким образом, чтобы заново взглянуть, казалось на давно знакомые места по новому, которые могут приобрести иной исторический смысл. Недалеко от школы огромный валун, похожий на многие другие, обращаю внимание ребят на то, что это самый первый «житель» нашего села. Вместе с детьми мы попытались определить его вес. Около 10 тонн.
В восточной части села стоит церковь Николая Чудотворца, которая построена на средства прихожан в 1814 году. В интерьере сохранились фрагменты живописи. В медальонах в простенках между окнами изображены евангелисты. Хотя живопись сильно загрязнена, все же можно отметить ее хороший профессиональный уровень.
После закрытия церкви 15 ноября 1933 года долгое время в ней находилась машинно-тракторная мастерская. Многие односельчане рассказывали, что ее пытались несколько раз разрушить – взрывали, тянули за стены тракторами, но всё напрасно. Прочность конструкций не позволила разрушить этот архитектурный памятник старины.
Такие экскурсии вносят в историческое представление учащихся образность, конкретизирует их знание по истории края, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим, понять, что история своей малой родины тесно связана с историей страны. Материал, полученный на такой экскурсии, активно способствует повышению интереса к истории края, истории как науки, развивает чувство любви к своему отечеству.
Краеведческая работа, дает возможность школьникам представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она может представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации историко-краеведческого образовательного процесса в школе.
Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.
|
|
|