№
урока
|
Тема
урока
|
Элементы содержания
|
Тип
урока
|
Предметный результат
|
УУД
|
Материалы
к уроку
|
Домашнее
задание
|
Календарные сроки
|
Примечание (причины изменения календарных сроков, уплотнение тем)
|
план
|
факт
|
Введение в предмет (7 часов).
|
1
|
Что изучает история. Источники знаний о прошлом.
|
Цели и задачи изучения истории. Источники знаний о прошлом человечества. Исторические факты. Историческая память. Виды исторических источников. Дописьменная и письменная история.
|
Урок «открытия» нового знания
|
Научатся. Получат первичные представления об исторической науке. Работать со справочным материалом книги. Получат возможность научиться. Работать с историческим источником.
|
П.- раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник. Л.- сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Р.- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу. К.-участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
|
Презентация «Что изучает история». Режим доступа: http://pedsovet.su/load/130-1-0-30386
|
§1, § 2. Вопросы и задания с.34.
|
3.09
|
3.09
|
|
2
|
Измерение времени.
|
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Источники по истории Древнего мира. Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление
от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки
в историческом времени.
|
Урок «открытия» нового знания
|
Научатся. Разделять тысячелетия на века, века на годы. Уметь определять историческое время по ленте времени. Получат возможность научиться. Работать с временной лентой.
|
П.- осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Л.- проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражать положительное отношение к процессу познания. Р.- решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. К.- планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласовывать действия с партнером.
|
Презентация «Измерение времени». Режим доступа: http://kololeevaelena.ucoz.ru/index/urok_istorii_v_5_klasse/0-11
|
§ 3, §12. Вопросы и задания с. 42, 119
|
5.09
|
5.09
|
|
3
|
Историческая карта. Географические названия- свидетели прошлого.
|
Историческая карта и ее значение при изучении истории. Географические названия- источники прошлого
|
Урок рефлексии
|
Научатся. Рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты. Получат возможность научиться. Работать с исторической картой.
|
П.- осуществлять поиск информации в Интернете о географических названиях и их происхождении. Л.- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности. Р.- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др. К.- составлять короткое сообщение о топонимах.
|
Презентация «Историческая карта». Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-po-teme-istoricheskoe-vremya-i-istoricheskaya-karta
|
§ 4, § 8. Вопросы и задания с.51,89.
|
10. 09
|
10. 09
|
|
4
|
Археология- помощница историков
|
Архитектурные памятники. История возникновения различных архитектурных памятников: пирамида, Афинский Акрополь, Римский амфитеатр.
|
Урок «открытия» нового знания
|
Научатся. Рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать археологические памятники. Получат возможность научиться. Грамотно и красиво говорить, давать развернутый ответ по специальной карточке.
|
П.- раскрывать значение терминов: саркофаг, барельеф, купол, акведук, фреска, арка, портик. Л.- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека. Р.- уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). К.- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
|
Презентация «Археология- помощница историков». Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98667523
|
§ 5. Вопросы и задания с.59
|
12. 09
|
12. 09
|
|
5
|
Наука о народах и наука о прошлом. Знать своих предков - знать историю.
|
Родословная - история семьи. Имена, отчества, фамилии, прозвища.
|
Урок «открытия» нового знания
|
Научатся. Рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты. Получат возможность научиться. Находить и группировать информацию
по данной теме.
|
П.- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Л.- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Р.- решать проблемные и развивающие задачи
с использованием мультимедиа ресурсов. К.- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
|
Презентация «Знать своих предков - знать историю». Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/537331/
|
§ 6, §7. Вопросы и задания с.74, 83. Составить генеалогическое древо своей семьи
|
17. 09
|
17. 09
|
|
6
|
Гербы, флаги, гимны государств.
|
Гербы, флаги, гимны государств. Российская государственная символика.
|
Урок рефлексии
|
Научатся. Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты. Получат возможность научиться спорить (некоторые правила как грамотно спорить или вести дискуссию).
|
П.- находить и группировать информацию
по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников
к параграфу, дополнительной литературы,
электронных изданий. Л.- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Р.- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. К.- принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
Презентация «Гербы, флаги, гимны государств». Режим доступа: http://presentaci.ru/prezentacii-raznie/972-simvolika-gerb-flag-i-gimn.html
|
§9, § 10, § 11. Вопросы и задания с.97, 106, 111. Нарисовать флаг России
|
19. 09
|
19. 09
|
|
7.
|
«Что изучает история»
|
Повторение и закрепление изученного материала.
|
Урок развивающего контроля
|
Научатся. Рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты. Получат возможность научиться. Использовать
мультимедиа ресурсы для подготовки сообщения на уроке.
|
П.- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.). Л.- сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Р.- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу. К.- участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
|
Игры и занимательные задания по истории. /Авт.-сост. М.А.Субботнина, И.Б.Горячева, Л.М.Добролюбова и др. – М.: Дрофа, 2004.
|
Составить словарь терминов по изученному материалу.
|
24. 09
|
24. 09
|
|
Первобытность (6 часов).
|
8
|
Древнейшие люди.
|
Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство
и охота - способы добывания пищи.
Первое великое открытие человека- овладение огнем. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом.
Освоение пещер.
|
Урок «открытия» нового знания
|
Научатся. Пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Получат возможность научиться. Грамотно и красиво говорить, давать развернутый ответ по специальной карточке.
|
П.- сравнивать первобытного и современного человека; комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция. Л.- сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К.- устно описывать первые орудия труда; называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты.
|
Презентация «Древнейшие люди». Режим доступа: http://prezentacii.com/istorii/5488-drevneyshie-lyudi.html
|
§1, вопросы и задания с. 13. В рабочей тетради с.8-9.
|
26. 09
|
26. 09
|
|
9
|
Родовые общины охотников и собирателей.
|
Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища.
Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего
человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он?
Родовые общины. Распределение
обязанностей в родовой общине.
|
Урок «открытия» нового знания
|
Научатся. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты. Получат возможность научиться. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.
|
П.- выделять признаки родовой общины. Л.- сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Р.- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К.- называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; характеризовать новые способы охоты.
|
Презентация «Родовые общины охотников и собирателей». Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/rodovye-obshchiny-ohotnikov-i-sobirateley
|
§2, вопросы и задания с. 17. В рабочей тетради с.9-11
|
1.10
|
1.10
|
|
10
|
Возникновение искусства и религии.
|
Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление
о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
|
Урок «открытия» нового знания
|
Научатся. Рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты. Получат возможность научиться. Объяснять, как учёные
разгадывают загадки древних художников.
|
П.- объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников; характеризовать первобытные верования людей. Л.- проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которое выражается в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия. К.- рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения; работать с текстом учебника по заданиям
учителя в малых группах.
|
Презентация «Возникновение искусства и религии». Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/urok-istorii-v-5-klasse-vozniknovenie-iskusstva-i-religii
|
§3, вопросы и задания с. 20. В рабочей тетради с.11-13
|
3.10
|
3.10
|
|
11
|
Возникновение земледелия и скотоводства.
|
Представление
о зарождении производящего хозяйства: мотыжное
земледелие. Первые орудия труда
земледельцев. Районы раннего земледелия.
Приручение животных. Скотоводство и
изменения в жизни людей. Последствия
перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем.
Представления о происхождении рода,
племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
|
Урок «открытия» нового знания
|
Научатся. Характеризовать
изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия
появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Получат возможность научиться. Схематически изобразить
и прокомментировать управление родовой
общиной и племенем.
|
П.- исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте; выделять и комментировать
промыслы (лесные) и освоенные древним
человеком ремёсла. Л.- проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которое выражается в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия. К.- рассказывать о переходе от собирательства
к мотыжному земледелию; характеризовать религиозные верования древнего человека; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
|
Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства». Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/vozniknovenie-zemledeliya-i-skotovodstva
|
§4, вопросы и задания с. 25. В рабочей тетради с.16-18
|
8.10
|
8.10
|
|
12
|
Появление неравенства и знати.
|
Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины - к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
|
Урок рефлексии
|
Научатся. Пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Получат возможность научиться. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.
|
П.- раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Л.- выражать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Р.- выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин; характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати; оценивать правильность выполнения действия. К.- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
Презентация «Появление неравенства и знати». Режим доступа: http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7882-poyavlenie-neravenstva-i-znati.html
|
§5, вопросы и задания с. 29. В рабочей тетради с.18-20
|
10. 10
|
10. 10
|
|
13
|
Повторение раздела «Жизнь первобытных людей»
|
Какой опыт, наследие
дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция - отделение земледелия и скотоводства
от собирательства и охоты, выделение ремесла, появление городов, государств,
письменности)
|
Урок развивающего контроля
|
Научатся. Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. Получат возможность научиться. Правильно и грамотно заполнять рабочую тетрадь.
|
П.- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения поставленных задач. Л.- проявлять доброжелательность и эмоциональную нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. Р.- решать проблемные и развивающие задачи
с использованием мультимедиа ресурсов. К.- участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
История древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Г.И.Годер - М.: Просвещение, 2013.
|
Доработать словарь терминов
|
15. 10
|
15. 10
|
|