|
Душевная щедрость учителя. Подготовка к сочинению
Урок литературы в 7 классе по рассказу В.Распутина « Уроки французского»
Тема: Душевная щедрость учителя. Подготовка к сочинению
Вступительное слово учителя
Повторение и обобщение по произведению
Какой вы увидели послевоенную жизнь?
Удивила ли вас послевоенная школа?
Рассказ назван «Уроки французского». В чем его главный смысл?
Почему так много страниц посвящено описанию игры в «чику»?
Почему рассказ посвящен другой учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой?
По какому признаку Распутин угадывает учителя? (чтение учителем слов Распутина)
Вывод: Вот об этом учителе мы с вами и поговорим, который, несмотря на тяготы жизни, суровую судьбу, не потерял теплоту души, доброй взгляд . Об этом мы на следующем уроке будем писать сочинение.
Подготовка к сочинению
Чтение темы урока
Объяснение слова – щедрость (бескорыстие, доброта, сердечность и так далее)
Действительно ли учитель французского языка обладала душевной щедростью?
Рассказ учителя о воспоминании встречи с Лидией Михайловной (разговор о посылке).
Образ Лидии Михайловны
Как входит в повествование образ Лидии Михайловны? (стр. 295)
Найдите в тексте и зачитайте описание Лидии Михайловны. (стр. 306, 307, 311).
Почему для дополнительных занятий она выбрала рассказчика? Чем она это объясняет?
Как она хотела помочь мальчику?
-
Почему все ее попытки провалились? (она изумилась так искренне, засмеялась, попыталась обнять)
Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»? Как вы расцениваете этот поступок?
Найдите и зачитайте эпизоды игры Лидии Михайловны (стр. 318 – 319)
Работа над иллюстрацией в учебнике.
Рассмотрение иллюстрации
Удачно ли художник изобразил Лидию Михайловну? Почему?
«Хитрость» Лидии Михайловны.
-
Зачем в рассказе говорится о том, что Лидия Михайловна хитрит?
Что ее выдавало во время игры?
Помогла ли игра главному герою?
Найдите возмущение директора по поводу игры. Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны?
Кем был герой для директора и для Лидии Михайловны?
-
Когда герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?
Вывод учащихся
Какую же роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика?
Так можно сказать, что это действительно был добрый, бескорыстный, сердечный человек, такой как щедрый? Почему?
Вывод и обобщение учителя (стр. 316)
Домашнее задание.
Подготовка к сочинению, ответы на вопросы после произведения.
|
|
|