|
Администрация городского округа Саранска Управление образования
Управление образования
МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»
Инновационный проект
по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе
духовно-нравственных традиций
«Моя семья- моя маленькая Родина»
Автор проекта
Воспитатель: Ишмуратова Н.Н
г. Саранск, 2014 год
Проект «Моя семья- моя маленькая Родина»
Тип проекта
Творческий, фронтальный.
Срок реализации проекта: 3месяца.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. В настоящее время в современной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, т.к. воспитанием детей в основном занимаются мамы, родители мало времени уделяют детям, порой безразлично относятся к ребенку, к его запросам, интересам. Ведь, чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, нам взрослым надо научить его любить отца, мать, а родителям в свою очередь окружить заботой и вниманием своих детишек. Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.
Задачи:
Формировать в сознании взрослых и детей патриотические ценности: любовь к своей семье, родному дому;
Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
Возрождать нравственные традиции в современной семье;
-
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь детей.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта.
Реализация проекта
Этапы
|
Сроки
|
Задачи этапов проекта
|
I этап
(подготовительный)
средняя группа
|
01 – 15 марта
|
- Изучение методической литературы.
-Опрос детей: «Что я знаю о семье?»;
- Консультация и анкетирование родителей по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание»;
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
-Подготовка методического материала.
|
II этап
(основной)
|
16 марта – 21 апреля;
|
Реализация основных мероприятий.
Выступление на педсовете с проектом (утверждение).
Воспитатель– дети
-Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».
-Дидактические игры
«Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»
-Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка».
-Строительные игры «Мебель для дома».
-Пальчиковые игры и упражнения на данную тематику.
-Непосредственно-образовательная деятельность
-Познавательное развитие из цикла «Я и моя семья»
«Моя мама».
«О моём любимом папе»
«Едем в гости к бабушке»
Знакомство с профессиями родителей. Создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны».
-Речевое развитие
Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Мальчик – Спальчик» и другие.
Разучивание песен, стихов, на семейную тематику.
-Беседы на тему «Кем работают мои родители», «Моя дружная семья», «Папа – мой лучший друг» и другие.
-Музыкальное развитие (Слушание песен)
«Бабушка Полина», «Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», « Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы
-Продуктивная деятельность
Воспитатель– дети
Изготовление поздравительной открытки для мам.
Изготовление открытки - приглашения для спортивного праздника.
Изготовление флажков для спортивного праздника.
Воспитатель – родители
-Беседа: «Семейные традиции»
-Практикум для родителей: «Порисуем вместе!»( Не традиционные техники рисования)
-Выставка портретов детей «Чудо - чадо»
-Консультация для родителей: «Папа, мама я – спортивная семья!» (
|
III этап
(заключительный)
|
22 апреля– 25 мая
|
Воспитатель– дети
Беседа: «Моя семья». Рассматривание фотографий
Воспитатель – родители – дети.
-Выставка фотоальбомов «Стоп-кадр - Моя семья и Я»
-Выставка рисунков «Вот она, какая наша мама!»
-Утренник: «Ты на свете лучше всех - мама»;
-Фотовыставка «Милой мамочки портрет!»
-Спортивный праздник
«Папа, мама, я – спортивная семья!»
Конкурсы для мам и пап.
Детский конкурс
Награждение команд
-Выставка кормушек
«Папа может, папа может, всё что угодно»
-Диагностика детей.
-Анкетирование родителей.
-Подготовка материала к презентации.
-Выступление на педсовете по итогам проведенной работы.
-Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников.
-Обобщение опыта работы по данному направлению.
|
Календарный план мероприятий
Месяц
|
Работа с детьми
|
Работа с родителями
|
март
|
1. Опрос детей «Что я знаю о своей семье»
Цель: Выявить проблему нравственно – патриотического воспитания детей.
2. Строительные игры «Мебель для дома».
3. Разучивание стихов, песен посвященных маме.
4. Изготовление открыток к празднику для мам.
5. Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка».
6. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница».
7. Пальчиковые игры и упражнения «Семья», «Этот пальчик»
8. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
9. Музыкальное развитие (Слушание песен)
«Бабушка Полина», «Взрослые и дети» - группа Непоседы
10. Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие из цикла «Я и моя семья»
«Едем в гости к бабушке»
|
1.Анкетирование родителей: Нравственно – патриотическое воспитание детей»
Цель: диагностика отношения родителей к нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Консультация: «Нравственное воспитание детей»;
Цель: актуализация нравственно – патриотического воспитания детей.
3.Совместная деятельность родителей с детьми
Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Рассказы о своем детстве и о своей профессии.
4. Выставка фотоальбомов «Стоп-кадр - Моя семьЯ»
5. Воспитатель – родители
Практикум для родителей: «Порисуем вместе!» ( Не традиционные техники рисования)
|
апрель
|
1. Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры «Магазин».
2. Беседа о профессиях родителей. Создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны».
3. Дидактические игры
«Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»
4.Непосредственно- образовательная деятельность
Познавательное развитие из цикла «Я и моя семья»
«Моя мама».
рисование: «Вот она, какая наша мама!».
5. Пальчиковые игры и упражнения «Репка», «Братцы»
6. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. «Гуси – лебеди»
Разучивание стихов, на семейную тематику.
7. Музыкальное развитие Разучивание песни «Как люблю тебя я мама»
8. Утренник: «Ты на свете лучше всех мама»
9. Беседы на тему», «Папа – мой лучший друг»
10. Изготовление флажков для спортивного праздника.
|
1. Воспитатель – родители
-Беседа: «Семейные традиции»
Цель: выяснить, какие существуют традиций в семьях дошкольников.
2. Консультация для родителей: «Папа, мама я – спортивная семья!»
3. Совместная деятельность родителей с детьми:
(папа и ребёнок):
Фотовыставка «Милой мамочки портрет!»
4. Выставка рисунков «Вот она, какая наша мама!»
5. Участие в утреннике.
|
май
|
1. Беседа: «Моя семья». Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.
2.Непосредственно- образовательная деятельность.
Познавательное развитие из цикла «Я и моя семья»
«О моём любимом папе»
3. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: «Мальчик – Спальчик»
4. Музыкальное развитие (Слушание песен) « Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы
5. Изготовление открытки - приглашения для спортивного праздника.
6. Повторный опрос детей
«Что я знаю о своей семье»
Цель: Выявить уровень знания детей о своих семьях.
|
1. Совместная деятельность родителей с детьми:
2. Рисунок ребёнка в полный рост: «Чудо-чадо».
3. Участие в оформлении выставок в группе.
4. Консультация для родителей: «Папа, мама я – спортивная семья!»
5. Спортивный праздник
«Папа, мама, я – спортивная семья!»
Конкурсы для мам и пап.
Детский конкурс
Награждение команд
6. Выставка кормушек
«Папа может, папа может, всё что угодно»
7. Повторное анкетирование родителей;
Анализ полученных результатов
|
Предполагаемый результат:
Формирование положительного образа семьи у детей, показать её ценность для каждого человека: понятия «семья», культурных традиций своей семьи, любимых занятиях членов семьи, понимание того, как проявляются в семье забота, любовь и уважение друг к другу.
Расширить представления детей о своих родителях (их родословная, где и кем работают и т.д.), о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)
-
Создать развивающую среду: подобрать дидактические игры, подготовить материал для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Больница», создать иллюстрированные и фото альбомы. Подобрать информацию для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)
Подобрать художественную литературу на тему «Моя семья».
Музыкальное сопровождение на тему «Моя семья».
Проведение совместных мероприятий.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Литература
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников.
Учебно-методическое пособие. Изд.: Центр пед.обр., 2004.
Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников
Издательство: Мозаика-Синтез 2002.
Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»:
-М.: Линка- Пресс, 2007.
|
|
|