|
Доклад: Организация индивидуальной воспитательной работы
Доклад: Организация индивидуальной воспитательной работы
Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков и детей стоит остро перед всем педагогическим коллективом отделения. Эта проблема имеет немаловажное значение и для общества, какими войдут в жизнь дети, как они будут жить, учиться, работать.
Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам.
Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.
Поэтому главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Человек – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы
Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.
Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.
Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:
Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
Планирование
Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
Контроль, коррекция воспитательных воздействий.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:
на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.
Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников отделения.
Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.
Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:
Изучение личностных особенностей детей
Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
-
Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
Развитие форм, средств и способов общения.
Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.
Психолого-педагогическое просвещение работников и воспитателей.
Профилактика неправильных действий педагогов и родителей по отношению к воспитанникам как причины нарушений их поведения.
Консультационная работа с педагогами, родителями, воспитанниками.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Требовательность должна основываться на положениях “Конвенции о правах ребенка”, “Типовом положении учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным и делинквентным поведением”.
Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа в учреждении закрытого типа ведется по следующим направлениям:
Изучение документов личного дела .
Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).
Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме.
Учет нарушений поведения.
Немедленное реагирование на нарушения поведения.
Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.
Использование экрана самоорганизации.
Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.
Шефская работа: работа в парах.
Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).
Моделирование проблемных ситуаций.
Использование критики.
Общие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).
Воспитание успехом.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводят педагоги различных служб – работники службы режима, руководитель, воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника.
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с коррекционными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание законопослушания и правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий, которые проводятся еженедельно в соответствии с недельным циклом групповых воспитательных занятий.
На следующем этапе индивидуальной воспитательной работы решаются задачи коррекционной работы. Начинается коррекционная воспитательная работа с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, педагог-психолог совместно с воспитателем намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Воспитатели прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц. В течение года воспитателем выстраивается диаграмма динамики поведения воспитанника. Ежедневно выставляются оценки в экран самоорганизации. Для оценивания успешности овладения приемами самоорганизации берутся данные об отношении к учебе воспитанника, отношения к труду, товарищам, выполнении требований режима ОУ, состоянии дисциплины за каждый прожитый день. Каждую четверть каждым педагогом (воспитателем, педагогом-психологом) подводится итог и отмечается результативность проведенных коррекционно-воспитательных мероприятий. Такие характеристики вносятся в дневники индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:
Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
Отношение к внешнему облику, речевая культура.
Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
Как адаптировался в коллективе.
Преобладающие эмоциональные состояния.
Развитие волевых качеств.
Отношение к порученному делу.
Нравственная культура.
Отношение к родителям, родным.
Отношение к самому себе.
Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
Нарушения в поведении.
Поощрения.
Методы коррекции на следующий период.
Педагог в своей характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:
Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
Уровень развития познавательных способностей.
Способность работать самостоятельно
Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
Работоспособность на уроке.
Мотивация учения
Устойчивость познавательных интересов.
Методы коррекции на следующий период.
Информационная запись по трудовому обучению охватывает следующие характеристики:
Проявление интереса к производительному труду.
Приобретенные практические навыки
Мотивы отношения к трудовым поручениям.
Сформированность культуры труда.
Способность к взаимопомощи.
Бережливость, расчетливость, жадность, в какие моменты проявляются.
Стремление к овладению профессией
Активность в труде, склонность к праздности, иждивенчеству.
Методы коррекции на следующий период.
Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:
Состояние эмоционально-волевой сферы.
Уровень тревожности.
Уровень агрессивности.
Нравственная культуры подростка.
Самооценка.
Уровень притязаний.
Общительность
Самокритичность
Стремление к успеху.
Развитие волевых качеств
Самоконтроль
Методы коррекции на следующий период.
Психологическая работа проводится по следующим направлениям: диагностические процедуры, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, индивидуальная работа.
Педагогами- психологами ведутся индивидуальные карты воспитанников, в которых фиксируются данные диагностики состояния познавательной и эмоциональной сферы, личностных особенностей: диагностика темперамента, типов акцентуации, самооценки, тревожности, определение уровня агрессии, тревожности, мотивации обучения, профориентации. После диагностического обследования составляются рекомендации по дальнейшей воспитательной работе с воспитанниками, по их дальнейшей адаптации.
Вопросы индивидуальной коррекционной работы по определению для каждого воспитанника своего коррекционного маршрута рассматриваются на заседании ПМПК. (Психолого-медико-педагогической комиссии учреждения)
Особое внимание уделяется вновь прибывшим воспитанникам. Результаты их адаптации заслушиваются на заседаниях ПМПК в периоды 3-х и 6 мес. срока пребывания, а затем динамика изменений в личностном развитии рассматривается на психолого-педагогических консилиумах по каждое полугодие. Администрацией разработаны образцы документов психолого-педагогического сопровождения, которые включают следующие документы:
1. Карта индивидуальной работы и взаимодействия с другими специалистами, в которых найдут свое отражение заключение психолога, заключение других специалистов, решение консилиума или ПМПК об изменении коррекционного маршрута, необходимая коррекционно-развивающая работа, прогноз дальнейшего развития.
2. Направления коррекционной работы на определенный период – необходимость коррекции агрессивных состояний, развития общительности, волевых качеств, нравственности, организованности, контроля над эмоциями, коррекция акцентуации, самопознание и самооценка, общественная активность подростка.
3. Экран самоорганизации.
4. Тетрадь индивидуального наблюдения.
5. Рекомендации психолога по организации воспитательной и коррекционной работы с подростком.
В коллективах функционируют элементы самоуправления. На собрании воспитанники выбирают актив коллектива, в который входят:
член комиссии, который информирует воспитателя об успехах и неудачах, успеваемости, требованиях учителей школы;
Санитар – оказывает помощь воспитателю в поддержании санитарного состояния в отделении и спальных комнатах.
Библиотекарь – помогает подготовиться к библиотечным часам, следит за сохранностью имеющейся художественной литературы и периодической печати.
Цветовод – ухаживает за цветами в.
Хозяйственник – следит за сохранностью бытового инвентаря.
Данная тема важна в целях создания в Отделении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, профилактики их эмоционального выгорания, Психологического консультирования по проблемным вопросам, Пропаганде психологических знаний организована работа психолого-педагогического семинара и работа методического объединения воспитателей.
Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Личностный подход - это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальной личности в развитии и саморазвитии. Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.
Индивидуальный подход она рассматривает как организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.
Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. По мнению В.М. Короткова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. В.А. Сластенин отмечает, что "индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании".
Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, предполагает учет неповторимых сочетаний физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Также следует учитывать возрастные особенности ребенка. Например, младшему школьному возрасту характерны следующие мотивы:
"потребности во внешних впечатлениях", которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;
потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через ее обрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
К основным мотивам школьников средних классов относятся:
- потребность занять свое место в коллективе, стремление как можно лучше соответствовать представлениям о лидере;
- ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
- возникает потребность личностной самооценки, стремление к "взрослости", самостоятельности, к "самоутверждению" (ближе к 13 годам);
- стремление выйти за рамки и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростков конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать его активной деятельностью).
Основные виды деятельности:
. Учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная - тогда будет обратный эффект, - а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него.
. Деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей; "кодекс товарищества" как доминирующий и организующий мотив поведения подростка.
. Интимно-личное общение (быть с другим, уметь получать от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).
Возраст подростка - это период завершения процесса восхождения к социальной зрелости, который характеризуется новой социальной ситуацией развития. Подросток стоит на пороге взрослой жизни, он обращен в будущее, и эта обращенность составляет "аффективный центр" всей его внутренней жизни.
Он смотрит на взрослого и решает копировать его, быть походим на него. Только эта похожесть лишь внешняя: что лежит внутри взрослого, ему еще не доступно. Поэтому вслед за получившим внутренний импульс желанием только что родившегося "я" перевернуть весь мир появляется неуверенность в собственных возможностях, силах, способностях.
Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять свое место в мире взрослых, утвердиться в компании сверстников, быть уверенными в своей компании и т.п. Ведущей деятельностью становится интимно-личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настроений и желаний); учебно-профессиональная деятельность в большей степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении.
Учитывая вышеперечисленное, педагог определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия. Все это требует от преподавателя не только педагогической подготовки, но и знании по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе
В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е. Щурковой, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:
·установление межличностных и деловых контактов на уровне "педагог-воспитанник-группа";
·уважение самооценки личности ученика;
·вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
·постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
·создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Приложения
Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
АНКЕТА № 1
1. Интересно ли тебе на уроках?
2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7. Сам ли стираешь себе рубашки?
8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
10. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5. Случалось ли быть участником драки в школе?
6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
8. Пытался ли избегать общественных поручений?
9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
13. Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2. Выполняешь ли ты домашние задания?
3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?
5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
6. Считаешься ли с мнением родителей?
7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
8. Выбирали ли тебя в актив класса?
9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру Уровень педагогической запущенности Итоговая сумма баллов
6 > N > 3 I - начальный уровень трудновоспитуемости 30 > N > 15
3 > N > 0 II - дезорганизаторы 15 > N > 0
N < 0 III - особо трудные N < 0
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
I. уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
II. уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
III. уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
|
|
|