Главная страница

Доклад инновации в образовании «Далеко не все новое прогрессивно. Прогрессивно то, что эффективно!»


Скачать 88.28 Kb.
Название Доклад инновации в образовании «Далеко не все новое прогрессивно. Прогрессивно то, что эффективно!»
Дата 29.02.2016
Размер 88.28 Kb.
Тип Доклад

ДОКЛАД
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
«Далеко не все новое прогрессивно.

Прогрессивно то, что эффективно!»
Учреждения дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, т.к. творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России.

Сегодня Центр внешкольной работы рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования.

Ведущие идеи обновления образовательного процесса нашли свое отражение в Программе деятельности Центра внешкольной работы «Гармония». Это:

  • Идея содружества – педагог + ребенок + родитель;

  • Идея сотворчества педагога и воспитанника;

  • Идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на создание своего «Я»;

  • Идея воспитания человека своего времени;

  • Идея развивающегося педагога и воспитанника;

  • Идея сохранения и защиты психофизического потенциала;

  • Идея участия личности в формировании социума;

Педагог дополнительного образования должен четко представлять свой педагогический процесс и владеть понятийным словарем. Итак, кто является объектом инновационного процесса – дети! Обратимся к понятийному словарю.

Термин «инновация» (от латинского – обновление, новинка, изменение) – наука о нововведениях; «инновация» - процесс нововведения; нововведение – целенаправленное изменение; нововведение – только организация нового; инновационный процесс – отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

Инновационная деятельность:

- разработка

- поиск

- освоение и использование навыков.

Понятие «новое» является одним из стержневых понятий в инновационной педагогике. Два типа «новое»:

  1. Впервые созданное новое (адекватно открытию).

  2. Новое, имеющее примесь старого (из слоев нового и старого).

В России определились 3 направления инноваций в дополнительном образовании:

    • Раннее выявление способностей и интересов ребенка.

    • Ранняя специализация.

    • Ранняя социализация подростка.

Условия инновационной работы:

Материальные:

- приобретение литературы;

- научно-методическая работа.

Организационные:

- комфортная обстановка для педагога, родителей,

ребенка;

- новая система контроля за ходом инновационной

деятельности.

Содержательные:

- семинары;

- лаборатории педагогического мастерства;

- административные совещания;

- диагностика.

Существуют такие виды структур инновационного процесса, как:

Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъективная структура – деятельность всех субъектов развития: директор, заместители, педагоги, воспитанники, родители, спонсоры, методисты, консультанты.

Структура жизненного цикла – выражающаяся в этапности: возникновение (старт) – быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия (проникновение и распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация – кризис.

Управленческая структура: планирование – организация – руководство – контроль.

Организационная структура инновационного процесса:

Этапы: 1. диагностический,

2. прогностический,

3. собственно-организационный,

4. практический,

5. обобщающий,

6. внедренческий.

Каждый этап инновационной деятельности требует от педагогов адекватных профессиональных компетенций. Профессиональная компетентность – основа деятельности педагогов. При внедрении инноваций более востребованы такие профессиональные компетенции, как организационные и коммуникативные, а при разработке инноваций прежде всего необходимы конструктивные и проектировочные компетенции. Методическая компетентность понимается как часть профессионально-педагогической компетентности, определяющая готовность педагогов:

- осуществлять традиционную педагогическую деятельность;

- проектировать и конструировать педагогические инновации, т.е. готовность:

1) профессионально отбирать содержание инновации;

2) проектировать его реализацию путем применения современных педагогических технологий;

3) прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации;

4) описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.

Для внедрения в образовательную деятельность инновационных технологий на сегодняшний день администрация ЦВР разрабатывает:

  • Модель педагога дополнительного образования нового типа;

  • Новые направления в обучении;

  • Систему поощрения для педагогов;

  • Возможности творческого профессионального роста педагога дополнительного образования;

  • Технологии обучения педагогов;

  • Возможности обучения родителей;

  • Систему досуговой деятельности воспитанников и их родителей;

  • Программу работы с одаренными детьми;

  • Возможности введения в образовательную деятельность коррекционной программы (психология, логопедия);

  • Новые педагогические технологии;

  • Систему формирования лидерских качеств и умений воспитанников;

  • Новую систему управления в структурных подразделениях;

  • Диагностические методики (в условиях дополнительного образования).





ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

(инструментарий для помощи в работе организатора методической службы)


Методическая компетентность

Показатели (индикаторы) оценивания

Информированность об инновационных явлениях в образовании

  1. Имеет сведения об инновационных процессах в образовании детей.

  2. Выделяет и обосновывает приоритеты в современном образовании.

  3. Умеет выделить проблемы для развертывания инновационной деятельности.

  4. Умеет направить свое изучение на то направление, которое раньше не было изучено.

  5. Аргументирует выбор инновационного направления практическими нуждами.

  6. Подбирает средства для решения практической инновационной задачи.

  7. Грамотно и рационально отбирает необходимые источники информации для анализа состояния проблемы.

Определение содержания инновационной деятельности

  1. Выделяет приоритетные направления для развертывания инновационной деятельности.

  2. Формулирует объективно существующие противоречия для определения содержания инновации.

  3. Обосновывает выбор содержания инновации, ее актуальность и значимость для науки и практики.

  4. Формулирует проблемы инновации.

  5. Видит отсроченный ожидаемый результат.

  6. Проектирует содержание инновации с учетом возрастных особенностей детей.

  7. Видит траекторию развития ребенка в соответствии с реализуемым содержанием инновации.

Отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации

  1. Знает современные педагогические технологии.

  2. Умеет спроектировать применение современных технологий для реализации содержания инновации.

  3. Делает отбор технологий развивающего обучения, наиболее адекватных содержанию инновации и возрасту воспитанников.

  4. Самостоятельно оценивает эффективность применения технологии.

  5. Самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии.

  6. Разрабатывает авторские педагогические технологии развивающего обучения.

Разработка педагогом инновационной методической продукции

  1. Видит необходимость разработки той или иной инновационной методической продукции.

  2. Знает структуру и содержание разных форм и видов инновационной методической продукции (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.).

  3. Конструирует необходимую инновационную методическую продукцию.

  4. Умеет прописывать необходимое методическое обеспечение реализации спроектированного содержания образования.

  5. Описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования.

  6. Ведет учет индивидуальных особенностей детей в содержании инновационной продукции.

  7. Создает методическую продукцию, востребованную другими педагогами.

  8. Четко определяет цели и задачи разработки данной методической продукции.

Подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции

  1. Владеет сведениями о критериях оценивания качества образованности детей.

  2. Умеет отбирать наиболее адекватные критерии оценивания качества образования в соответствии с разработанной методической продукции.

  3. Разрабатывает критерии оценивания образованности детей в соответствии с содержанием и направлением методической продукции.

Организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности

  1. Умеет выделять основания для самообразования.

  2. Выделяет приоритетные направления для развертывания самообразования.

  3. Формулирует наиболее актуальную тематику самообразования.

  4. Определяет этап самообразовательной деятельности.

  5. Определяет ожидаемые результаты по каждому этапу самообразования.

  6. Использует научно-методический материал в самообразовательных целях.

  7. Выделяет из найденного материала основное и необходимое в соответствии с целью, проблемой и этапом самообразования.

  8. Использует полученные сведения для создания инновационной методической продукции.


Для заполнения данной карты руководителям предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению методической компетентности по 10-бальной шкале:

    • 10-9 баллов – если показатель присутствует в деятельности педагога в полной мере;

    • 8-7 баллов – если показатель присутствует в деятельности педагога не в полной мере;

    • 5-6 баллов – показатель присутствует в деятельности педагога в меньшей мере;

    • 3-4 балла – показатель отсутствует.

За каждый показатель проставляется оценка (в баллах), затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя. Если педагог набирает:

  • 90 – 100% - уровень его методической компетентности оптимальный;

  • 89 – 70% - уровень его методической компетентности достаточный;

  • 69 – 50% - уровень компетентности критический;

  • менее 50% - уровень недопустимый.





Используемая литература:


  1. Дошкольное воспитание. №10 – М., 2009

  2. Петлякова Т.В. Инновационная деятельность в УДО. – Краснодар, 2000




СОСТАВИЛ

Методист С.Н.Вербицкая