Главная страница

Пояснительная записка 3 Методическое обеспечение 7 Темы проектных работ 9 Учебно-тематический план курса 10


Скачать 287.13 Kb.
Название Пояснительная записка 3 Методическое обеспечение 7 Темы проектных работ 9 Учебно-тематический план курса 10
Дата 02.03.2016
Размер 287.13 Kb.
Тип Пояснительная записка




СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка 3

  2. Методическое обеспечение 7

  3. Темы проектных работ 9

  4. Учебно-тематический план курса 10

  5. Содержание программы 13

  6. Прогнозируемые результаты 16

  7. Литература (для педагога и учащихся) 17

  8. УМК (Приложение)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Ведение. Образование развивается на протяжении уже нескольких тысячелетий. Всякий раз, когда общество предъявляло к нему новые требования, оно с большей или меньшей задержкой, с большей или меньшей степенью адекватности отвечало на эти требования.

Пока темпы общественного развития были не высокими, задержки в развитии образования не порождали сколько-нибудь значительных напряжений в обществе. Но с середины ХХ столетия ситуация стала существенно иной. В этот период значительно возросли темпы качественных изменений во многих сферах общественной жизни, и разрыв между потребностями общества и возможностями школы их удовлетворять стал быстро нарастать. Состояние образования стало оцениваться как кризисное во многих странах. Анализируя кризисную ситуацию в отечественной школе, известные российские ученые отмечали, что о кризисе школы говорят во всех цивилизованных государствах, в том числе, в США, Англии и других странах, причем раскрытие признаков кризиса всюду более или менее сходно: снижение престижности знаний, уровня успеваемости, значительный процент функциональной неграмотности, невысокая квалификация учителей и т.д.

2. Проблемно – ориентировочный анализ. Необходимость качественных изменений в российском школьном образовании обусловливают многие факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в социально-экономической жизни России. В 1990-х годах они потребовали переосмысления целей школы, так как ее выпускникам предстояло жить в мире, устроенном иначе, чем раньше. Резко возросло значение правового и экономического сознания. Рост национального самосознания народов, населяющих Россию, обусловил необходимость усиления внимания школы к освоению ее выпускниками национальной культуры и формирования ценностного отношения к ней. Осознание кризисного состояния экологии и тенденций его углубления остро поставили вопрос о формировании экологического сознания учащихся.

Важной стороной современного образования становится формирование функциональной грамотности, а именно:

а) непосредственное самосохране­ние здоровья, трудоспособности,

б) житейские нужды, также способствующие самосохранению,

в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей,

г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями,

д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации,

е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.

Резко негативной стала в последние два десятилетия демографическая ситуация, которая связана с падением рождаемости в 90-е годы XX века, низким качеством профилактики и медицинской помощи в России в отношении основных заболеваний, определяющих продолжительность жизни – сердечно – сосудистой патологии, высокий риск суицидального поведения в связи с нарастанием влияния униполярной депрессии (2-е место в ряду причин летальности к 2020г.)

Перечисление факторов, обусловливающих необходимость качественных изменений в школьном образовании, можно было бы продолжить. Но общий вывод состоит в том, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним успеть не может.

3. Актуальность. В рамках реализации Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы важнейшими тенденциями в развитии общества и образования, как неотъемлемой его части становятся:

  • выход экономики России на стандарты благосостояния развитых стран;

  • обеспечение высокого качества и комфортных условий жизни населения, включая всеобщую доступность услуг образования. При этом расширяется вариативность предлагаемых образовательных услуг, с ориентацией на наиболее полное удовлетворение запросов граждан в этих услугах;

  • создание благоприятной среды обитания человека, обеспечивающей рост средней продолжительности жизни;

  • изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, при снижении экономической дифференциации населения и резком сокращении бедности.

Таким образом, решается проблема создания стимулов и условий для инновационного развития основных направлений жизни общества, в том числе и системы образования.

Благодаря мерам, принятым в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, а также в рамках 11риоритетного национального проекта «Образование», создана основа для решения отечественным образованием следующих задач, направленных на усиление его роли в инновационном, социально ориентированном развитии России:

  • обеспечение инновационного характера базового образования;

  • модернизация образования как института социального развития;

  • создание, современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей,
    участие в международных сопоставительных исследованиях.

Эти задачи будут решены при реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Современный этап развития образования поставил сложнейшие социо – культурные задачи перед педагогической общественностью:

  • перейти от знаний умений и навыков к представлениям, отношениям и стратегии поведения;

  • перейти от знаниевых к компетентностным походам в образовании;

  • формировать в процессе образования целостное целеполагание по каждой отрасли знаний с адекватными установками на получение информации (личностными);

  • сформировать широкое мировоззрение на основе метапредметных элементов и установок (совпадение естественно – научных представлений с гуманистическим отношением).

  • на основе метапредметных установок выработать гуманистическую стратегию мышления и поведения с развитым естественно – научным мировоззрением.


Эти задачи с трудом решаются на уровне базовой программы при сохранении классно – урочной системы, а потому, становится наиболее актуальным: введение социальных и педагогических практик, вариативность творческой деятельности и ее презентации, интегрированные элективные курсы, способствующие более эффективному освоению программ.редставлений с гуманистическимитв и установок (совпадение еситаждой отрасли знаний с адекватными установками на получение инфор

В период преобразований в жизни современного общества географические и биологические знания вносят значительный вклад в формирование мировоззрения учащихся, ориентирует на приобретение ими опыта практической деятельности в сложной системе взаимоотношений «природа – человек – хозяйство – общество», где каждый индивид является носителем отношений и субъектом соответствующей деятельности. Именно поэтому в условиях предпрофильной подготовки необходимыми становятся элективные курсы биолого-географического характера, имеющие экологические, знаниевое и межпредметное значение, которые и лежат в русле компетентностным подходов. Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно. Данная тема актуальна для учащихся 8 – 9 классов, так как в этот период на уроках географии изучается курс «География России», состоящего из двух частей «Природа России» и «Население и хозяйство России», а на биологии «Человек и его здоровье» и «Основы общей биологии». Поэтому межпредметный подход позволяет более широко использовать возможности обоих предметов в поставленных целях, в познании своего Отечества и своего места в нем. Основа курса - теоретические и практические представления о взаимоотношениях природы – человека – общества, а также рассмотрение проблемы единства человека и живого мира. В данном курсе четко прослеживается геоэкологический и биолого-социальный подход: рассматриваются различные аспекты влияния человека, его жизни и хозяйственной деятельности на среду своего обитания; изучение особо охраняемых территорий страны; возможность сочетания их природоохранных, научных и рекреационных функций, флора и фауна заказников и заповедников. Экологический мониторинг, биологические проекты и практики в рамках элективного курса создают основы для введения подростка в мир исследовательской деятельности, развивая интеллект и личность.

4. Новизна данной программы курса определяется мировоззренческими подходами и содержанием, значительным процентом практических работ, общекультурными и эколого-культурными задачами и ситуациями, интегрированностью материала и компоновкой тем по параллелям, имеющим концентрический характер. Практические занятия предполагают успешность и самореализацию учащихся в программе, развитие творческого потенциала учащихся, дискуссионный характер преподавание и большое количество проблемных задач и ситуаций, на которых построен курс. Рассмотрение ООПТ , как целостных, интегрированных систем помогает сформировать целостное целеполагание и подходы.

5. Обзор литературы. Данная программа разработана с учетом проекта концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. Авторский курс базируется в аспекте структуры на основе стандартов образования по географии, Первом национальном докладе о сохранении биологического разнообразия в Российской Федерации (Авторы: Мартынов А. С., Артюхов В. В., Виноградов В. Г. Москва. – 1998г.), законе РФ об ООПТ ( от 1995 года).

6.Концепция программы

Цели: Систематизация представлений учащихся о ООПТ, в русле воспитания, развития и формирования эколого-гуманистического мировоззрения подростков.

Задачи:

  • актуализация знаний учащихся по географии и биологии природных сред и ареалов;

  • освоение ценностных основ окружающего мира и путей его защиты и охраны;

  • формирование основ исследовательской деятельности и презентации продуктов творчества;

  • создать целостную картину мира и места человека в нем;

  • развить естественно – научное мировоззрение и культуру учащихся;

  • формировать патриотическое отношение к своей малой родине через отношение к природе.


II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методологической основой изучения вопросов взаимоотношения природы и общества являются ведущие идеи:

  1. идея целостности и единства природы;

  2. идея постоянного изменения природы под влиянием деятельности человека;

  3. идея рационального природопользования;

идея экологической целесообразности труда и поведения людей в окружающей среде.

Методическое обеспечение курса базируется на проблемно – деятельностной технологии, диалоговых формах работы, технологии «Дебаты», дискуссионных занятиях и поисково-исследовательской деятельности учащихся

Содержание занятий выстраивается таким образом, что:
- теоретический материал не только расширяет знания ученика, но и является фундаментом для создания новых умозаключений;

- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления,

проявлению критичности и гибкости мышления, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;

- теоретический материал содержит элементы занимательного материала, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.

Выполнение каждой практической работы начинается с краткого обсуждения следующих вопросов:

- какова цель выполнения данной работы;

- какие, по мнению учащихся, методы познания будут использованы при выполнении работы;

- какие, по мнению учащихся, будут определены характеристики объектов изучения;
- с какими из изученных в предыдущих работах характеристиками объектов связаны определяемые в данной работе параметры.
Ответы на поставленные вопросы позволят решить несколько дидактических задач:
- разъяснить учащимся не только цель лабораторной работы, но и место данного практического занятия, как во всем практикуме, так и в системе целого учебного курса, а также в системе знаний естественно- математического цикла;
- помочь учащимся установить связь как с выполненными ранее работами, так и с изученным ранее материалом;

- обучить учащихся формулировать учебно-познавательные гипотезы и проверять их истинность;

- мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работы.

В отличие от существующих курсов по экологии, географии и биологии в выстроенной программе используются достаточно простые лабораторные работы, информативные по результатам, выполнение которых возможно в рамках одного занятия или всего курса в течение года. Данные практические занятия не требуют от учителя дополнительной подготовки. Тем не менее, известность и апробированность предлагаемых методик не исключает новизну компоновки практических работ в школьном образовании

Практические работы программы развивают у подростков творческие способности, а вместе с ними самостоятельность и коммуникативные умения, которые способствуют систематизации полученных знаний и первоначальной профессиональной ориентации.

В преподавании используются элементы следующих технологий: разноуровневой, проблемной, теории решения исследовательских задач, КСО, здоровьесберегающей, технологии критического мышления, ИКТ, проектной.

Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса

- лекция и семинары;

- практикумы и экскурсии;

- защита проектов;

- выполнение исследовательской работы.

Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.

Условия реализации и материально-техническая база для реализации курса «Заповедные места России»

  1. Создано и третий год работает школьное экологическое объединение «Радуга».

  2. Имеется школьная биолого-географическая лаборатория, полученная в рамках ПНПО.

  3. Школа обеспечена научно-методическим комплектом по экологии и географии.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:

- картографическими (географическими картами, интерактивными );

- атласами - определителями

- текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, Красной книгой РФ и Тверской области);

- диаграммами, рисунками, схемами, опорными конспектами и др.;

- интернет – ресурсами.

- мини- лабораторией.

III. ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

Реферативные сообщения

  1. Место заповедников в международной системе охраны природы.

  2. Современные экологические проблемы и заповедники.

  3. Заповедное дело за рубежом.

  4. История заповедного дела в СССР и в России.

  5. Заповедные места России в наши дни.

  6. Научная работа в российских заповедниках.

  7. Эколого-просветительская деятельность заповедника.


Исследовательские работы и проекты

  1. Оценка экологического состояния нашей местности.

  2. Редкие охраняемые виды растений Тверской области (Венерин башмачок).

  3. Экологический мониторинг нашей школы.

  4. Экологическая ситуация села Выдропужск.

  5. Моя Малая Родина – река Шегра.

  6. Демографическая ситуация в Спировском районе.

  7. Туристические тропы в нашем районе.

  8. Лесные богатства нашего края.

  9. Спировский зоологический заказник.


В основе содержания курса лежат знания, уже освоенные учащимися при изучении географии, биологии и экологии. Поэтому данный курс может быть использован преподавателями этих наук.

Категория учащихся: обучающиеся 8 - 9 класса

Объем курса: 36 часов (по две четверти в 8 и 9 классах) по 1 часу в неделю


IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


№№

п/п

Наименование разделов и тем.

Лектора

Всего

часов

В том числе по видам деятельности

Формы контроля

Семи

нары

Экскур-сии

практические

занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение

1

1










II

Человечество в экосистеме земли

5

2,5




2,5







2.1 Человек биосоциальный вид.

1

1













2.2 История развития экологических связей человечества от пралюдей до современности.

1

0,5




0,5.







2.3. Развитие взаимосвязей человека и окружающей среды в историческом процессе.

1

0,5




0,5







2.4 Социально-экологические особенности демографических процессов современности. Перенаселение планеты – вред или польза для планеты?

1







1

Круглый стол




2.5 Демографические перспективы, демографические мотивации

.

1

0,5




0,5.




III

Экологические основы охраны природы.

6

3,5

1

1,5







3.1 Современные проблемы охраны природы

1

1













3.2 Атмосфера Воздух, которым мы дышим.

1

0,5




0,5







3.3 Гидросфера. Вода чудесный дар - Природы

1

0,5




0,5







3.4.Почвенные ресурсы. Как живёшь кормилица?

1

0,5




0,5







3.5 Биогеоценозы Тверской области.

Природа залечивает раны (примеры самовосстанов-ления окружающей среды)

2

1

1







IV.

Особо охраняемые природные территории

России.

4

2

1

1







4.1.ООПТ России и Тверского края их типология.

1

1













4.2.Заповедники Тверской области

1

0,5




0,5







4.3.Изучение и описание природных объектов Спировского района.

1




1










4.4.Редкие виды растений Тверской области, Спировского района.

1

0,5




0,5




V

Итоговое занятие – конференция исследовательской деятельности

2







2

Защита рефератов и проектов




Итого:

18

9

2

7







9 класс
















I.

Введение. Виды заповедных мест России. Карта «Заповедные места России»

1

0,5




0,5.




II.

ООПТ в крупных природно – территориальных комплексах России

13


7




6

опорный конспект, отчет о практической работе, комплекс мер по улучшению свойств окружающей среды, заполнение общей таблицы по теме.




2.1. Восточно-Европейская равнина. Особенности охраняемых объектов.

2

1




1







2.2. Практическое занятие

1







1







2.3. Уникальные объекты Северного Кавказа.

1

1













2.4. Краснодарский край. Кавказский заповедник. Сочинский национальный парк как пример сохранения природы при антропогенном вмешательстве.

1

1







семинар




2.5. Каменный пояс России - Урал. Ильменский минералогический заповедник.

1

0,5




0,5







2.6. Экологические проблемы территории Урала

1

1













2.7. ООПТ Западной Сибири

1
















2.8. Восточная Сибирь (ролевая игра).

1







1







2.9. Байкал – жемчужина России. Заповедные территории вокруг озера.

1

0,5




0,5







2.10. Пояс гор Южной Сибири.

1

0,5




0,5







2.11. Тихоокеанское побережье – будущее России.

1

0,5




0,5







2.12. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России

1







1

Круглый стол

III.

Заповедные места Тверского края.


2





1


1







3.1. Создание бизнес – проекта: «Экотуризм в нашем районе»

1







1







3.2. Экскурсия в краевед-ческий музей.

1




1




Отчет об экскурсии

IV

Итоговое занятие – конференция исследовательской деятельности

2







2

Защита рефератов и проектов




Итого:

18

6,5

1

9,5





V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

Введение. (1 час)

Раздел II. Человечество в экосистеме земли (5 часов)

Человек биосоциальный вид. Человек подчиняется и законам биологическим и законам социальным. Поэтому человек разумный - единственный на Земле биосоциальный вид.

История развития экологических связей человечества от пралюдей до современности. Переход от собирательства и охоты к практически неведомой в животном мире форме трофических связей – производству пищи. Глобальный экологический кризис и его причины.

Развитие взаимосвязей человека и окружающей среды в историческом процессе. Социально-экологические особенности демографических процессов современности. Перенаселение планеты – вред или польза? Демографические перспективы, демографические мотивации.

Практические работы:

  1. Составить хронологическую таблицу эволюции человека с указанием изменения экологических связей.

  2. Составить прогноз изменения численности населения Земли в XXI веке.

Ключевые понятия: Биосоциальный вид, информационные связи, экологические проблемы, альтруизм, оседлость, экологический кризис, экологическое движение, демография,
Раздел III. Современные проблемы охраны природы. (6 часов)

Экологические основы охраны природы. Антропогенная деятельность и её влияние на природную среду. Природное и антропогенное загрязнение среды. Службы мониторинга.

Атмосфера. Состав и значение атмосферы. Экологические проблемы атмосферы.

Гидросфера. Основные загрязнители вод. Проблема качества питьевой воды.

Почвенные ресурсы. Почва её состав и значение. Плодородие, кислотность почв. Проблема загрязнения почв бытовыми и промышленными отходами.

Биогеоценозы Тверской области. Разнообразие и устойчивость биогеоценозов. Пищевые цепи.

Практические работы:

1. Расчет выброса вредных веществ автотранспортом на трассе «Россия».

2. Оценка качества питьевой воды.

3. Определение количества бытовых отходов выбрасываемых человеком

4. Составить схему пищевых связей биогеоценоза смешанного леса.

Экскурсия: «Биоценоз смешанного леса»

Ключевые понятия: Загрязнители природной среды, предельно допустимый сброс (ПДС), предельно допустимая концентрация (ПДК), мониторинг, озоновый слой, «парниковый эффект», кислотные дожди, загрязнение водоёмов, кислотность почв.
Раздел IV.Особо охраняемые природные территории России. (4 часа)

ООПТ России и Тверского края их типология. Законодательство России об особо охраняемых природных территориях.

Заповедники Тверской области: Центрально-лесной заповедник, Завидовский заказник.

Изучение и описание природных объектов Спировского района. Спировский зоологический заказник, памятники природы ботанические и геологические. Редкие виды растений Тверской области, Спировского района: Венерин Башмачок.

Практические работы:

1.Изучение Центрального лесного биосферного заповедника.

2.Изучение карт и документов охраняемых территорий

3. Изучение местообитания Венериного башмачка.

Экскурсия: Спировский зоологический заказник. и социальная практика (экологический субботник на территории заказника).
Раздел V. Конференция исследовательской деятельности

Итоговое занятие – конференция исследовательской деятельности

Ключевые понятия: презентации, рефераты, исследовательская деятельность, портфолио, проект.

9 класс

Раздел I. Введение. Виды заповедных мест России. (1 ч).

Воздействие человека на среду обитания. Введение и определение понятий «заповедник», «ООПТ – особо охраняемые природные территории», «национальный парк», «заказник», «памятник природы» и др. История создания заповедников. Значение создания и роль ООПТ. Современные экологические проблемы и заповедники. ООПТ России (ссылка на Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г). Знакомство с картой «Заповедные места России».

Практическая работа: «Изучение местонахождения заповедных мест в России».

Ключевые понятия: ООПТ, заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы, экологические проблемы.

Раздел II. ООПТ по природным районам России. (13 часов)

Знакомство с особенностями заповедных мест на разных территориях России. Обсуждение объектов всемирного природного и культурного наследия в России. Комплекс мер по улучшению свойств окружающей среды. Создание специальных рекреационных зон, экологических и туристических троп в пределах особо охраняемых территорий.

Практические работы:

  1. Центральный лесной заповедник Нелидовского района Тверской области.

  2. Составление презентаций об Ильменском минералогическом заповеднике.

  3. «Создание экологического паспорта озера Байкал».

  4. Природные уникумы Дальнего Востока.

Ключевые понятия: режим особой охраны, виды заповедников, биосферный, гидрологический заповедники, антропогенное воздействие, объекты всемирного наследия.

Раздел III. Заповедные места своего края. (2 часа)

Изучение и описание природных объектов Спировского района (экскурсии, исследования). Создание бизнес – проекта: «Экотуризм в нашем районе». Экскурсия в Тверской краеведческий музей. Рекреационные ресурсы. Формы использования заповедных мест Тверской области. Подготовка микропроектов, презентаций.

Ключевые понятия: названия уникальных объектов Спировского района, презентация, бизнес - проект.
Раздел IV. Защита проектных и исследовательских работ (2 ч.)

Учащиеся готовят рефераты и исследовательские работы, консультируясь с учителем, и защищают их в рамках научно – практической конференции.

Ключевые понятия: презентации, рефераты, исследовательская деятельность, портфолио, проект.
VI. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование целостного представления об экологических проблемах, состояние природных ареалов и их влиянии на человека.

  • Освоение детьми основ исследовательской деятельности.

  • Представления об особо охраняемых природных территориях и их роли в жизни планеты и региона.

  • Создание у ребенка стратегии гуманитарного социоодобряемого поведения по отношению к природе и обществу.

  • Создание у учащихся целостного естественно – научного мировоззрения.

  • Формирование на гуманитарных основах ценностных ориентиров школьников – духовности.

  • Освоение навыков эффективных коммуникаций.

  • Создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.

  • Воспитание любви к родному краю (патриотизм).

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Заповедные места России». Учащиеся защищают разработанные проекты и рефераты, сертификаты о прохождении курса, которые могут быть включены в личный портфолио. Также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.

VII. ЛИТЕРАТУРА

Литература для учащихся:

  1. Большаков В.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г. и др. Экология: Учебник.Изд.2-е, перераб. и доп. под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко, М.: Логос, 2005.

  2. Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. – Ростов на Дону: Феникс, 1997 г.

  3. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: учебн6ик 7- 9 классы. М. «ОНИКС 21 век» 2002 г.

  4. Лобжанидзе А.А. «География России. Эколого-экономические аспекты» учебное пособие для 8-9 классов. М.: Просвещение, 1995 г.

  5. Чернова Н.М., Галушкин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебник М. «Просвещение» 1998 г.

  6. Щербаков Ю.А., Зиновьев В.И., Сорокин А.С., «Береги природу своего края. Использование и охрана природы Тверской области» Тверь, 1991 г.


Литература для учителя :

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В, Экология. Информационно-развивающие дидактические задания. 9-11 класс. СПб СМИО Пресс, 1999

  2. Атлас России. 8-9 класс. – Москва, картография, 1994 г.

  3. Большаков В.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г. и др. Экология: Учебник.Изд.2-е, перераб. и доп. под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко, М.: Логос, 2005.

  4. География рекреационных систем СССР.- М., 1980 г.

  5. Дорофеев А.А., Ткаченко А.А., Щукина А.С. и др. «География Тверской области» Книга для учителя. Тверь, 1992 г.

  6. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005 г.

  7. Клюшникова Н.М. Заповедники России. География, экология. Элективный курс. Волгоград: ИТД «Корифей» - 2006 г.

  8. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997

  9. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000 г.

  10. Озеро Байкал / Атлас чудес света. Чудеса природы. – М.: БММ АО Москва, 1997 г.

  11. Райков Б.Е. Римский – Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии». М. «Топикал» 1994 г.

  12. Томас Фезер «Сокровища человечества. Памятники истории, культуры и природные заповедники под охраной ЮНЕСКО». Москва, БММ АО, 1997г.