Творческое сочинение
«Чему учить?»
(размышление о модернизации образования)
вместо эпиграфа
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Не хочу учиться, а хочу жениться…
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Не учите меня жить!
И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»
Учиться, учиться, учиться!
В. И. Ленин
Учись учиться!
Современные педагогические издания
Противоречивость педагогики делает практически невозможным получение ответа на самый простой по своей форме и самый спорный по своей сути школьный вопрос «Чему учить?»
Противоречие 1
(озадачивающее)
Провозглашена гуманизация образования. Ученик признан объектом учебной деятельности.
НО! В отношении этого «объекта» применяются технологии, проводятся эксперименты; в школе обучают, воспитывают «объект», формируют его личность.
ЗАДАЧА (повышенного уровня): каким образом, сохраняя последовательность провозглашенным принципам гуманности, перейти от вопроса учителей «Чему учить?» к вопросу учеников «Чему учиться?»
ВОЗМОЖНАЯ ФОРМУЛА ДЛЯ РЕШЕНИЯ: перейти от учительского «Надо!» к ученическому «Хочу!» через совместное «Зачем?»
Противоречие 2
(настораживающее)
Школа провозглашена исполнителем социального заказа общества. Сформулирован и заказ: воспитать школьников образованными, культурными, высоконравственными и творчески активными личностями.
НО! Выбор заказчиков ограничен, с одной стороны, возможностями школы, а с другой стороны, неумением учащихся делать этот выбор. Да и сам «заказ» сформулирован слишком шаблонно.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: будьте внимательны к словам учеников! Школьники в своих сочинениях пишут: «Школа готовит нас к жизни, которой не существует!»
ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: предлагая варианты обучения, факультативы, спецкурсы и т.д. школа должна идти впереди общества, ориентироваться на будущее. Свою деятельность школе необходимо строить по законам и нормам не сегодняшнего дня (но и о нем нельзя забывать), а завтрашнего, зарождающегося уже сегодня.
Противоречие 3
(вдохновляющее)
Изменяется, модернизируется структура и содержание образования.
НО! Скорость модернизации выше скорости, с которой могут воспринимать изменения и изменяться сами педагоги. А пути и способы модернизации навязываются «сверху» иногда без учета мнения не только «объекта» обучения, но и педагога. Вот и продолжают многие воспринимать ученика как сосуд, который необходимо до краев наполнить знаниями.
ПРОБЛЕМА: нет времени ждать, когда педагоги смогут применять передовой опыт работы, перейдут от «школы развития памяти», к «школе развития мышления».
ВЫХОД ЕСТЬ! Говорить о проблеме, значит наполовину ее решить. А используя возможность педагогов обмениваться мнениями, привлекать школьников и их родителей к управлению школой, к решению острых школьных вопросов, к числу которых относится и вопрос «Чему учить?», сможем решить эту проблему полностью.
ВМЕСТЕ У НАС ПОЛУЧИТСЯ! Будьте готовы к сотрудничеству, принятию чужого мнения, особенного детского. Желайте этих изменений.
вместо эпилога
(цитата для размышления о целях образования)
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Николаева Ирина Вадимовна, г. Магадан МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской»
|