Главная страница

Теория и практика проектирования инновационного урока


Скачать 179.66 Kb.
Название Теория и практика проектирования инновационного урока
Дата 29.02.2016
Размер 179.66 Kb.
Тип Документы

Теория и практика проектирования инновационного урока

Классно-урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса: организационная четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы, экономическая выгодность по сравнению с индивидуальным обучением и воспитанием, стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность отдельных учащихся, возможность эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности. Творческое использование классно-урочной системы в рамках элементов других образовательно-воспитательных систем делает ее незаменимой для общеобразовательной школы. Все преимущества классно-урочной системы находят свое отражение в уроке.

Современный урок можно определить как специфическую форму организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

К специфическим признакам, отличающим урок от других организационных форм относятся постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Инновационный урок, сохраняя организационную структуру данной формы обучения, существенно отличается по ценностно-смысловой направленности. Целью инновационного урока является создание учащимися собственных образовательных продуктов. Результатом урока становится личное образовательное приращение каждого ученика, складывающееся из внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Проектирование инновационного урока осуществляется в направлении построения его как образовательной ситуации. Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности (урок), который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции. Внешне заданный педагогом учебный материал в образовательной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть учащимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственных образовательных продуктов.

Наиболее продуктивным является тот урок, где создается образовательная ситуация, в которую в роли участника включается сам учитель. Образовательная ситуация возникает на уроке из «стартового» задания учителя. В этом задании должна быть заложена определенная «образовательная напряженность» в виде: непредвиденного противоречия, несоответствия полученных результатов ожидаемым, нарушения привычных норм учебной деятельности, введения противоречивых суждений, многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и др. Задача учителя на данном этапе – заметить, постараться понять суждения учащихся по поводу обсуждаемой проблемы, вопроса, помочь им точнее выразить словами свои мысли, а также «удержать тему», не дать обсуждению уйти в сторону. Образовательная ситуация допускает открытое, неочевидное решение главной проблемы, что побуждает учащихся к поиску.

Условием гарантированного обеспечения личных образовательных приращений учащихся является наличие в образовательной ситуации урока технологически связанных элементов, которые представлены в таблице.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта

Актуализирует творческий потенциал учащихся, вживается чувственно и мысленно в их состояние, выявляет их интересы в изучаемой области, их отношение к теме

Демонстрируют личный познавательный и житейский опыт по отношению к предстоящей теме, высказывают различные суждения относительно своих интересов к изучаемому предмету

Создание ситуации образовательной напряженности

Формулирует учебное задание, обозначающего проблему, связанную с изучаемым объектом (явлением, понятием, предметом) и не имеющую однозначного решения, обеспечивает личностную включенность каждого ученика в решение проблемы, создает необходимую образовательную среду

Осознает ситуацию, ставят цель деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы, анализируют границы своих возможностей адекватно действовать в ситуации образовательной напряженности

Выполнение творческой работы

Сопровождает и консультирует в процессе создания учащимися собственных образовательных продуктов

Выполнение учебных заданий (решение проблемы) с помощью различных методов творческой деятельности лично каждым учащимся (группой учащихся)



Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся

Организует обсуждение, дискуссию, сопоставляет мнение и результаты учащихся. Оказывает помощь в систематизации полученных результатов, их объединению в коллективный продукт.

Демонстрируют свои результаты, участвуют в обсуждении, переопределяют собственную образовательную продукцию с точки зрения ее места в общем результате

Работа с культурно-историческими аналогами

Вводит культурно-исторические аналоги созданным учениками образовательных продуктов, обозначает свою позицию по отношению к изучаемой теме

Сопоставляют разные точки зрения и способы решений, самоопределяются по отношению к ним

Рефлексия

Организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности. Фиксирует достигнутые результаты, оценивает их. Дает методологическую характеристику деятельности как отдельных учеников, так и всего класса

Рефлексируют собственные действия в ситуации образовательной напряженности (Был ли достигнут первоначальный замысел? Какие изменения наблюдают в себе?)

По сравнению с принятым в традициионной дидактике термином «планирование» урока понятие проектирования отражает новый смысл процесса подготовки учителя к уроку. Если планирование урока обычно сводится к рассмотрению того, что будет делать (объяснять, спрашивать, контролировать, оценивать и т.д.) учитель, при проектировании урока акцент смещается на ученика, который в деятельностно ориентированном учебном процессе становится главной фигурой. Учитель на таком уроке выполняет функции организатора собственных действий учащихся, занимается управлением их учебной деятельностью.

Структурные компоненты деятельности проектирования как одного из видов профессиональной педагогической деятельности таковы:

-​ цель-учащийся с новыми качествами (знаниями, умениями и навыками);

-​ предмет – учащийся с начальным уровнем этих качеств;

-​ объект – образовательная ситуация, т.е. специально организуемая учителем ситуация образовательного напряжения, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников;

-​ средства – методы обучения, организационные и коммуникативные умения, учебный материал, технические средства обучения и т.п.

Проектирование урока соответствует общей логике организации учебной деятельности учащихся. Главными целями начального этапа любого урока являются:

-​ рефлексия предшествующей деятельности;

-​ осознание учащимися потребности в преодолении противоречия между «знанием» и «незнанием»;

-​ выделение объекта изучения и освоения (определение основной учебной задачи предстоящей работы);

-​ ориентировка в действиях, которые нужно проделать, чтобы получить образовательный продукт.

Основное время урока занимает исполнительская часть, которая посвящена решению главной проблемы урока. Ее структура определяется принципами и закономерностями той дидактической модели, в которой работает учитель. Организация процесса разрешения противоречия между субъектом и объектом познания как основы образовательной ситуации урока осуществляется с учетом положений культурно-исторической теории Л.С.Выготского о том, что всякое знание носит социально-детерминированный характер и порождается совместными усилиями в ходе понимания и разрешения возникающих проблем, а также положений теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин) о принципах построения ООД (ориентировочной основы действия) и вытекающих из этого трех типов учения.

Заключительная часть урока служит для:

-​ рефлексии (анализа путем мысленного возвращения к прошлым действиям) учебной деятельности самими учащимися;

-​ оценки (анализа путем сопоставления результатов деятельности с поставленными основными и частными целями) учебной деятельности;

-​ ориентации на будущее развитие полученных на уроке знаний и умений.

Деятельность проектирования как этап профессиональной деятельности учителя содержит ориентировочную, исполнительскую и рефлексивно-оценочную части.

Ориентировочная часть деятельности проектирования служит для выявления:

-​ образа учащегося с некоторым исходным уровнем знаний и умений;

-​ образа учащегося с проектируемым уровнем знаний и умений;

-​ системы условий достижения поставленных целей обучения.

На исполнительском этапе деятельности проектирования осуществляется:

-​ разработка прогностической модели учебной деятельности;

-​ разработка сценария урока.

Рефлексия пронизывает и ориентировочную и исполнительскую части деятельности проектирования: с ней связана актуализация собственных знаний и умений учителя, его ориентировка в материале курса, раздела, темы, в собственном методическом арсенале.

Проектирование инновационного урока как образовательной ситуации представляет собой основу технологии обучения, направленной на максимальное раскрытие каждым учащимся своей индивидуальности, социальных установок и направленности личности.

Только одновременно деятельностный и преобразующий учебный процесс может считаться подлинно личностно-ориентированным. Его целью является создание условий для самораскрытия ученика и его предназначения в меняющемся мире. Условия обучения должны включать не только знания, но также способы и приемы, при помощи которых ученик эти знания открывает, т.е. самостоятельно ставит цели и организует свою деятельность для их достижения.

Рассмотрим технологические этапы создания и развития образовательной ситуации на примере урока учителя биологии и химии МОУ Б.Терсенской средней общеобразовательной школы Уренского района Нижегородской области – победителя конкурса «Учитель года Нижегородской области – 2006» Жукова Ф.А. на тему «Спирты».

Урок проводится в профильном десятом классе. В соответствии с принципом внутриклассной дифференциации в нем выделены три профильные группы: общеобразовательная, социально-экономическая и естественно-математическая. Общеобразовательная и социально-экономическая группы занимаются по программе О.С. Габриеляна 1 ч. в неделю/ 34 ч. за уч. год, естественно-математическая группа занимается по программе О.С. Габриеляна 3 ч. в неделю/ 102 ч. за уч. год (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2004.).

Тип урока: урок творческого обобщения.

Несмотря на то, что материал ученикам знаком из курса 9 класса, на уроке происходит приведение остаточных знаний в систему, расширение и углубление знаний.

Цель изучения темы: введение понятия функциональная группа на примере гидроксильной группы спиртов и фенолов, подтверждение положения теории А.М. Бутлерова о взаимосвязи между составом, строением и свойствами веществ, изучение биологической значимости спиртов и фенолов, возможностей их практического применения.

Цель урока:

Для учащихся естественно-математической группы:

Образовательная: учащиеся повторяют, закрепляют и систематизируют знания о спиртах в ходе объяснения материала другим учащимся класса, практического применения полученных знаний и творческого осмысления сведений по теме.

Воспитательная: у учащихся происходит дальнейшее формирование навыков кооперирования, происходит ценностное осмысление пройденного материала в ходе презентации результатов своей исследовательской деятельности.

Развивающая: ученики отрабатывают стратегии исследовательского поведения, осуществляют интериоризацию способа решения исследовательской задачи через переход от внешне выраженных мыслительных действий к внутренним мыслительным операциям.

Для учащихся общеобразовательной и социально-экономической групп:

Образовательная: учащиеся расширяют знания о строении, свойствах и применении спиртов, знакомятся со стратегией исследовательского поведения.

Воспитательная: учащиеся апробируют формы взаимодействия с одноклассниками в рамках делового общения, наблюдение за процессом решения исследовательских задач стимулирует пробуждение у них интереса к образовательной области «Химия».

Развивающая: учащиеся повышают уровень своей рефлексивной культуры, происходит дальнейшее развитие их умений наблюдать, интерпретировать данные наблюдения, описывать и анализировать процессы и явления.

Методы обучения:

Проблемный метод для естественно-математической группы.

Частично-поисковый для общеобразовательной и социально-экономической групп.

Формы организации деятельности учащихся.

Для решения исследовательских задач учащиеся естественно-математической группы реализуют кооперационный тип взаимодействия. Учащиеся общеобразовательной и социально-экономической групп работают по принципу «круглого стола»

Средства обучения.

Компьютер, лабораторное оборудование для проведения демонстрационных экспериментов

Хронометраж урока.

1.​ Организационный момент (1 мин).

1.​ Актуализация конкретного опыта учащихся (2 мин).

1.​ Проблематизация и постановка исследовательских задач (5 мин).

1.​ Творческое обобщение материала по теме «Спирты» (30 мин)

​ Защита проекта первой рабочей пары (7 мин).

​ Объяснение и постановка демонстрационного эксперимента первой рабочей пары (2 мин).

​ Самостоятельная работа учащихся с карточками (2 мин).

​ Защита проекта второй рабочей пары (7 мин).

​ Демонстрационный эксперимент второй рабочей пары (2 мин).

​ Самостоятельная работа учащихся с карточками (2 мин).

​ Защита проекта третьей рабочей пары (7 мин).

​ Демонстрационный эксперимент третьей рабочей пары (1 мин).

​ Самостоятельная работа учащихся с карточками (2 мин).

​ Объяснение и обсуждение результатов эксперимента первой рабочей пары (2 мин).

1.​ Подведение итогов занятия (4 мин).

1.​ Оценка результатов проектной деятельности (2 мин)

1.​ Домашнее задание (1 мин)


Описание хода урока

Ход урока

Обоснование

деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учеников, работа с классным журналом, проверка готовности к уроку кабинета и учеников.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность

Учащиеся демонстрируют готовность к работе

Актуализация знаний.

Выяснение объема остаточных знаний учащихся в ходе пилотного повторения. Выявление личного опыта учащихся по отношению к образовательному объекту урока

Обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды

Ученики осознают образовательную ситуацию урока, отвечают на вопросы: «Согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действия?»

Проблематизация и постановка исследовательских задач Введение проблемной ситуации (демонстрация фрагмента видеофильма о работе химической лаборатории, создание ассоциативного ряда и обращение к этимологии слова «исследование») Совместная с учащимися формулировка целей урока, формулирование учебных заданий и постановка исследовательских задач.

Формирование у учеников ценностного отношение к исследованию как ведущему способу научного познания мира.

Ученики осуществляют личное принятие цели урока, приходят к деятельностной формулировке определения исследования как «хождения по следам» исследователей и дифференцируются по смыслу решаемых ими исследовательских задач: естественно-математическая группа – это те, кто «оставляет следы», выполняя исследовательские проекты, а две другие группы – это те, кто осуществляет наблюдение и интерпретацию исследовательских шагов

Творческое обобщение материала по теме «Спирты»

Защита проекта первой рабочей пары

Тема работы над проектом «Способы получения спиртов». Результаты деятельности над проектом проходят в форме творческой защиты (в виде стихов, песен, частушек, мини-сценических постановок, и т.д.) с использованием компьютерной презентации

Объяснение и постановка демонстрационного эксперимента первой рабочей пары.

Запускается эксперимент по получению этанола ректификацией (перегонкой) продукта спиртового брожения (браги) и изопропилового спирта при восстановлении ацетона металлическим натрием в спиртовом растворе. Объясняется назначение всех элементов лабораторного оборудования.

Самостоятельная работа учащихся с карточками.

Учащиеся общеобразовательной и социально-экономической групп выполняют самостоятельную индивидуальную работу по карточкам, в которые внесены вопросы по теме урока. В выступлении рабочих групп содержатся ответы на вопросы в карточке.

Защита проекта второй рабочей пары Тема работы над проектом «Физические и химические свойства спиртов». Учащиеся знакомят учащихся с физическими свойствами высших и низших спиртов, объясняют особенности их агрегатного состояния, рассказывают о химических свойствах спиртов, заостряя особое внимание на тех реакциях, которые изучаются в рамках 1 часовой программы по химии.

Демонстрационный эксперимент второй рабочей пары

Опыт по получению сложного эфира уксусной кислоты и этанола в ходе реакции этерификации, так как видимых изменений вы ходе реакции не происходит, ее осуществление можно констатировать только органолептически (сравнивая запах исходных веществ и продукта).

Самостоятельная работа учащихся с карточками

Защита проекта третьей рабочей пары Тема работы над проектом «Биологическое значение и применение спиртов». Учащиеся рассказывают о классификации спиртов по различным признакам, о биологическом воздействии спиртов, особенно подчеркивая воздействие этанола и содержащих алкоголь смесей на организм человека. Знакомят класс с применением спиртов в промышленности в зависимости от их состава и свойств.

Демонстрационный эксперимент третьей рабочей пары

Демонстрация свойств этанола как хорошего растворителя показывает одну из областей применения спиртосодержащих смесей в промышленности и быту.

Самостоятельная работа учащихся с карточками

Объяснение и обсуждение результатов демонстрационного эксперимента первой рабочей пары

Демонстрация учащимися готовых образцов этанола и изопропилового спирта, полученных в течение урока.

Сопровождающее отношение учителя к процессу решения учащимися исследовательских задач: создание условий для качественной презентации проектов рабочих пар; оказание помощи в постановке эксперимента, проведение инструктажа по технике безопасности; консультирование учащихся, работающих по индивидуальным заданиям; комментирование презентаций Организация обсуждений, дискуссии по спорным вопросам, возникающим в процессе решения исследовательских задач; сопоставление или переопределение начальных позиций, мнений учеников

Личное решение исследовательской задачи каждым учащимся; демонстрация своих образовательных продуктов. Учащиеся класса воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют ее с субъектным опытом. Члены рабочих групп анализируют сущность проблемной ситуации, определяют причинно-следственные отношения, используют логические суждения для определения необходимых и достаточных условий решения исследовательской задачи.

Учащиеся-наблюдатели закрепляют изученный материал в ходе самостоятельной работы с карточками, содержащими вопросы по теме работы групп. Оценивают свои работы в ходе презентации работ учащихся - исследователей.

Подведение итогов занятия.

Осуществляется в ходе эвристической беседы, целью которой является побуждение учащихся к осознанию личной значимости своих действий и достижений на уроке, определение успешности урока. Задачей учителя является создание ситуации успеха, сопоставление целей урока с его результатами, оценка действенности средств, использованных учащимися для достижения проектных целей

Систематизация полученных типов образовательной продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Повторное обращение к жизненному опыту учащихся, его переосмысление. Внесение в образовательное пространство урока личных представлений самого учителя. Сопоставление образовательной продукции учащихся с имеющимися культурно-историческими аналогам

Учащиеся самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока; самоопределяются по отношению к образовательной продукции друг друга.

Оценка результатов проектной деятельности.

Учащиеся общеобразовательной и социально-экономической групп интерпретируют процесс решения исследовательских задач естественно-математической группой, выстраивают данные своих наблюдений в целостную картину, описывающую стратегию исследовательского поведения.

Учитель организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности, обозначает и оценивает достигнутые результаты, обеспечивает осознание методологии исследовательской деятельности отдельных учеников и всего класса в целом, формулирует итог решения образовательной ситуации

Учащиеся - наблюдатели

заполняют карты диагностики работы по проекту.

Учащиеся естественно-математической группы сопоставляют мнение учащихся других групп о результатах проектной деятельности с собственным мнением, делают выводы. Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке, формируется эмоционально-ценностное отношение к пережитому опыту. Даются ответы на вопросы: «Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения я в себе наблюдаю?»

Домашнее задание

§ 17, стр. 151-153. Задания 4, 5 стр. 154 письменно (для общеобразовательной и социально-экономической групп),

§ 17 повторить. Задания 9, 12, 14 письменно стр. 154-155. (для естественно-математической группы)

Рефлексивное домашнее задание: Напишите в форме плана рекомендацию «Как провести химическое исследование?»

Учитель сообщает домашнее задание и объясняет способ его выполнения.

Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы

13. Результаты урока.

Учащиеся общеобразовательной и социально-экономической групп расширили свои знания о спиртах, их строении и свойствах, включили их в систему с уже имеющимися знаниями о классах органических соединений, приобрели представление о стратегии исследовательского поведения, осознали ценность исследовательского способа познания мира. Учащиеся естественно-математической группы систематизировали знания о спиртах, повторили и закрепили их в ходе решения исследовательских задач и презентации проектов, прибрели опыт сопоставления разных точек зрения и позиций по отношению к общему для участников совместной деятельности образовательному объекту

Личностно-ориентированное обучение определяет учителю сопровождающую позицию на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей. Развитие образовательной ситуации на уроке означает возможность перехода ученика на более высокие смысловые уровни освоения учебного материала: от частно предметного к общепредметному и метапредметному. Постепенное включение инновационных элементов в традиционный урок приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, развивается позиционное видение изучаемых предметных областей.

Литература

1.​ Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.

1.​ Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. СПб., 1997.

1.​ Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.

1.​ Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005

1.​ Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.