Главная страница

Дидактические игры для детей младшей группы: «Кто что носит?»


Скачать 153.66 Kb.
Название Дидактические игры для детей младшей группы: «Кто что носит?»
Дата 10.02.2016
Размер 153.66 Kb.
Тип Документы

Дидактические игры для детей младшей группы:

1.«Кто что носит?» Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Материал. Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона. Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.

2.«Наши прически». Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение. Материал. Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало.Задание. Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких – девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.

3.«Сундучок русской хозяюшки». Цель. Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, мужчины, желание помогать. Задание. Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину женщины, мужчины.
Игры-состязания.Игры, способствующие овладению способом мужского и женского поведения. Подвижные игры.

1.Утка и утята». Цель. Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах. Материал. Покрывало.

Действующие лица. Мама-утка, маленькие утята (четверо-пятеро детей), коршун (воспитатель).
Схемы-действия - отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространством учреждения, - там, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу (см. рис. 1, 2).

Сюжетно-ролевые игры. Моделирование ситуаций.

Цель. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».

1.«Я и моя семья». Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.
Игры , развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек. Совместная трудовая деятельность.

Задание: дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, целькоторых - получить положительный результат:

1.«Стирка кукольной одежды»: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; 2.«Уборка в природном уголке»: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; девочки расставляют цветы по местам, мальчики меняют воду в аквариуме.
Символические игры

1.«Кто живет в твоем сердце?» Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия:



Карточки-символы к игре «Кто живет в твоем сердце?»


2.Метод диалога с самим собой, содержание которого – реальные проблемы: «Мне грустно, потому что...», «Мне радостно, и я...», «Если бы я был(а) мальчиком (девочкой), то...», «Мне бывает страшно, когда...», «Больше всего я люблю...», «Когда вырасту, я...», «Когда стану папой (мамой), я...» и т.д.
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста:

1.Игры способствующие формированию полоролевых знаний и представлений.

Специально организованные виды деятельности. Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед как с мальчиками, так и с девочками.

1.1.Темы бесед с мальчиками:«Мальчики-защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики — маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики – будущие папы».

Темы бесед с девочками:«Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки – будущие мамы».

Темы совместных бесед:«Мальчик и девочка – такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка – будущая семья».

1.2.Игры-состязания,стимулируют познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)?».

1.3.Символические игры (адаптированные игровые методы P.M.Чумичёвой)

1.«Предмет-мужчина, предмет-женщина». Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш), представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие – словесно или жестами.

2.«Мой любимый герой». Задание. Сказочного или литературного: раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал. Примечание. Правила предусматривают символические действия и творческое взаимодействие с игроками; желательно вхождение в образ посредством мимики и пантомимы.

3.«Сбор чемодана». Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.

1.4.Дидактические игры.

1.« Волшебный цветок». Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные.

1 вариант: «За что нам нравятся мальчики (девочки)?» Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.

2 вариант:« Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков

3 вариант: « Кто я в семье?» Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра и т.д.

2.«Мама». Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу. Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов». Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.

3.«Кем я хочу стать? Как буду работать?». Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий. Ход игры. 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?». 2. Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?». 3. Обсуждение темы: «Какие профессии называют мужскими, а какие женскими? Почему женщины овладевают мужской профессией, а мужчиныженской?». 4. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное - любить и хорошо знать свое дело.
1.5.Игры способствующие овладению способами полоролевого поведения.

Специально организованные проблемные ситуации.

Педагог описывает те ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду, например:

1.Сегодня, после завтрака все отправились на прогулку, Леночка осталась в группе, чтобы помочь Зое Алексеевне. Не напоминает ли ее поступок кого-то из сказочных персонажей? Кто так же, как Леночка, любил трудиться? С кем можно сравнить? С Крошечкой- Хаврошечкой или с Ленивицей?

2.Оля строила из кубиков домик. Пробежал Андрюша, нечаянно толкнул постройку. Строение рассыпалось. Никто не обратил внимания на девочку, на то, как она огорчилась. Только Саша подошел к Оле: собрав кубики, он стал успокаивать девочку. Невольно вспоминается одна из сказок братьев Гримм - «Гензель и Гретель». Кто расскажет, как Гензель заботился о своей сестренке? как успокаивал ее? как по-мужски находил выход из трудного положения? Кто представит, как в такой же ситуации повели бы себя Карабас- Барабас? Буратино? Айболит?

Прогнозирование ситуации. Его суть – представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? как должен повести себя мальчик (девочка), чтобы избежать неприятностей? Примеры ситуаций:

1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски?

2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу? А если откажется?

Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд действий, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

Модель поведения для мальчиков:

1.Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место? Продолжаешь сидеть и смотреть в окно? Взбираешься на колени мамы?

2.Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Что ты делаешь в такой ситуации? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?

Модель поведения для девочек:

1.Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше привести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?

2.Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?

Ребенок моделирует ситуацию не только словесно. С помощью графических средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми людьми, кто находится с ним в одной ситуации.
1.6.Сюжетно-ролевые игры.

«Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье празднуют именины».
1.7.Игры-драматизации.

1.«Спящая красавица». Цель. Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивать способность и желание говорить приятное своим товарищам. Задание. Мальчик (девочка) по желанию изображает спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить принца (или красавицу).

2.«Сказка наоборот». Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности. Задание. Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас- Барабас, Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка- Хаврошечка, Золушка, Мальвина) – мальчики.
«1.8.Подвижные игры.

«Найди свою пару». Задание. Держась за руки, составить пары. Ход игры. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу – находят свою пару. Приз получает та пара, которая первой возьмется за руки и объяснит, как их предметы могут дополнить друг друга.

1.9.Моделирование ситуаций.

1.«Прими решение». Цель. Формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе. Содержание. Воспитатель читает текст. Задача, поставленная перед детьми – самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила-была девочка, добрая, умная. Один недостаток был у нее – очень рассеянная. Однажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец нашла. Но тут куда-то запропастились носки... Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И носочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...». Ответы детей обсуждаются.
2.0.Имитационные игры.

1.«Любящие родители». Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.

2.«Бездомный котенок». Задание. Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.

3.«Разъяренная медведица». Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способвыхода из этого состояния.

4.«Охота Бабы Яги». Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.

2.1. Коммуникативные методы.

1. «Посмотри в глаза». Задание. Составить пары, посмотреть друг другу в глаза, представить, каким (какой) станет партнер (партнерша), когда вырастет, рассказать об этом.

2.«Секретные совещания». Задание. Собраться мальчикам на «совещание» и решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.

3.«Подарок». Ход игры. Дети, чередуясь (мальчик-девочка), образуют круг. По предложению водящего (воспитатель) преподносят соседу воображаемый подарок: руками изображают, что дарят, говоря при этом что-то приятное. Водящий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании игры спрашивает, что подарили. Предлагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Дети, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, получая или преподнося подарок.

4.«Скажи комплимент». Ход игры. Рассадив детей по кругу, педагог предлагает каждому, соблюдая очередность, сказать своему соседу что-то приятное. Тот, к кому обращаются, обязательно благодарит за доброе слово. Примечание. В следующий раз задание можно усложнить, предложив мальчикам обратиться к девочкам так, как это сделал бы рыцарь или мушкетер, увидев свою королеву, а девочкам – повести себя как Золушка на балу. По выполнении задания обсудить совместно, кто сказал самый необычный или неожиданный комплимент.

2.2.Игры способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности:

Состязательные игры

1.«Рыцарский турнир». Ход игры. Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту), силе (перетягивание каната, армрестлинг), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок), галантности (приглашение на танец), остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.

2.«Маленькая хозяйка». Ход игры. Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.
2.3.Коммуникативные методы

1.«Новое имя». По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группе, начиная с первой буквы имени, например: Наташа – нежная, надежная, неунывающая; Саша – смелый, сильный, стойкий. Охарактеризовать товарища можно и по ассоциации с каким-либо растением, животным или явлением, например: Таня – травинка (тоненькая, хрупкая, нежная); Вася – василек (глазки голубые, как у василька); Ксюша – кошечка (ходит тихо-тихо, совсем не слышно, как кошечка); Саша – солнышко (добрый, радостный, согревающий своей улыбкой).Когда станет ясно, что дети усвоили инструкцию, педагог, подзывая к себе каждого воспитанника, предлагает придумать свой вариант характеристики.

2.Инсценировки по сюжетам произведений. Задание. Раскрыть поступки героев, проявивших мужественность, женственность («Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка- Хаврошечка»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; К.И. Чуковский «Айболит»; Г.Х. Андерсен «Свинопас», «Все хорошо, что хорошо кончается»; братья Гримм «Гензель и Гретель»).
2.4.Игры обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания:

1.«Экскурсия в краеведческий музей». Цель. Знакомить с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью мужчины и женщины в семье и обществе, символами, знаками, предметами мужского и женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек; воспитывать интерес к истории родного края, к своей малой родине, чувство гордости за своих предков.
2.5.Диалогово-игровые методы:

1.«Беседа с героем сказки». Цель. Развивать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками; обучать умению действовать в соответствии с ролью. Материал. Карточки с изображением различных сказочных персонажей. Ход игры. Из набора карточек выбрать одну и принять на себя роль этого героя или героини (Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка- дурачок, Емеля, Крошечка- Хаврошечка, Марья- Искусница). Выбрав пару (мальчик-девочка), разыграть ситуацию, предложенную педагогом, например: сочинить беседу между двумя персонажами на определенную тему (о погоде, друзьях, желаниях, любимых занятиях и т.д.); придумать и провести диалог сказочных персонажей по поводу какой-либо совместной деятельности.

2.«Главные слова». Цель. Находить в сказке главные, значимые слова, раскрывающие полоролевые ценности. Материал. Иллюстрации к знакомым сказкам. Ход игры. По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев. Это могут волшебные слова, сказочные приговоры, слова, что несут смысловую нагрузку. Так, основные слова в сказке «Морозко», сказанные падчерицей: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!». Отсюда понятно: вовсе не случайно, что ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость вознаграждаются. Главные смысловые слова в былине «Вольга и Микула» произносит богатырь: «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянинович». Важно донести до детей мысль: трудолюбие, отвага, сила,смелость, любовь к Родине на земле Русской всегда являлись и являются ценностями мужественности.
2.6.Игры-состязания.

Задание. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.
2.7.Русские народные игры

1.«В хороводе были мы». Цель. Формировать умение овладевать нормами межполового общения.

Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка, выбранные по жребию. По окончании песни: В хороводе были мы. Ай-люли, были мы. Увидали парочку.

Постой, пара, поклонись, Ай-ли, поклонись. Хороводу покажись – выбирается новая пара.

2.«Утка». Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре – «утка» (девочка), за кругом – «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.