|
Диалоги о воспитании. Как воспитать здорового ребенка?
РОДИТЕЛЬСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Тема: «Диалоги о воспитании. Как воспитать здорового ребенка?»
Цели:
– помочь родителям осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка;
– развивать у родителей интерес к себе как к педагогам-воспитателям;
– помочь осознать, что такое здоровье. Найти причины нездоровья детей;
– наметить пути сохранения и укрепления здоровья в школе и дома (здоровья и взрослых, и детей).
Подготовить: запись песни «Родительский дом», аудио-проигрыватель, карточки с изображением девочки и мальчика, чистые листки (30x6), фломастеры.
На доске: записан эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой).
Вступительное слово
– Благодарю вас за то, что пришли...
На лектории «Диалоги о воспитании» мы будем пополнять свои знания по вопросам воспитания и развития детей, знакомиться с педагогической литературой, с взглядами известных людей на воспитание. Мы будем с вами делиться опытом, обсуждать интересующие вас вопросы. И, конечно же, мы будем учиться разумно выстраивать отношения с ребенком, учиться правильному общению в семье между взрослыми, чтобы создать благоприятную среду для жизни ребенка, для формирования его правильного поведения.
– Давайте попробуем ответить сами себе на следующие вопросы: А талантливые ли Вы родители? Ставите ли Вы семейное воспитание на первое место.
- Важно, чтобы в первую очередь человек был счастлив дома. Прочитайте слова Л.Н. Толстого, записанные на доске. Я с ним совершенно согласна. А вы?
Ассоциации
а) Напишите или нарисуйте, что вы представляете, когда я произношу слово «дом».
б) А теперь представьте, что вы – это ваш ребенок. Подумайте, а что бы он мог нарисовать или написать в данном случае? Итак, дети, напишите, что вы представляете, когда я произношу слово «дом».
– А теперь я обращаюсь ко взрослым: кто желает поделиться своими ощущениями, что же для вас такое ваш дом?
– А вы, дети, что себе представили?
– Уважаемые родители, вот сейчас, когда вы писали, что вы чувствовали? (Родители делятся своими впечатлениями)
Можно по ходу беседы спросить:
– Когда вы писали в роли детей, вам нравился ваш дом? Хотели бы вы остаться в нем или вам захотелось уйти? Тепло ли вам было? Радостно ли?
– Когда вы были уже в своей роли, не хотелось ли что-нибудь изменить? Или добавить?
Вывод. Давайте постараемся, чтобы для вас самих и ваших детей ваш дом был самым родным, уютным, желанным местом.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в доме»
– Ребенок рождается в семье. Быт, стиль отношений между взрослыми уже сложились. Каждый знает свои обязанности, каждый играет в семье свою роль. Ваш ребенок уже прожил здесь более 11 лет. Подумайте и напишите, кем вы являетесь в своей семье, в жизни?
– Кто желает прочитать о себе? А рассказать?
– Выберите, пожалуйста, из того, что прозвучало, три самые важные роли, которые должны играть родители.
Важные с точки зрения семейного воспитания:
– мать и отец;
– жена и муж;
– труженица, труженик (или просто работник).
Работа по группам
Желательно посадить родителей за отдельные столы:
а) Самоконструкция
Задание выполняется индивидуально. Распределите эти три роли в порядке их значимости с точки зрения
воспитания. Вы, конечно, понимаете, что это чисто условное деление.
б) Социоконструкция
Задание выполняется в группах. Тоже. Поделитесь своими мыслями и выработайте общую точку зрения, если
это возможно.
в) Социализация
Выступления от каждой группы. Озвучьте свои решения, выскажите свои мнения, если они не совпадают с общей точкой зрения в вашей группе.
г) Афиширование
На доске представители от групп вывешивают карточки, на которых они работали. Например:
Жена – Мать – Труженица
д) Разрыв
Внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своих знаний представленному
или отстаивание своего мнения с опорой на опыт или научный источник. Такая же работа ведется по обсуждению роли мужчины в семейном воспитании. На доске вывешиваются карточки.
Итак:
1) Мы с вами проанализировали, прочувствовали свою роль в воспитании
2) Мы пришли к выводу, что воспитание ребенка начинается в семье и зависит от уклада жизни в семье, атмосферы, отношений, звучащей речи, культуры, образа жизни всех и каждого члена семьи.
Самостоятельная работа
– А теперь подумайте и напишите, каким вы хотите видеть своего ребенка (5–6 качеств).
Работа идет по такому же плану (сначала индивидуально, потом в группах). На доске появляются карточки,
например:
Здоровый Здоровый
Умный Счастливый
Удачливый Добрый
Добрый Общительный
Счастливый Умный
Итак, здоровье мы, конечно же, поставим на первое место. Без здоровья человеку трудно достичь каких-то
вершин.
Статистика
– Я познакомлю вас с некоторыми цифрами из статистических данных.
Среди 197 стран мира Россия находится на 68-м месте по уровню здоровья.
По продолжительности жизни мужчины России на 135-м месте, а женщины – на 100-м месте.
86% родов проходит с патологией.
У 45% девочек 13–14 лет отмечаются пониженные физические кондиции (деакселерация).
В России 5–6% здоровых детей (по данным проф. Кучмы, директора НИИ гигиены).
Вторая часть нашей встречи посвящается этой важной теме.
Здоровье. Что это такое? Почему мы бываем нездоровы? Как сохранить и укрепить здоровье наше и наших детей?
Беседа-диалог
– Какого человека мы называем здоровым?
– Кто считает себя достаточно здоровым человеком?
– Может ли здоровый человек приболеть, простудиться? (Чем это состояние отличается от состояния болезненного человека?)
– Может ли здоровый человек рассердиться, расстроиться или заплакать? (Но чем он при этом отличается от болезненного человека?)
Вывод. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия, при котором человек, например, умеет быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций и др.
Что понимают под здоровьем?
В ходе рассказа на доске появляется запись: Краткое содержание рассказа учителя:
Физическое здоровье связано с телом, с физическим развитием, координацией движений, двигательной
активностью ребенка, а также с физиологическими процессами, такими как дыхание («Дыши носиком», – говорим мы ребенку), питание («Не кушай на ночь»), сон («Спи на правом боку») и т.д.
Психическое здоровье связано с состоянием нервной системы, с развитием психологических процессов, таких как память, внимание, воображение, речь, мышление и т.д.
Социальное здоровье связано с образом жизни. Это отношения с окружающими людьми, отношения в семье.
Отдельно я бы еще выделила духовно-нравственное благополучие, которое заключается в умении управлять своими мыслями и поступками («Не делай зла»).
Причины нездоровья
Работа в группах. Подумайте, запишите причины нездоровья людей. Социологизация и афиширование
работ, обсуждение. Условно распределяем причины нездоровья по группам. Например:
Физическое нездоровье:
– родовая травма;
– наследственность;
– невыполнение гигиенических правил;
– некачественное, неполноценное питание;
– низкий доход семьи;
– несоблюдение режима прививок и т.д.
Психическое нездоровье:
– отрицательная роль СМИ (войны, негатив новостей, убийства и т.д.);
– бытовые факторы (синтетика, аэрозоли, краски и т.д.);
– падение уровня жизни, вследствие чего возрастает нервное напряжение, раздражительность.
Социальное нездоровье:
– разрушение семейных устоев и ослабление семьи;
– падение нравственности.
Добавляю:
– Одной из важных причин нездоровья являются природные и техногенные факторы (Чернобыль)
Эти факторы создают экстремальные, дискомфортные условия проживания. В таких обстоятельствах наша
задача – создать оптимальные условия для формирования и сохранения здоровья детей и взрослых.
Статистика. В ходе последних научных исследований выявлены четыре основных фактора, от которых зависит здоровье человека. Это:
Медицина
Экология
Наследственность
Образ жизни
Задание: распределите, сколько, по вашему мнению, процентов составляет доля каждого из этих факторов.
Родители высказывают свои мнения, предположения, объясняют свою точку зрения. Затем я представляю
данные статистики:
Медицина – 10%.
Экология – 20%.
Наследственность – 20%.
Образ жизни – 50%.
Что делать? Как решить эту проблему, если так много зависит от нас самих?
А. Родители предлагают, я обобщаю:
– увеличить двигательную активность (бег, ходьба, прогулки, аэробика, лыжные выходы в лес и т.д.)
– установить режим для ребенка (в данном направлении я прошла обучение по модульному курсу педуниверситета «Первое сентября» по теме «Как научить школьников организовать своё время», теперь буду применять полученные методики при работе с детьми)
– полноценное питание
– баня, сауна, бассейн
– массажи
– фитотерапия
– проветривание, влажная уборка помещений
– создание условий для ребенка (своя комната или уголок)
– ограничение просмотра телепередач, игр на компьютере и т.д.
– семейный уют, дружеские отношения в семье
– эстетические экскурсии в лес, в музеи, на концерты, в театр и т.д.
– привитие гигиенических навыков
– выезд с детьми на юг или в среднюю полосу и т.д.
Б. Что делает в этом направлении школа?
Рассказывает учитель:
– Валеологизация процесса обучения в школе. В неделю - 3 урока физкультуры. Вначале первого урока - утренняя зарядка. В течение урока – физминутка. Каждую первую субботу апреля - День здоровья. Для желающих – «Спортивная секция».
Валеопауза. Проведение с родителями массажа для ушей, гимнастики для глаз на тренажере Базарного.
Учитель рекомендует пройти с детьми консультации у врачей – окулиста, отоларинголога, хирурга.
В. Что делает в этом направлении детский сад?
Рассказывает воспитатель.
Рефлексия. Обмен мнениями об увиденном, услышанном, прочувствованном.
– Доктор психологических, медицинских, философских наук Петренко утверждает, что невозможно научить
человека любить Землю, не научив его любить и беречь себя. Согласны ли вы с этим утверждением?
Завершение беседы. На следующем занятии нашей родительской мастерской мы продолжим диалог о семейном воспитании. Тема «Разрешение конфликтных ситуаций – залог психоэмоционального здоровья детей» (я прошла обучение по модульному курсу педуниверситета «Первое сентября» по теме «Разрешение конфликтных ситуаций»). Мы будем учиться разумно выражать свои эмоции, делать замечания, правильно хвалить ребенка. Я думаю, побеседовать на эту тему нам будет интересно и полезно.
Выставка литературы
– Сегодня в нашей родительской мастерской работает выставка литературы, посвященная проблемам сохранения здоровья детей и их воспитания в семье. Ознакомьтесь, пожалуйста, с этими книгами.
|
|
|