|
«Дети имеют право на особую заботу и помощь»
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь»
Цель урока:. Формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
-
познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации, заложить основы представлений о правах и обязанностях детей;
формировать чувства человеческого достоинства;
познакомить детей с СПС «Консультант Плюс:Средняя школа».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, Справочно-правовая система «Консультант Плюс:Средняя школа», раздаточный материал, листовка «Мои права» (для классного уголка).
Ход урока:
1.Подготовительная работа.
- Добрый день! Поприветствуем друг друга улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Думаю, что наше занятие пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.
2. Актуализация темы СЛАЙД 2
-Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что - то нас объединяет.
- Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).
- Послушайте отрывок из рассказа А.Усачёва «Приключения маленького человечка» и подумайте, что ещё может нас объединять? СЛАЙД 3
В одном большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький.
Днём Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своём саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубочку и радовался тому, что всё вокруг такое большое: и люди были такие большие, и дома были такие большие, и деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие!
Огорчало Маленького Человека только то, ЧТО большим людям всё это казалось маленьким: и люди им казались маленькими, и дома им казались маленькими, и деревья им казались маленькими, и даже собаки им казались маленькими…
А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.
— Что вы делаете? — кричал им Маленький Человек. — Пожалуйста, будьте внимательны…
Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.
Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Собаку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.
«Странно, — думал Маленький Человек. — Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ, но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ…»
Однажды Маленький Человек нашёл в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека».
В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека.
-Что же ещё нас объединяет? (права)
3. Изучение нового материала. Тема урока «Дети имеют право на особую заботу и помощь».
- А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
СЛАЙД 4
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
- А есть ли права у вас, у детей? (ответы)
- Какой будет тема нашего урока мы узнаем, когда вы выполните задание игры «Зашифровщик» (работа в парах. Ученики получили алфавит и зашифрованное задание: 5,6,20,10 10,14,6,32,20 17,18,1,3,16 15,1 16,19,16,2,21,32 9,1,2,16,20,21
д е т и и м е ю т п р а в о н а о с о б у ю з а б о т у
10 17,16,14,16,27,30
и п о м о щ ь ) СЛАЙД 5
Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь» СЛАЙД 6
- Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы СЛАЙД 7
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, вот эту книжку и нашёл Маленький Человечек в своей библиотеке. А что такое Декларация?
Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.
(Принята Всеобщая декларация прав человека - Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года); Состоит этот документ из преамбулы – вступление, 30 статей; действующий документ)
СЛАЙД 8 Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
СЛАЙД 9 Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. На сегодняшнем уроке с помощью Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа» мы получим ответы на некоторые вопросы. (Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа») В строке «Быстрый поиск» наберите название документа Конвенция о правах ребенка. Второй документ в списке уже соответствует нашему поиску. Давайте откроем этот документ.
-Какую информацию о документе можно получить? (дату принятия, структура, есть ли дополнения)
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.
В Конвенции права ребёнка подразделены на группы: СЛАЙД 10-11
1 группа прав - основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;
2 группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);
3 группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
4 группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);
5 группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);
6 группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.
СЛАЙД 12 - Я предлагаю разбиться на пары. Используя СПС «Консультант Плюс» определите к какой группе относятся статьи. (каждая пара получает номера статей: 1пара -1,2,3,6,7,8; 2пара -9,18,20; 3пара -12,13,14,15,16,27; 4 пара – 24,25,26; 5 пара - 28,29,31; 6 пара – 19,32,33,34,35,36,37).
СЛАЙД 13-16 Фрагменты из Конвенции о правах ребенка.
(Работа по группам с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа» Мы с вами работаем с документом Конвенция о правах ребенка. Справа найдите оглавление и щелкните по нему. Затем найти, вводим номер статьи, открываем её двумя щелчками мыши.)
- Давайте проверим. СЛАЙД 17-18 У кого статьи документа относятся к:
1 группа прав - основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.; (1,2,3,6,7,8)
2 группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.); (9,18,20)
3 группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии); (12,13,14,15,16,27)
4 группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.); (24,25,26)
5 группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.); (28,29,31)
6 группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.(19,32,33,34,35,36,37
- Ребята, а какие права по вашему важные, главные, значимые? (Они все главные!)
4. Подведение итогов урока.
- Зачем нам нужны права? (Если все будут уважать права других, все будут жить в мире, для создания благополучные условия для развития детей, соблюдений моральных и нравственных норм поведения)
Я имею право: СЛАЙД 19
на жизнь,
на свободу слова, мысли и религии,
на медицинскую помощь,
на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,
жить со своими родителями и воспитываться в семье,
на воспитание,
на уважение человеческого достоинства,
на защиту от жесткого обращения,
на Ф.И.О. при рождении,
на защиту от вовлечения в преступную деятельность,
на образование ,
на защиту от насилия в семье,
-
иметь гражданство своей страны,
на защиту от продажи в рабство,
на помощь со стороны государства по защите моих прав.
- Ребята, на мой взгляд, вы достаточно серьезно ознакомились с правами ребенка. В качестве проверки уровня этих знаний, предлагаю провести викторину. Работаем в группах.
ВИКТОРИНА (раздаточный материал на группу) СЛАЙД 20
(Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа» ) Мы с вами работаем с документом Конвенция о правах ребенка. Справа найдите оглавление и щелкните по нему. Затем найти, вводим номер статьи, открываем её двумя щелчками мыши.
Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, ……(таланта) и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
Ст. 31 конвенции признаёт право ребёнка на отдых и …(досуг).
Кто, согласно ст.18 конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? (Родители).
Право ребёнка на что закреплено в ст. 28 Конвенции? (Образование.)
Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст. 6 Конвенции? (Жизнь.)
Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка? (Опекуны.)
Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (обязательным).
Согласно ст.19 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и (какого?) насилия? (Психологического.)
Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка? (ООН.)
- Проверка СЛАЙД 21
5. Рефлексия.
- Откуда мы получали информацию для урока?
(из Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа»)
- Понравилась ли вам работа с данной системой?
-Чтобы вы помнили о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мы имеем право». СЛАЙД 22
6. Итог урока. Закончить наш урок я предлагаю стихотворением. (ученики зачитывают по строчке) СЛАЙД 23
СЛАЙД 24 Я :Счастья и солнца вам дети! СЛАЙД 25
|
|
|