Главная страница

«Декоративно прикладное творчество»


Скачать 113.02 Kb.
Название «Декоративно прикладное творчество»
г.о. Самара
Дата 29.02.2016
Размер 113.02 Kb.
Тип Урок

С целью экологического воспитания реализуется проект « Вторая жизнь упаковки». В рамках этого проекта был разработан интегрированный урок технологии и изобразительного искусства:

Тема: «Декоративно - прикладное творчество».

Автор: Гричуха Светлана Викторовна

МБОУ СОШ № 53 г.о. Самара

учитель технологии

предмет: технология

возраст: 5 класс

Раздел «Художественные ремесла», тема «Декоративно-прикладное творчество. Декупаж.»

Урок № 19-20 (2 часа)

Цель урока: Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и художественные ремесла на примере техники Декупаж.

Задачи урока:

  • Развивающие задачи:

-развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, способность к последовательному планированию своей деятельности и рациональному использованию времени.

-познакомить учащихся с видом прикладного творчества – «Декупаж», с историей его возникновения и развития.

  • Обучающие задачи:

-расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, закрепить полученные знания, формировать экологическое сознание и экологическую культуру через создание творческой работы.

- объяснить методику работы декупажем, обучить простейшим практическим приемам работы в данной технике.

  • Воспитывающие задачи: воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, аккуратность, трудолюбие, бережливость.

  • Практические задачи: изготовить оригинальный авторский сувенир, используя в качестве основы отслуживший свой век предмет, давая тем самым ему «вторую жизнь».

Тип урока - комбинированный (усвоение новых знаний, обобщение и систематизация, контроль знаний).

Формы работы учащихся: практическая работа по изготовлению сувенира.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, экология.

Методы обучения: постановка проблемного вопроса, рассказ учителя (сопровождение презентацией),практическая работа, обобщение и закрепление полученных знаний.

Техническое оборудование урока:

- проектор;

- экран;

- инструменты и материалы для выполнения практической работы;

- презентация в программе «Power Point», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Декоративно прикладное творчество. Декупаж.»

«Планета задыхается от мусора» http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=jXvq3JN6L389

Что ученик научится делать в результате:

-Достижение предметных результатов:

  • Освоение новых технологий производства

  • Освоение техник, применяемых в комплексе (техника работы декупаж, техника рисования акриловыми красками, декорирование)

-Достижение метапредметных результатов:

  • Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

  • Коммуникативные УУД:
    речевая деятельность; навыки сотрудничества

  • Регулятивные УУД:
    управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

-Достижение личностных результатов:

  • Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка;

  • Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;

  • Ценностная и морально-этическая ориентация;

  • Бережное отношение к окружающей среде, сокращая количество твердых бытовых отходов.



Структура и ход урока Таблица 1




Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время (мин)

1

Мотивация к учебной деятельности.

Оргмомент.

Побуждение интереса к получению новой информации.

Знакомит с организацией учебного процесса.

Приветствуют учителя. Участвуют в обсуждении правил техники безопасности при выполнении практической работы, изучения темы, задают вопросы.

Регулятивные: умение организовать свою деятельность, умение оценивать уровень сложности работы, умение проектировать свою деятельность и разбивать её на этапы, умение контролировать свою деятельность.

10

2

Актуализация знаний.

Актуализировать учебное содержание необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Организует работу по актуализации знаний.

Выполняют ключевые задачи, задают вопросы.

Регулятивные:

Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; планирование последовательности операций. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм и ограничений; соблюдение безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


15

3

Усвоение новых знаний и выполнение практической работы




Организует работу по осознанию нового материала. Демонстрация этапов работы.

Объясняют новые понятия, применяют полученные знания на практике.


Познавательные:

Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии.

45

4

Проверка и обобщение изученного




Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

Демонстрация выполненных работ. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.


10

5

Итог урока

Оценить результаты деятельности

Оценивает и анализирует результаты практической работы.

Адекватно оценивают свою работу и работу одноклассниц.

Личностные:

Развитие творческого начала, освоение новых технических приёмов в творческой деятельности.

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

10


1.Оргмомент.

Приветствие учащихся. Инструктаж по технике безопасности при выполнение практической работы.

Постановка проблемы и цели урока (указываются количество часов, виды работ, виды контроля, планируемый результат).

Наши ценности и отношение к окружающему миру закладывается в детстве. Какой будет Земля в ближайшее десятилетие, зависит и от нас с вами. Поэтому крайне важно бережно относится к природе и нести ответственность за свои поступки.

По мировой статистике использованные упаковки составляют до половины всех отходов, образующихся в домах. В крупных городах на долю каждого человека в среднем в год приходится 300 кг твердых бытовых отходов.

Видео фильм (http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=jXvq3JN6L389)

Давайте подумаем: Что мы можем сделать для решения проблемы утилизации отходов?

Как избежать большого количества отходов в быту и как их вторично использовать?

Один из способов уменьшить количество отходов в быту – дать этому вторичному сырью вторую жизнь.

Пластиковые бутылки, использованные компьютерные диски, электрические лампочки и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.

Оказывается, если приложить умелые руки и хорошенько поразмыслить, то можно все, что готово на выброс превратить в интересные композиции, полезные предметы. А самое главное, хоть чуть-чуть очистить нашу планету, ведь мы пока в большей степени являемся потребителями природы, а перерабатывать использованное пока не научились.

В зависимости от вторичного сырья используют различные виды и техники декоративно - прикладного творчества, с помощью которых бытовой мусор превращается в интересные и нужные вещи.

Сегодня мы познакомимся с одним из видов декоративно - прикладного творчества – декупаж, с помощью которого и дадим новую жизнь старому компьютерному диску.

Что же такое декупаж?

Декупаж - это вид декоративно - прикладного искусства, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок, с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий.

Декупаж – это аппликация, но аппликация особенная – покрытая лаком, она выглядит, как роспись. Все гораздо проще, чем кажется! Наверное, это самый легкий способ добиться потрясающего результата, создавая уникальные, эффектные предметы своими руками.

( Слайд №4)

Декупаж – это древний вид искусства. Это достаточно необычное занятие, о котором знают на сегодняшний день далеко не все. Правда, это делает декупаж ещё более привлекательным, согласитесь, делать то, что не умеют многие – это приятно, в первую очередь, для себя, а во-вторых, можно потом приятно удивлять именно тех, кто не слышал об этой технике.

( Слайд №5)


Французский термин «decoupage» происходит от слова «decouper» — «вырезать» и обозначает способ украшения самых разных предметов картинками на бумажной, матерчатой или металлической основе.

Ее истоки восходят к раннему Средневековью, но наибольшей популярности она достигла в XVII веке в Венеции, где в ту эпоху были в особой моде предметы мебели, украшенные инкрустациями в китайском или японском стиле. Это было дорогое и не всем доступное увлечение. Поэтому возникла идея имитации пользующихся ажиотажным спросом инкрустаций. Эта оригинальная техника со временем получила широкое распространение. Из Англии декупаж распространился во Францию, где стал любимым занятием королевы Марии Антуанетты, там же получил свое название.

Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании различных предметов.

В России всплеск интереса к декупажу возник в начале XXI века, однако эта техника в нашей стране пока не так популярна как в других странах.

В этой технике можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски (деревянные или пластмассовые).

( Слайд №8)

И так приступаем к выполнению практической работы. Нам понадобятся инструменты и материалы :

  • Ком. диски – отслужившие свой век

  • Клей ПВА

  • Грунт акриловый

  • Структурная паста

  • Шкурка

  • Ножницы

  • Салфетки

  • Кисти

  • Акриловые краски

  • Декупажный лак.

(Слайд№9) ( Слайд№10)

Приступаем к выполнению работы:

Склеиваем два диска. Кладем каждый склеенный диск в файл или пакет (это чтобы вытекший случайно клей ничего лишнего не приклеил) и кладём под пресс.

( Слайд №11)

Так как компакт-диски очень гладкие и блестящие, декорировать их в технике декупаж совсем непросто. Вначале нужно убрать лишнюю гладкость. Хорошенько шкурим диски,  для лучшего сцепления краски с поверхность диска.

( Слайд №12)
Вырезаем из картона кружочки, чтобы замаскировать отверстие в диске. Приклеиваем кружок с помощью клея ПВА. 

У склеенных дисков промазываем серединку (отверстие) и торцы структурной пастой. Если остались щелки и есть бороздка вокруг отверстия, можно их тоже замазать. Ждем полного высыхания пасты. Засохшую пасту нужно гладко зашкурить, чтобы не оставалось заметного отверстия.

( Слайд №13)

Наносим акриловый грунт в два слоя с промежуточной просушкой каждого слоя.  Это нужно для того, чтобы в последствии  приклеенный мотив выглядел более ярко и чётко. Чтобы грунт ложился равномерно тонким слоем, его лучше наносить  не кистью, а губкой.

( Слайд №14)

Когда акрил на диске высохнет – обязательно зашлифуйте его до абсолютно гладкого состояния. Подбираем салфетки. Вырезаем по размеру диска. Теперь от вырезанного узора нам надо отделить 2 нижних белых слоя салфетки, оставляя только третий с рисунком. Отделив верхний слой, прикладываем его к диску.

( Слайд №15)

Приклеиваем салфетку к заготовке с помощью клея ПВА (клея для декупажа). Придерживая левой рукой, наносить плоской кисточкой клей от центра к краям осторожно, избегая образования складочек. Когда салфетка высохла, по торцу диска проходимся мелкой наждачной бумагой, тем самым отрезая лишнюю салфетку.

(Слайд№16)

Нанести объемную пасту на края дисков.( Слайд №17)

Придадим изделию немного шарма и изысканности.

Прорисовываем с помощью тонкой кисти и акриловых красок элементы картинки, орнаменты, узоры, чтобы работа получилась более яркой, выразительной. Для этого подбираем по цветовой гамме краски и прорисовываем аккуратно, причем слой должен ложиться за слоем (начинайте всегда с мелких деталей). ( Слайд №18)

Подбираем нужные цвета акриловых красок для обратной стороны диска. Украшаем работу контурными рисунками, в виде ветки елки или морозного узора на стекле.

( Слайд №19)

Когда работа украшена, высушена, ее надо покрыть лаком, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.

( Слайд №20)

Итог урока.

- Какую проблему мы решали?

- Как избежать большого количества отходов в быту и как научиться их вторично использовать?

- Какой вид декоративно-прикладного творчества мы сегодня изучили?

- Что такое декупаж?

- Какие трудности испытывали вы при выполнении работы?

Результаты урока оцениваются в виде мини творческой выставки детских работ (оценки - отлично и хорошо).

Используемые ресурсы:

  1. Технология. Технологии ведения дома.5 класс Учебник ./ Н.В. Синица., В.Д. Симоненко- М.: Вентана-граф,2012

  2. Видео фильм «Планета задыхается от мусора» http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=jXvq3JN6L389

  3. Воронова О.В., Декупаж. Новые идеи, оригинальные техники,

Эксмо, 2010г.

  1. Метод проектов в технологическом образовании школьников 5-9 классы. Пособие для учителя/ И.А. Сасова.- М.: Вентана-граф,2012

5. Технология. Технологии ведения дома.5 класс Пособие для учителя/ Н.В. Синица.- М.: Вентана-граф,2012