|
Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с овз в условиях общеобразовательной школы
Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
«Мы подмечаем крупицы дефектов
и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей,
которыми обладают дети страдающие ненормальностями
Л.С. Выготский
В наше время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе широко распространено. Поэтому актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ОВЗ. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей с ОВЗ. В связи с этим учителю необходимо пересмотреть свой стиль работы.
Развитие интегрированного образования – важное направление
совершенствования системы образования детей с ОВЗ. Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе обеспечивает их постоянное общение с нормально развивающимися детьми таким образом способствует эффективному решению
проблем их успешной социальной адаптации и обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Раньше утверждали, что умственная неполноценность обязательно сочетается нравственными аномалиями. Отсюда следовало, что любой умственно-отсталый ребёнок является потенциальным преступником. Л.С. Выготский критиковал эти теории. Исследования обнаружили, что при правильной организации учебно-
воспитательного процесса наблюдается успешное или удовлетворительное
включение выпускников в трудовую жизнь общества, соблюдение ими культурно-этических норм, возможность формирования системы правильного отношения к окружающему. Доступного им уровня достаточно для адаптации в обществе.
У нас в школе обучение таких ведётся с 1992 года. В настоящее время в
МОУ ЦО «Каразей» функционируют 2 класса интегрированного обучения и 2 специальных (коррекционных) класса школы VIII вида, причём 1 из них малокомплектный. За 18 лет был накоплен определённый опыт paботы. Обучение и
коррекция развития детей с ОВЗ, в том числе обучающихся в обычном классе
общеобразовательной школы, осуществляются по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Авторы: 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой, 5-9 классы И.М. Бгажнокова
Цель специального образования:
получение образования в соответствии со
способностями и возможностями детей в адекватной их здоровью среде обучения; адаптация и интеграция учащихся в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой деятельности и семейной жизни. Содержание образования:
изучаются общеобразовательные предметы: русский язык, математика, природоведение, естествознание, география, история, обществоведение, изобразительное искусство, физкультура, пение и музыка;
Предметы трудовой подготовки: трудовое, профессионально- трудовое;
Предметы коррекционной подготовки:
1. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (коррекция речевого развития и восполнение пробелов в развитии детей) с I по IV классы;
2. Социально-бытовая ориентировка с V по IX классы (практическая подготовка к самостоятельной жизни);
3. Ритмика (коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки)
Основное внимание уделяется трудовой и коррекционной подготовке. Обучение общеобразовательным предметам также определяется задачей
адаптации ребёнка к реальным условиям.
Особенности детей с ОВЗ определяются своеобразием их психологического развития.
Трудности связаны:
с недостаточностью познавательного развития,
с недоразвитием эмоционально-волевой сферы
часто неблагоприятными семейными условиями.
Поскольку особенности дефекта при умственной отсталости затрудняют присвоение ребёнком социального опыта, условием достижения цели является коррекционная направленность.
Важнейшее условие в обучении и воспитании и одно из основных средств коррекционной учебно-воспитательной работы является организация охранительного педагогического режима. Это особый спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, предупреждающий переутомление ребенка и создающий условия для постепенного роста нагрузок.
Значение охранительного режима:
• Приучает ребенка к определенному жизненному ритму;
• Способствует созданию ровного, бодрого настроения;
• Способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом;
• Создает условия для проявления активности, интереса к учению, повышению работоспособности.
Необходимо использование - специальных технологий, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения.
Особенности использования методов и приемов обучения в СКШ VIII вида:
• Методы и приемы должны иметь коррекцнонную направленность;
• Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе. Обязательно сочетание слова, образа и практического действия:
• Иное соотношение (на начальном этапе больше наглядных и практических методов);
• Некоторые методы используются чаще или реже. Например, беседа и наблюдение используются чаще, а рассказ - реже.
Методы формирования опыта общественных отношений, умений и привычек
социально-нормативного поведения:
практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях,
приучение (благодарить, здороваться, обращаться к взрослым и т.п.),
упражнение (многократное, специально организованное повторение положительных),
поручение (выполнение доступных обязанностей),
ролевые игры, моделирующие нравственные проблемы.
г
Методы стимуляции
соревнование,
поощрение (похвала, благодарность, различные виды наград, подарок, выставки лучших работ)
наказание (чаще в форме словесного осуждения: замечание, порицание, внушение, выговор)
Используются технологии:
общения, игровая, совместной и самостоятельной деятельности, применение знаний на практике, коррекционного обучения, ...
Социальное поведение выпускника СКШ VIII вида определяется качеством воспитательной работы. Основные факторы успеха воспитательной работы:
Обеспечение постоянной занятости детей полезными и интересными делами;
формирование с первого класса полезных привычек;
обеспечение успеха учащихся в деятельности;
понимание воспитанниками общественной полезности их деятельности;
бОДрЫЙ, ДеЛОВОЙ, ОПТИМИСТИЧНЫЙ тон жизни школы.
Движущей силой воспитания является видение положительных черт воспитанников и опора на них:
- стимулирование и поддержка положительных поступков, чтобы они «вытеснили недостатки»
- формирование у детей умения видеть свои успехи и положительные поступки.
Все это формирует социальную компетенцию детей с ОВЗ
1) В нашей школе общий для всех режим: обучения, питания.
2) Совместная трудовая деятельность: летняя практика, работа от центра занятости, субботники.
3) Для психологического оздоровления, развития коммуникативных, творческих способностей, социальной адаптации детей с ОВЗ и их интеграции используются возможности дополнительного образования для всех: кружки, секции, студии, которые помогают восстановлению нарушенных функций организма.
4) Дети имеют возможность проявить себя, участвуя во внутри школьных спортивно-оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах и турнирах. В том числе во время летней трудовой практики, отдыха в ЛДП, турслёта. Участие
детей с ОВЗ в школьных и сельских концертах, праздниках, играх вместе со здоровыми детьми помогает самоутвердиться, поверить в свои возможности. Для
детей и их родителей проводятся дни открытых дверей, праздники. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.
5) У всех выпускников есть возможность получить специальность. Но так как дети с ОВЗ чаще из неблагополучных семей, мало у кого из родителей возникает желание помочь своему ребёнку в приобретении специальности. Есть примеры получения специальности в Харикском ПУ на базе МОУ ЦО «Каразей» (профессии тракториста, хозяйки усадьбы); в Тулунском ГПУ 2 выпускника получили специальность мастеров деревообработки, паркетных и столярных работ; 1 выпускник в г. Братск стал сварщиком.
Уже, получив документ об образовании , наших выпускников можно встретить
на спортивно-оздоровительных: школьных, колхозных, районных и даже областных соревнованиях. Те, кто остался трудиться в родном селе, не равнодушны к жизни. Они посещают все мероприятия теперь уже вместе со своими детьми. И ни один выпускник СКШ VIIIвида не стоит на учёте в милиции. И даже, вопреки полученному диагнозу, парней призывают в ряды вооружённых сил Российской Федерации. Приятно сознавать, что частичка души, вложенная в сердца детей с ОВЗ, даёт свои плоды.
|
|
|