|
Программа «Школа маленьких железнодорожников»
Сташкова Татьяна Николаевна
старший воспитатель, педагог-психолог
НДОУ «Детский сад № 47 ОАО «Российские железные дороги»
город Александров,
Владимирская область, Россия
Психолого-педагогическая программа «Школа маленьких железнодорожников»
( ранняя профориентация, ознакомление дошкольников с железной дорогой и профессиями магистрали)
Пояснительная записка
Актуальность. На 29 съезде профсоюзов президент нашей компании Якунин Владимир Иванович отметил, что «Ближайшее десятилетие – это десятилетие борьбы за кадры», а в целевой программе «Молодежь Компании на 2006-2010 г.г.» выделена подпрограмма для детей 4-7 лет. Реализация ее – наша основная задача.
Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
В дошкольном учреждении определено самое важное направление деятельности детского сада – работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.
Социальная, научная и практическая значимость
поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги;
представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей;
представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками.
Основные пути реализации данной программы:
Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
Выявление интересов и наклонностей детей;
Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
Расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;
Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
Издательская деятельность;
Организация переписки с детьми детских садов железнодорожной магистрали;
Распространение передового опыта среди детских садов ОАО «РЖД».
При разработке содержания, форм и методов программы по ранней профориентации на железнодорожные профессии я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.
В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой, Т.Гербовой, В. Комаровой, которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает такого волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
Новизна. Вообще не существует методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников, поэтому данная программа является средством повышения компетентности педагогов детских садов в данном направлении.
Цель программы: ранняя профориентация на железнодорожные профессии.
Задачи:
-ознакомление с железнодорожной магистралью,
-познакомить детей с основами профессиограмм железнодорожных профессий,
-научить детей ориентироваться в многообразии железнодорожных профессий и знать их.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-25 минут) и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.
Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают 1 вводное и основные занятия. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.
Занятия проводятся в рамках учебного плана «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.Васильевой, Гербовой и Комаровой в различных разделах деятельности детей:
-сюжетно-дидактических игр,
-ознакомления с художественной литературой,
-ознакомления с окружающим,
- конструированию из бумаги, из природного и бросового, из строительного материала,
-игр – драматизаций,
-развития речи,
- развития элементарных математических представлений,
-аппликации и рисования,
-сюжетно-ролевых игр,
-игр-тренингов,
-музыкальных и спортивных развлечений.
Аудитория, на которую рассчитан проект: для детей дошкольного возраста 2-7 лет, апробировалась в течение 3 лет в детском саду № 47 ОАО «РЖД» г. Александрова, Владимирской области.
Этапы реализации проекта:
В детском саду 4 группы, в том числе 2 смешанные (3-5 и 5-7 лет).
1 этап. 2006-2007гг. – работа с детьми 2-3 лет
2 этап. 2007-2008гг. – работа с детьми 3-5 лет
3 этап. 2008-2009гг – работа с детьми 5-7 лет
Организация учебного процесса:
-Общее количество занятий с детьми 2-3 лет -11, с детьми 3-5 лет -14, старшего возраста- 16.
-Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.
-Занятия носят интегрированный характер.
-Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
-Просветительская работа с родителями и педагогами.
На занятиях активно используются разнообразные:
подвижные и малоподвижные игры,
элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
-
продуктивные виды деятельности,
словесные игры,
дидактические игры.
развивающие задания в тетрадях.
Используются принципы:
1. Принцип соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников
2. Принцип создания состояния
3. Принцип комплексности
4. Принцип нагрузки
5. Принцип соответствия
Каждое занятие включает динамические паузы, проведение физкультминутки.
Для проведения занятий каждому ребенку желательно иметь тетрадь развивающих занятий по ознакомлению с железной дороге и раскраски-подсказки «Железная дорога» (авторы Т.Сташкова и Л. Шеболдина). Конспекты занятий опубликованы в книге «Мы – будущие железнодорожники», авторы те же.
К каждому мероприятию разработан конспект, предлагается методическое сопровождение в виде стихов, рассказов, сказок загадок о железной дороге и ее профессиях.
Построение занятий и содержательная часть
Программа рассчитана на 41 занятие с соблюдением преемственности (группа 2-3 лет -11 занятий; группа 3-5 лет -14 занятий; 5-7 лет – 16 занятий.) Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для ознакомления дошкольника с железной дорогой и ее профессиями.
Программа подчинена единой сюжетной линии – обучению детей в школе маленьких железнодорожников у Королевы магистрали
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Виды контроля:
Цель: выявление уровня знаний детей о железной дороге и последующая корректировка заданий программы.
диагностика в начале и в конце года,
постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
рефлексия.
Таблица 1. Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей- дошкольников 5-7 лет детского сада № 47 ОАО «РЖД» за 2008-2009 учебный год (в%)
Участвовало 35 человек
№
|
Представления, навыки, умения, отношение к труду железнодорожников
|
Уровень знаний и умений
|
Начало учебного года
|
Конец учебного года
|
высо-кий
|
средний
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
низ
кий
|
Представления
|
1
|
Имеет представление о роли труда железнодорожников
|
48
|
52
|
0
|
61
|
39
|
0
|
2
|
Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий
|
45
|
55
|
0
|
51
|
49
|
0
|
3
|
Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников
|
31
|
68
|
1
|
44
|
56
|
0
|
4
|
Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников)
|
27
|
61
|
12
|
35
|
55
|
10
|
5
|
Имеет общее представление о развитии Московской железной дороги
|
22
|
72
|
6
|
28
|
70
|
2
|
6
|
Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда
|
74
|
26
|
0
|
80
|
20
|
0
|
Познавательные, речевые, трудовые и игровые навыки
|
7
|
Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов)
|
23
|
58
|
19
|
34
|
56
|
10
|
8
|
Умеет строить наглядно- схематическую (и мысленную) модель трудового процесса
|
17
|
51
|
32
|
29
|
46
|
25
|
9
|
Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников
|
28
|
47
|
25
|
40
|
62
|
18
|
10
|
Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии
|
36
|
49
|
15
|
48
|
42
|
10
|
11
|
Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях
|
72
|
28
|
0
|
81
|
19
|
0
|
12
|
Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама
|
59
|
41
|
0
|
67
|
33
|
0
|
13
|
Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий
|
50
|
50
|
0
|
65
|
35
|
0
|
14
|
Использует предметы- заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений
|
64
|
35
|
1
|
71
|
29
|
0
|
Умения
|
15
|
Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на собственную детскую трудовую деятельность
|
40
|
55
|
5
|
45
|
54
|
1
|
16
|
Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение
|
68
|
32
|
0
|
78
|
22
|
0
|
17
|
Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику)
|
77
|
23
|
0
|
85
|
15
|
0
|
18
|
Активен в различных играх (на железнодорожную тематику)
|
90
|
10
|
0
|
95
|
5
|
0
|
19
|
Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел)
|
67
|
32
|
1
|
87
|
23
|
0
|
20
|
Знает и умеет объяснить правила поведения вблизи железнодорожных объектов
|
61
|
49
|
0
|
79
|
21
|
0
|
21
|
Знает и объясняет правила поведения на железнодорожном транспорте
|
65
|
35
|
0
|
76
|
24
|
0
|
22
|
Знает и называет знаки «железнодорожный переезд» и др.
|
59
|
41
|
0
|
70
|
30
|
0
|
Отношение к труду железнодорожников
|
23
|
Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям
|
51
|
49
|
0
|
58
|
42
|
0
|
24
|
Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку
|
80
|
20
|
0
|
88
|
12
|
0
|
Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей-дошкольников 5-7 лет детского сада № 47 ОАО «РЖД» за 2008-2009 учебный год (в %) показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Но есть такие направления, где показатели низкого уровня знаний и умений достаточно высокие и над которыми необходимо продолжать работать:
-уметь строить наглядно- схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;
-уметь самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.
Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу, что отвечает желаниям 60% наших родителей.
Методическое сопровождение программы:
1. Методическая разработка «Мы будущие железнодорожники» Т.Н. Сташковой и Л.Н. Шеболдиной, М., «Гном», 2007
2. Раскраски-подсказки авторы Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н. «Железная дорога» и тетради развивающих занятий по ознакомлению малышей с магистралью, М.: Ритм, 2008
3. Авторские пазлы о железной дороге, авторы Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н., 2008
4. Хрестоматия «В гостях у королевы Магистрали» (стихи, сказки, песни, загадки, считалки о железной дороге). Составлена Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н.. 2008г.
|
|
|