Главная страница

Урок по теме «Соха». Учебник А. В. Камкина «Истоки» Тип урока: онз цель урока


Скачать 60.3 Kb.
Название Урок по теме «Соха». Учебник А. В. Камкина «Истоки» Тип урока: онз цель урока
А.В.Камкина
Дата 23.03.2016
Размер 60.3 Kb.
Тип Урок

Урок на тему: Соха

Разработала: учитель начальных классов Леонова Е.Е.

Слушатель курса «Истоки» 5 класс ВСЕ-118

2015 г.

Урок по теме «Соха».

Учебник А.В.Камкина «Истоки»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока:

дать учащимся представление об основных орудиях труда России.

Предметные результаты:

  • Обобщить сведения об орудиях труда.

  • Давать определение понятиям.

  • Узнавать на фотографиях соху.

  • Определять с помощью схематического рисунка элементы сохи.

  • Определять признаки сохи

Метапредметные результаты:

  • Оценивать значимость орудий труда для человека.

  • Сравнивать рисунки с изображением сохи.

  • Обсуждать какова роль орудий труда для человека.

  • Оценивать свое отношение к старинным орудиям труда.

Личностные:

  • Присоединение к ценностям праведного труда.

  • Испытывать любовь к великим памятникам России.

  • Воспитание познавательного интереса к изучаемому предмету.

  • Воспитание любви к Родине.

  • Умение выступать перед аудиторией.

Оборудование: компьютер, учебник А.В.Камкина «Истоки», карточки с заданием, картинки сохи.

Ход урока

1 ЭТАП мотивация к учебной деятельности

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока!

- Какое слово главное в этих строках? (Слово: сам)

- Когда человек сможет обладать знаниями? (Если ученик добывает их сам)

- А можно заставить кого-то учиться? (Нет, ученик должен сам этого захотеть)

- Почему слова, записанные на доске связаны с нашим уроком? (Мы будем открывать новое знание)

-Какие два шага учебной деятельности мы знаем? (Понять, что мы не знаем, и самим найти способ)

- Вы готовы добывать знания? (Да)

- С чего мы должны начать урок? (С, повторения необходимых знаний.)

2 ЭТАП Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

А) Актуализация понятий «труд», «орудие труда».

- Ребята скажите, как вы понимаете, что такое труд? (Деятельность человека в разной области)

- Какое влияние труд оказывает на человека? (Облагораживает, делает нас ответственными.)

- Как труд человека связан с орудиями труда? (Орудия — труда- это помощники человека, без них человеку трудно было бы выполнять работу в поле.)

- Какие орудия труда вам известны?

- Какие орудия труда используются в наши дни?

Б) Пробное действие

- Что вы повторили? (Мы, повторили, что такое труд, орудие труда.)

- Почему я задавала вам эти вопросы? (Это поможет нам сегодня узнать новое)

- Какое задание вас теперь ждет? (Задание, в котором будет что-то новое)

- Для чего? (Чтобы понять самим, что мы пока не знаем)

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путь познавать великие ценности российской цивилизации.

- Посмотрите на картинку и скажите, что это такое? (музей)

- Скажите, что такое музей? (Место где хранятся памятники культуры)

- Что вы видите в музее? (Орудия труда)

- Кто может назвать их?

- У кого есть ответ?

- У кого нет, кто затрудняется ответить? (Учитель слушает ответы детей)

- Что нужно сделать? (Подумать)

3 ЭТАП Выявление места причины затруднения

- Какое задание вы выполняли? (Рассматривали орудия труда в музее)

- В чем возникло затруднение и почему? (Ответы разные. Мы не знаем, как называется неизвестное нам орудие труда)

4 ЭТАП Построение проекта выхода из затруднения

- Какова цель дальнейшей деятельности? (Узнать, как называется орудие труда, которым пользовались наши предки)

- Как вы будете действовать? (Составим план достижения цели)

План:

  1. Вспомним, что мы знаем об орудиях труда.

  2. Будем учиться узнавать, определять, сравнивать используя учебник.

  3. Сделаем вывод.

5 ЭТАП Реализация построенного проекта

- Откройте учебник на стр.8-9

- Рассмотрите внимательно рисунки и скажите, для какой работы использовалось данное орудие труда? (Пахали землю)

- Мог ли человек обойтись без данного орудия труда? (Нет)

-Выполним задание теста.

Задание: Выберите те орудия труда, которыми человек вспахивает землю в наши дни.

- Соотнесите название и картинку.

- Какое орудие труда оказалось лишним?

-Почему? (в наши дни им не пользуются)

- Посмотрите, как оно называется? (Соха)

- Что такое соха?

- Сделайте вывод? (Соха-древнее русское пахотное орудие труда, которым пахали землю)

- Известно, что много столетий в лесной зоне России соха оставалась важнейшим орудием для обработки почвы.

- Вы видите изображение сохи.

-Из каких частей она состоит?

- Прочитаем в учебнике на стр.7 и рассмотрим рисунок. (Дети читают, рассматривают части сохи)

- Ребята из каких частей состоит соха?

Соха- пахотное орудие с широкой рабочей частью из дерева, оснащенной двумя железными сошниками и железной лопаткой- полицей и соединённой в верхней части с оглоблями, в которые запрягали лошадь. Главное отличие в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону. Соха требовала физических усилий и мастерства от пахаря. Глубина обработки почвы сохой- до 12 сантиметров. Соха использовалась для пахоты подзолистых почв в зоне хвойных и смешанных лесов.

- Прочитайте на стр.9 поговорку.

«Кто ленив с сохой, тому весь год плохой»

- Почему так говорят? (Соха подготавливала почву к посеву урожая)

- После пахота и сева топили баню: крестьянин отпаривается, конь отстаивается. А соха отлеживается – ее убирали до следующей пахоты.

- Отгадайте загадки:

1. Деревянные рожки, железные ножки, шла, ковыляла, спину гнуть заставляла.

2. Два голубя сизых под землю ходят, Людям хлеб находят.

3. Летом обувшись, зимой разувшись.

4. Ходит полем из края в край, режет чёрный каравай.

- Молодцы!

- Ребята, скажите с помощью какого орудия труда вспахивают землю в современном мире? (с помощью мульти культиватора)

-Сравните соху и древний плуг с мульти культиватором?

- Что в мульти культиваторах сохранилось от сохи?

- Ребята давайте попробуем сделать общий вывод.

-Почему соху отнесли к чудесам России?

-Чем она так замечательна?

- Из каких частей состоит соха?

-Составим эталон:

соха

рассоха

оглобли

рукояти






Железные сошники




полица

Проверьте ваши выводы.

- Правильно ли вы их сделали?

-Справились с затруднением?

-Какой следующий шаг в вашей деятельности? (Закрепить новое знание)

6 ЭТАП Физминутка

7 ЭТАП Первичное закрепление во внешней речи

  1. Учащимся предлагается внимательно прочитать слова и выражения о разных орудиях труда и выбрать те, которые относятся к сохе.

  2. Предлагается рассказать о свойствах сохи.

8 ЭТАП Самостоятельная работа с проверкой по эталону

  1. Выполняется работа в тетрадях на печатной основе.

- Как называется орудие труда, о котором мы сегодня говорили? (Соха)

-Из каких частей состоит соха?

-Предлагаю выполнить вам следующие задание.

Из разрезных частей собери соху.

-У кого есть ошибки? Какие?

-У кого нет ошибок?

-Сделайте обобщающий вывод:

Соха – орудие труда, которое использовали для обработки почвы. Соха состоит из рассохи, оглобли и рукоятей. Соху можно отнести к чудесам России так как заложила основу земледелия.

9 ЭТАП Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какова была цель нашего урока? (Узнать о новом орудии труда)

-Достигли вы цели?

-Оцените вашу работу на уроке:

Все получилось- зеленый кружочек

Были сомнения-желтый кружочек

Вам требуется помощь- красный кружочек

- О чем захотелось рассказать своим родителям, знакомым?

-Спасибо за урок!

Рекомендации для дома:

Нарисовать рисунок с изображением сохи.