Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».
Цель: закрепление и обобщение сведений о
деепричастии и деепричастном обороте, подготовка к ЕГЭ.
Задачи:
обобщить и повторить материал по теме «Деепричастие»;
осуществлять поэтапную подготовку к ЕГЭ;
совершенствовать умение образовывать деепричастие от глаголов; определять вид деепричастий; умение видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов;
развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
воспитание интереса к истории страны, ее героическим страницам.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы: словесный, наглядный – использование мультимедийной презентации.
Оборудование: карточки, презентация к уроку.
План урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Повторение и закрепление.
Подведение итогов урока.
6. Объяснение домашнего задания.
II. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, тема нашего урока «Повторение и систематизация знаний по теме «Деепричастие». (Слайд 1)
Сегодня мы вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. А именно:
образовывать деепричастия от глаголов; исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий; расставлять запятые при деепричастном обороте. Повторяя изученное, мы обратимся к важной дате, которую весь мир будет отмечать 12 апреля 2011 года.
- Что вы знаете о первом полёте человека в космос? (Ответы детей)
Выступление Ибрагимова Р. о Юрии Гагарине.
ГАГАРИН Юрий Алексеевич (9.03.1934-27.03.1968), русский летчик-космонавт, первый в мире человек, совершивший 12 апреля 1961 полет в космос на космическом корабле-спутнике “Восток». Облетев земной шар за 1 час 48 минут, Гагарин благополучно вернулся на землю.
(Слайд 3)
- А каким запомнился этот день 1961 года нашим соотечественникам, вашим бабушкам и дедушкам,
какие чувства испытывали они, услышав новость о полёте первого в мире человека в космос? Об этом мы узнаем из воспоминаний, которые записали ваши одноклассники.
- Выступление Гарифуллиной Рисаны, Хабибуллина Рамиля, Ахметзянова Инсафа.
Воспоминания дедушки Ахметзянова Инсафа.
Первый полёт человека в космос взволновал весь мир. В те годы телевизоров в деревне почти не было, да и слушать радио не всегда хватало времени. Работал я тогда в колхозе плотником. Когда мы пришли на работу на ферму деревни Нижний Казаклар, ветеран войны Миннебаев Карам абый собрал всех колхозников, чтобы рассказать о радостном событии. Оказывается, по радио передали сообщение о том, что впервые в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту облетел вокруг земного шара. Все обрадовались этой новости; мы гордились тем, что первым человеком, побывавшим в необъятных просторах Вселенной, стал гражданин СССР Юрий Гагарин, что наша страна опередила в освоении космоса другие страны, особенно Америку. В те дни мы слушали передачи по радио с особым интересом (Слайд 4).
- Чтение ученицей стихотворения Степана Щипачёва
Далекие туманности клубя,
Всей красотою необыкновенной
Вселенная глядела на тебя,
И ты глядел в лицо Вселенной.
От угольно-холодной черноты,
От млечных вьюг
К людской согретой были
Советский человек, вернулся ты,
Не поседев от звездной пыли.
И Родина приветствует тебя,
И человечество стоит и рукоплещет,
И
спину непокорную горбя,
Вселенная к тебе склонила плечи.
- Объясните смысл последней строфы.
- Задание А 10 ЕГЭ звучит так: «Укажите правильную морфологическую характеристику слова
клубя в первом предложении». (Слайд 5)Значит, наша первая задача – знать, что такое деепричастие, уметь находить деепричастия в тексте, узнавать их в лицо по формальным признакам.
- Итак, вспомним, что такое деепричастие?
(Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Например, читая, написав.)
- Как образуются деепричастия?
(Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов –А- (-Я-), -ВШИ-, -ШИ-, -В-)
- Что необходимо учитывать при образовании деепричастий?
(Вид глагола. От глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида.)
- Найдите в прочитанном стихотворении деепричастия. От каких глаголов и как они образованы? Определите их вид? (клубя - клубить, поседев – поседеть, горбя – гОрбить)
Словарная работа: клубить - вздымать, поднимать клубами.
- От каких глаголов несовершенного вида не образуются деепричастия?
1) Глаголы на –
чь (например,
жечь, стричь).
2) Глаголы на –
нуть (
мокнуть, мёрзнуть)
3) Глаголы, в основе настоящего времени которых нет гласной
(тку, жну)
4) Глаголы, у которых в основе настоящего времени происходит
чередование согласных
( вязать –вяжу, мазать – мажу)
- Знания об образовании деепричастий могут помочь вам при выполнении
задания А 3, которое формулируется следующим образом: «Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова». (Слайд 6)
1) шестеро лётчиков 3) к двенадцатому апреля
2) смотрев на Землю 4) в тысяча девятьсот шестьдесят первом году
Ответы детей( ошибка допущена в примере 2: от глагола несовершенного вида
смотреть образовано деепричастие совершенного вида при помощи суффикса –
в- )
- Что такое деепричастный оборот? Какова его синтаксическая роль? Какие знаки препинания ставятся при деепричастном обороте на письме?
(Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.)
- Как на письме выделяется деепричастный оборот?
Выполнение задания А 20: «В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (Слайд 7)
С душевным трепетом всматривался я в мир (1) окружающий меня (2) стараясь (3) все разглядеть (4) понять и осмыслить.
1) 1,2 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1, 2, 3,4
Рассмотрим ещё один пример.
Окончив ремесленное училище (1) и (2) получив специальность (3) Гагарин продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме. (Слайд 8)
1) 1,2 2) 2,3 3) 3
(Деепричастные обороты однородные, относятся к одному глаголу, поэтому запятая ставится только на месте цифры 3)
- Расскажите о правописании не с деепричастиями.
Задание А 17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Звёзд (не)было видно.
2) Многие тайны космоса ещё (не) разгаданы.
3) (Не)объятные просторы Вселенной издавна привлекают внимание человека.
4) Минуты утекали быстро, (не)задерживаясь на настоящем. (Слайд 9)
Работа по предупреждению ошибок в употреблении деепричастий в речи.
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, потому что это способствует повышению образности высказывания, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.
Задание А 4. Укажите
грамматически правильное продолжение предложения
Готовясь к старту,
1) особое внимание уделяется физической подготовке космонавтов.
2) космонавты изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину.
3) важно было здоровье космонавтов.
4) тщательно готовится техника.(Слайд 10)
Правило.
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что
основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету.
- Послушайте песню «Знаете, каким он парнем был».
Знаете, каким он парнем был - тот, кто тропку звёздную открыл.
Пламень был и гром, замер космодром, и сказал негромко он...
Он сказал - поехали, он взмахнул рукой.
Словно
вдоль по Питерской, Питерской, пронёсся над Землёй.
Словно вдоль по Питерской, Питерской, пронёсся над Землёй.
Знаете,
каким он парнем был, как поля родные он любил.
В той степной дали первый старт с Земли был признаньем ей в любви.
Он сказал - поехали, он взмахнул рукой.
Словно вдоль по Питерской, Питерской, пронёсся над Землёй.
Словно вдоль по Питерской, Питерской, пронёсся над Землёй.
Знаете, каким он парнем был, на руках весь мир его носил.
Сын Земли и звёзд нежен был и прост, людям свет как Данко нёс.
Он сказал - поехали, он взмахнул рукой.
Словно вдоль по Питерской, Питерской, пронёсся над Землёй.
Словно вдоль по Питерской, Питерской, пронёсся над Землёй.
Знаете, каким он парнем был, как на лёд он с клюшкой выходил.
Как он песни пел, весел был и смел, как азартно жить хотел!
Он сказал - поехали, он взмахнул рукой.
Словно вдоль по Питерской, Питерской, пронёсся над Землёй.
Знайте, каким он парнем был...
Нет, не был, и смерть он победил!
Слышишь дальний гром, видишь - это он вновь идёт на космодром.
Говорит - поехали, и живой звездой, словно вдоль по Питерской, Питерской, несётся над Землёй.
Словно вдоль по Питерской, Питерской, несётся над Землёй!
Что нового вы узнали о Гагарине из песни в исполнении Юрия Гуляева?
Слайд 11 «Память»
- Проверка знаний. Выполнение тестовых заданий.
Итог урока.
Когда Юрий Гагарин вернулся на Землю после своего полета, он написал такие строки: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета».
Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» (Слайд 12)
Тест
Выполните задания с выбором ответа.
1)
А 10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова
забыв в предложении
Красота-то какая! – воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю.
1) причастие 3) глагол
2) деепричастие 4) наречие
2)
А 3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) обоих космонавтов 3) в две
тысячи одиннадцатом году
2) не пророняя ни слова 4) их работа
3)
А 20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сад (1) всё больше редея (2) и (3) переходя в настоящий луг (4) спускался к реке.
1) 1,2 2) 1,4 3) 1,2,3,4 4) 3,4
4)
А 17 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) В мечтах он открывал ещё (не)исследованные планеты.
2) (Не)обычная обстановка мешала сосредоточиться.
3) Он постоял, (не)решаясь двигаться дальше.
4) (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
5) А 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Наблюдая за Землёй из космоса,
1)наша голубая планета была прекрасной.
2) космонавт любовался её красотой.
3) краски родной планеты обрадовали Гагарина.
4) космонавта охватило волнение.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Олуяз» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
План – конспект открытого урока
по русскому языку в 7 классе
«Обобщение по теме «Деепричастие»
Учительница Мазитова М.В.
2011