|
Цикл уроков русского языка по подготовке к егэ в 10-11 классах
Цикл уроков русского языка по подготовке к ЕГЭ в 10-11 классах,
тематически связанных с международными праздниками и построенных на материале русской литературы,
разработан Шаповаловой Галиной Владимировной,
учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ № 5 им.Г.И.Щедрина г.Туапсе Краснодарского края
Пояснительная записка
Сегодня перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Однако есть и другая не менее серьезная задача – качественная подготовка выпускников к выполнению заданий ЕГЭ.
В предложенном методическом материале совмещены эти два направления в работе учителя-словесника. Преследуемая цель - разнообразить подходы в вопросе повторения курса русского языка, развить интерес к слову у учащихся, продолжить работу по воспитанию патриотизма, формированию эстетического вкуса.
Мною разработан цикл нетрадиционных уроков русского языка по подготовке к ЕГЭ в 10-11 классах, тематически связанных с международными праздниками и построенных на материале русской литературы.
Общие моменты в построении уроков:
отрабатывается только одна часть варианта ЕГЭ;
темой становятся высказывания известных людей;
присутствует познавательный материал «История праздника»;
домашнее задание – написать сочинение по теме урока.
Сжато материал 1, 2, 3 уроков из цикла представлен в таблице:
Праздник
|
Тема урока
|
Часть ЕГЭ
|
Задания/ответы
|
09.09.
Всемирный день красоты
|
«Красота спасет мир»
(Ф.М.Достоевский)
|
А
|
6. А6-2
А7-1
А8-2
А9-2
А10-3
А11-1
|
7. 1. Корень
2. Определение
3. Субстантивация
4. Слитно
5. Совершенный
6. Составное
7. Назывное
|
31.10.
Международ-ный день Черного моря
|
«Чёрное море моё»
(М.Матусовский)
|
В
|
5. В1. Сиянием
В2.Оно, себе, собою
В3.Освещенного снизу
В4. 2
В5. 3
В6. Меры и степени
В7. 17
В8. 5,6,3,7
|
6. 1. Переход
2. Потому что
3.Очень неожиданно
4. Личное
5. Вводные слова
6. Изъяснительное
7. Идея
8. Антитеза
|
16.11.
Международ-ный день толерантно-сти
|
«Давайте согласимся иметь разногласия» (Р.Стивенсон)
|
С
|
|
Урок 1. «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский)
(09.09. Всемирный день красоты)
Цели урока:
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся,
- развитие связной речи - необходимого умения при выполнении ЕГЭ,
- повторение выборочных тем из курса русского языка (часть А),
- формирование навыков анализа.
Ход урока:
Организационный момент.
История праздника.
- Прочтите тему урока. Почему именно сегодня мы станем говорить о красоте? Международный комитет эстетики и косметологии проявил инициативу создания Всемирного дня красоты. И с 1995 года 9 сентября мир приветствует все красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Поэтому во многих городах и странах именно 9 сентября проводятся конкурсы красоты. Кстати, первый прошел в Бельгии в сентябре 1888 года. Каждой эпохе свойственно свое понимание женской красоты. Например, в Древнем Египте женщина, бритая наголо, считалась эталоном красоты. Древнегреческие женщины капали себе в глаза белладонну, чтобы визуально сделать их больше и выразительнее. В средневековье излишек веса – это скорей достоинство, чем недостаток.
- Итак, познакомимся с определением слова «красивый» по словарю:
«1. Приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий.
2. Отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания.
3. Рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление.»
- Значит, это понятие многогранно и включает в себя красоту человеческого лица и благородство поступков, очарование природы и изящество скульптур, волшебные звуки музыки и неповторимые краски художественных полотен.
3. Работа с поэтическим текстом.
- Замечательный русский поэт Николай Заболоцкий красоте посвятил свое стихотворение.
Н.Заболоцкий
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
- Укажите тему (о чем?) данного стихотворения.
- Сколько частей можно в нем выделить?
- Почему человек сравнивается с домами?
- Анализ стихотворения. Портал – это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» - нарядный, красивый. А не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом». Далее звучит сравнение, противопоставленное первому двустишию:
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Сычуг – это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивая бедность. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и одинаковое начало предложений (анафора) используются для того, чтобы усилить, выделить противопоставление понятий (антитезу). В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной», «другой» символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мертвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решетками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в смысловом и эмоциональном плане. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что «малая хижина» «неказиста», «небогата», она излучает свет.
-Выписать предложение, отражающее идею (для чего?) стихотворения.
4. Составление мини-текста.
- А вот женский взгляд на красоту.
«Красота без очарования-все равно что крючок без наживки» (Нинон де Ланкло, хозяйка французского литературного салона).
«Характер- важнейшее слагаемое красоты» (София Лорен, итальянская киноактриса).
«Красота меняет настроение» (Виктория Токарева, российская писательница).
- Напишите мини-текст (4-5 предложений) о том, как вы понимаете смысл одного из высказываний.
5. Чтение прозаического отрывка.
- Мы убедились, что эстетическое наслаждение можно получать не только от красоты человеческого лица или души, о чем пишут Заболоцкий и выдающиеся женщины прошлого и настоящего. Чего стоит красота природы! Мы видим ее и в хрупких цветах, и в живых картинах родного края. Она волнует ароматами и кружевом весеннего цветения садов, радостным плеском морской волны. Она притягивает к себе людей. И никто не отказывается от ее обворожительного плена. Однако видеть и ценить красоту природы – понятия разные. По-настоящему счастливыми людьми были Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Иван Тургенев, Виталий Бианки и многие другие писатели, так как могли ярко и образно передать красоту русской природы через красоту русского слова. Мы же только учимся у истинных мастеров русской речи. Послушайте отрывок.
А.Куприн
Олеся
И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох. Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный непроницаемый мрак, и только в самой середине его скользнувший неведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку…
6. Выполнение заданий из части А.
- Мы в течение урока сделали переход от красоты человека к красоте природы и слова. Теперь выполним задание из вариантов ЕГЭ (А6-А11).
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.2)Жизнь Пришвина-пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». 3) … 4) Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром,- всегда созидатель, обогатитель и художник. 5) Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). 6) … он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии.
А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть третьим в этом тексте?
Природа требует от писателя непрерывной внутренней работы.
В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл.
В чем секрет пришвинских книг?
Проза Пришвина наполнена поэзией.
А7. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в 6 предложении?
1) Во всяком случае, 3) Наоборот,
2) Однако 4) Впрочем,
А8. Какое из приведенных ниже сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
природа могла (предложение 1)
жизнь-пример (предложение 2)
человек отрешился (предложение 2)
он остался (предложение 5)
А9.Укажите верную характеристику 5 предложения текста.
сложносочиненное
сложноподчиненное, состоящее из 3 частей
сложноподчиненное, состоящее из 4 частей
бессоюзное сложное
А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова «навязанного» из предложения 2.
деепричастие совершенного вида
качественное прилагательное
страдательное причастие
действительное причастие
А11. Укажите значение слова «отрешился» в предложении 2.
отказаться, отстраниться 3) не обращать внимания
забыть 4) не знать
Кроссворд на лингвистическую тему.
Какая часть слова может быть проверяемой, непроверяемой и чередующейся?
Какой второстепенный член предложения отвечает на вопрос (какой?)?
Как называется переход слова в существительное?
Как пишутся сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний?
Деепричастие какого вида имеет суффиксы -в-, -ши-, -вши-?
Как называется сказуемое, в составе которого есть инфинитив?
Как называется односоставное предложение с главным членом- подлежащим?
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по теме урока «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский).
Урок 2. «Чёрное море моё» (М.Матусовский)
(31.10. Международный день Чёрного моря)
Цели урока:
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся,
- развитие связной речи - необходимого умения при выполнении ЕГЭ,
- повторение выборочных тем из курса русского языка (часть В),
- воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
История праздника.
-Международный день Черного моря ежегодно отмечается 31 октября. В этот день в 1996 г. в Стамбуле представители России, Украины, Болгарии, Румынии, Турции и Грузии подписали план действий по спасению Черного моря. Необходимость в таком документе возникла в связи с опасностью разрушения уникальных природных комплексов водной территории: загрязнение от впадающих в море рек, загрязнение вод нефтепродуктами, загрязнение вод моря отходами человеческой жизнедеятельности, массовый вылов рыбы.
Немного статистики.
Площадь моря- 422 тысячи кв. км. Наибольшая протяженность с севера на юг - 580 км. Наибольшая глубина - 2210 м.
В Черное море впадают крупные реки: Дунай, Днепр, Днестр, а также более мелкие Мзымта, Псоу, Южный Буг и многие другие.
Растительный мир Черного моря включает в себя 270 видов водорослей, здесь обитает 2,5 тысячи видов животных.
Благоприятные климатические условия в Причерноморье обусловливают его развитие как важного курортного региона мира, именно это обстоятельство и заставило страны объединиться для защиты и сохранения Черного моря.
Интересные факты
Турция не имеет курортов на Чёрном море. Причина этого - сильная скалистость южного берега Чёрного моря.
Характерной особенностью Чёрного моря является полное отсутствие жизни на глубинах свыше 150-200 м за счет насыщенности сероводородом.
Среди водорослей, обитающих в Чёрном море, есть такой необычный вид, как ноктилюка — водоросль-хищница, обладающая возможностью фосфоресцировать (именно благодаря этой водоросли летом наблюдается свечение моря).
Моллюск-хищник рапана прибыл в Чёрное море в 1947 году из Японского моря на днищах переброшенных оттуда советских торпедных катеров и к настоящему времени съел почти всех устриц, мидий и морских гребешков. Так сильно расплодиться рапана смогла потому, что вследствие невысокой солёности воды в море отсутствуют её естественные враги — морские звёзды.
Единственная массовая акула, обитающая в Чёрном море, — колючая акула (катран) — нечасто вырастает более полутора метров в длину, боится людей и редко подходит к берегу, держась холодных водных слоёв на глубине, но эта акула может представлять опасность для рыбака: спинные плавники катрана снабжены крупными ядовитыми шипами.
3. Работа с поэтическими текстами.
- Однако экологические проблемы уходят из сознания любого человека, когда он видит перед собой море. Оно бывает разным: спокойным и бушующим, голубым и бирюзовым, теплым и леденящим. Сколько поэтических строк посвящено ему, таинственному и вечному.
Песенка про море
Море существует для чего?
Море существует для того,
чтобы нам глядеть - не наглядеться
на красоты вечные его.
К морю
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как хорошо ты, о море ночное
Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
- Что объединяет 1 и 2 отрывки из стихотворений?
- Что объединяет 2 и 3 отрывки из стихотворений?
4. Анализ стихотворения.
Море
"Москва - Сухуми" мчался через горы.
Уже о море были разговоры.
Уже в купе соседнем практиканты
Оставили и шахматы и карты.
Курортники толпились в коридоре,
смотрели в окна: "Вскоре будет море!"
Одни, схватив товарищей за плечи,
свои припоминали с морем встречи.
А для меня в музеях и квартирах
оно висело в рамках под стеклом.
Его я видел только на картинах
и только лишь по книгам знал о нем.
И вновь соседей трогал я рукою,
и был в своих вопросах я упрям:
"Скажите,- скоро?.. А оно - какое?"
"Да погоди, сейчас увидишь сам..."
И вот - рывок, и поезд - на просторе,
и сразу в мире нету ничего:
исчезло все вокруг - и только море,
затихло все, и только шум его...
Вдруг вспомнил я: со мною так же было.
Да, это же вот чувство, но сильней,
когда любовь уже звала, знобила,
а я по книгам только знал о ней.
Любовь за невниманье упрекая,
я приставал с расспросами к друзьям:
"Скажите,- скоро?... А она - какая?"
"Да погоди, еще узнаешь сам..."
И так же, как сейчас, в минуты эти,
когда от моря стало так синё,
исчезло все - и лишь она на свете,
затихло все - и лишь слова её...
- Проанализировать письменно стихотворение по плану:
1.Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт?).
2.Определите тему стихотворения.
3.Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
4.Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).
5.Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.
Выполнение заданий из части В.
I
1) Море, огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. 2) Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. (М.Горький)
В1. Из предложения 1 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.
В2. Из предложения 2 выпишите все местоимения.
II
1) Море горело. 2) Казалось, его дно состояло из хрусталя, освещенного снизу лунным огнем. 3) Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало как бы затянутое серебряным туманом. 4) Широкий свет медленно мерк. 5) Но после недолгой темноты море опять превращалось в незнакомое звездное небо, брошенное к нашим ногам. 6) Мириады звезд, сотни млечных путей плавали над водой. 7) Они то погружались, потухая, на самое дно, то разгорались, всплывая на поверхность воды. (К. Паустовский)
В3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
В4. Среди предложений 2-5 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.
III
1)Море чудесное, синее и нежное. 2)На берегу его можно прожить тысячу лет и не соскучиться. 3)Купание до того хорошо, что я, окунувшись, стал смеяться без всякой причины.
(А.Чехов)
В5. Указать предложение с обособленным обстоятельством.
В6. Определить вид придаточного в предложении 3.
IV
Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. 2) Оно всегда разное, новое, невиданное. 3) Оно меняется на глазах каждый час.
4) То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. 5)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. 6)То оно играет барашками. 7)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса.8)То налетает буря, и оно грозно преображается.9) Штормовой ветер гонит крупную зыбь. 10)По грифельному небу летают с криками чайки. 11)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. 12)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. 13)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. 14)Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. 15)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.
16)Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
17)Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? 18)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? 19)Или число песчинок, недоступное человеческому уму?
(В.Катаев)
В7. Среди предложений 14-18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и притяжательного местоимения.
В8. В своем отрывке из рассказа «Белеет парус одинокий» В.Катаев широко использует_______, например в предложениях 10-13, что, безусловно, связано с основной идеей текста. Эмоциональность повествованию придают___________ в последнем абзаце. Использует автор и ______________ в предложениях 2, 5. Авторское отношение к описываемому помогает понять___________ (предложения 4-6).
Список терминов:
гипербола
литота
ряды однородных членов
антитеза
эпитеты
риторический вопрос
анафора
метафора
оксюморон
6. Лингвистическая игра.
-Найти «четвертое лишнее».
1.Морфемный способ образования слов:
суффиксальный, сложение, переход, бессуффиксный.
2.Производный предлог:
в течение, благодаря, потому что, вокруг.
3.Связь слов в словосочетании по типу управление:
интересоваться искусством, думать о будущем, краснея от смущения, очень неожиданно.
4. Односоставное предложение:
личное, обобщенно-личное, назывное, неопределенно-личное.
5. Обособленные члены предложения:
приложение, сравнительный оборот, вводные слова, уточняющие члены.
6. Обстоятельственные придаточные:
места, изъяснительные, цели, условия.
7. Способ связи предложений в тексте:
тематическая лексика, местоимения, союзы, идея.
8. Тропы:
эпитет, метафора, антитеза, гипербола.
7.Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по теме урока «Чёрное море моё» (М.Матусовский).
Урок 3. «Давайте согласимся иметь разногласия» (Р.Стивенсон)
(16.11. Международный день толерантности)
Цели урока:
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся,
- развитие связной речи (часть С),
- повторение выборочных тем из курса русского языка,
- воспитание уважительного отношения к другим.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.История праздника.
-Международный день толерантности ежегодно отмечается 16 ноября. Этот день был провозглашён в 1995 году в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Под толерантностью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Основные принципы толерантности:
-отказ от насилия,
- принятие традиций и обычаев других людей,
-уважение любого, который может отличаться от тебя по национальным, расовым, культурным, религиозным признакам.
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» - «золотое правило» взаимоотношений.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-своему и имеет небольшие лексические различия.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. В английском – готовность быть терпимым, снисходительным. В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Проявления терпимости в повседневной жизни:
когда люди различных религиозных взглядов умеют договариваться и взаимодействовать - они демонстрируют терпимость и отсутствие фанатизма.
когда государственные деятели отказываются от деления людей по расовому либо национальному признаку - они проявляют терпимость.
когда люди, придерживающиеся разных точек зрения по одному и тому же вопросу, не вступают в спор, а с достоинством ищут компромисс – они демонстрируют терпимость.
3. Словарная работа.
Авторитарность- неограниченная личная власть, требующая беспрекословного подчинения.
Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным признакам.
Гуманность-человечность, отзывчивость, милосердие.
Демократичность – участие всех членов коллектива в жизни организации.
Дискриминация- ограничение или лишение прав определенной категории граждан.
Плюрализм- сосуществование различных форм политической, экономической, культурной жизни.
Терроризм-политика устрашения.
Фанатизм- страстная преданность своим убеждениям, нетерпимая к другим взглядам и стремлениям.
Шовинизм- политика воинствующего национализма.
Экстремизм- приверженность крайних взглядов и мер.
- Выписать любые 3 определения.
- Составить 1 простое и 1 сложное предложения по теме урока, используя предложенные слова.
4. Работа с текстом.
-Существует еще несколько праздников толерантности: Международный день мигранта, Международный день инвалидов, Международный день борьбы за отмену рабства и другие. Но есть такие понятия и отношения, которые не внесены в календарь человека, они воспитываются семьей и индивидуально. Все ли мы терпимы к младшим, бездомным, больным и старым? Неужели и это должно быть прописано в официальных документах стран? Есть закон внутренний – это наша совесть, воспитание и долг.
Сказание
Урок
Жил на свете писатель. Он многое сделал за свою жизнь. Шли годы, стал он плохо видеть. Слепота однажды наступила, как ночь.
«Стар я стал,- как-то тихо промолвил он.- Пора отправляться в дальний путь. Но есть у меня еще силы для последнего романа. Лучше всех моих книг будет он. В нем судьбу я умом подытожу, кровью сердца любовь опишу, бумаге я отдам свои откровенья. Вас прошу, дети, внуки, родные, мне помочь: я не могу не писать. Завтра будет торжественный день моей жизни».
«Болен ты, наш отец, ну зачем утруждаешь себя? Ты сиди, отдыхай, песни слушай, что успел, то ты уже создал».
« Не мешайте. Прошу -помогите мне хорошее дело свершить. Мудрость ведь не с рождения приходит, а с годами, так Бог повелел. В пузыречек чернил мне налейте, дайте стопку белых листов и перо».
Утром было все, как попросил старик. Сел он за стол и начал быстро писать. Торопился. Ночами трудился. Так и месяц прошел, и другой. А за ним семь еще пролетели. Год истек в честных и строгих трудах. Как скрипело перо! Как светлела душа день за днем! Творец подчас забывал о еде. Он работал, мечтал, был счастливым, но однажды перо отложил.
«Все,- сказал он спокойно и твердо.- Труд готов. И я тоже готов».
И, расправив усталые плечи, он вздохнул и покинул сей мир.
На другой день пришли попрощаться с покойным те, кто верил в него, и попросили пройти в кабинет, чтобы на последнюю рукопись посмотреть. Сын и дочь проводили пришедших. Подошли все к столу. Как же так? Стопка чистых листов там лежала, и блестело перо на свету. Где роман?
Дети тут объяснили: « Наш отец был больным и слепым. Чтоб не брызгал чернила на стены и не пачкал ковер и тахту, мы в чернильницу воду подливали ему целый год».
Кто богат тут и чем? Кто слепой, а кто зрячий, хоть слеп?
5. Подготовка к сочинению.
- Сказание - в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера: предания, легенды, бывальщина.
- Вспомним структурные части экзаменационного сочинения:
проблема
комментарий
позиция автора
собственное мнение с 2 аргументами: литературным и жизненным
вывод
6. Подведение итогов.
-Только искренне уважая людей и все живое, не вызывая обиды у окружающих, человек приучается к терпимости и уважению. Только слушая собеседника, можно понять его точку зрения и, только поняв, можно принять. Будем этому следовать.
7. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по теме урока «Давайте согласимся иметь разногласия» (Р.Стивенсон).
|
|
|