|
«Чем занять ребенка летом?»
Разработка содержания мероприятия с родителями
«Чем занять ребенка летом?»
(игры с песком и водой в домашних условиях)
во второй младшей группе
Выполнила
Лазарева Лидия Васильевна,
воспитатель
МБДОУ д/сад №290 г.о. Самара
Самара, 2012г.
Тема: « Чем занять ребенка летом?» (игры с песком и водой в домашних условиях)
Форма проведения: семинар – практикум.
Аудитория: родители второй младшей группы.
Количество участников: 15 человек.
Задачи:
1. Создать положительное эмоциональное отношение родителей к совместному обсуждению проблемы.
2. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами песка и воды.
3. Научить, как в процессе игры развивать у детей любознательность, поисково-познавательную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- совместное эмоциональное обсуждение проблемы;
- активное включение родителей в практическую, экспериментальную и игровую деятельность;
- овладение родителями способами и методами ознакомления детей со свойствами песка и воды, способствующими развитию у них любознательности и поисково-познавательной деятельности в процессе игры.
Информационно-техническое обеспечение:
- музыкальное сопровождение, использование ИКТ (просмотр организованной деятельности с детьми по данной теме), выставка игрушек для игр с песком и водой, выставка методической литературы.
Материал и оборудование:
- различные пластмассовые емкости: баночки, ложечки, крышечки и т. д;
- формочки, совочки, машины, камешки, ракушки, шишки, веточки;
- салфетки для рук.
Логика проведения
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В.А.
Воспитатель. Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущим видом деятельности.
Игра доставляет ребенку большую радость , потому что дает ему возможность активно действовать. «Ребенок до десятилетнего возраста, - писал М.Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир и, прежде всего и легче всего, в игре и игрой».
Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им лучше проникнуть в мир интересов ребенка.
Существует довольно много самых разных игр. Игры с природным содержанием базируются на знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через наблюдения, художественную литературу, телепередачи и т.д., его заинтересованность, несомненно, найдет отражение в играх.
Взрослые должны помнить о том, «что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам – людям, как воздух, как лекарство от болезней, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому – к Природе», (В.А. Алексеев).
Совместная игровая деятельность – единственная форма познания окружающего мира. Необходимо чаще и больше играть с детьми.
Воспитатель предлагает родителям поиграть. Взрослые встают в круг.
Игра «Что растет в краю родном».
Воспитатель называет деревья и кустарники. Хлопком отмечаются те растения, которые растут в нашей местности.
Калина, мимоза, боярышник, шиповник, багульник, смородина.
Ель, береза, саксаул, облепиха, тополь, платан.
Вишня, сосна, сакура, каштан, банан, дуб, кипарис.
Осина, рябина, мандарин, ива, слива, апельсин.
«Догони шишку». Цель игры: догнать и первую шишку.
По кругу пускают две шишки, Первая шишка как бы «убегает» от второй.
Игра «Кто кем будет?» с мячом.
Воспитатель бросает мяч игроку, который быстро отвечает и возвращает мяч.
Цыпленок, котенок, мышонок, поросенок, теленок, козленок, медвежонок, жеребенок, гусенок, утенок, ягненок, бельчонок, тигренок, щенок, галчонок, кукушонок, муравьишка, гусеница, куколка, волчонок, зайчонок, лягушонок…
*Отгадайте загадку: Она и в воздухе, она и в лужице.
Она снежинкою над нами кружится.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке журчит. (Вода).
Предлагает родителям занять свои места.
Воспитатель задает вопрос: «Что такое вода?»
(ответы родителей).
Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Слово ВОДА входит в состав всех тканей живых существ, обезвоживание – это смерть, вода – это жизнь.
Вопрос: «Любят ли Ваши дети играть с водой?»
(высказывания родителей).
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для маленьких детей.
Первые игры с водой ребенок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, взрослые одновременно решают много разных задач.
Способствуют физическому развитию ребенка (развивается мелкая моторика рук, а также зрительная и двигательная координация).
Знакомят ребенка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса….; и с материалами, которые используются в играх).
Расширяют и обогащают словарь детей.
Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями – далеко - близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.
Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Игры с водой делают жизнь ребенка разнообразнее и интереснее. Каждый малыш с удовольствием принимает в них участие.
Воспитатель задает вопрос «Что нужно для организации игр с водой дома?» (высказывания родителей).
Воспитатель совместно с родителями подводит итог:
-
Установить емкость с водой на устойчивый столик. К емкости должен быть свободный доступ;
Верхний край емкости для воды должен находиться на уровне пояса ребенка;
Перед игрой закатать ребенку рукава и одеть фартучек;
Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки- забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, желуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы – заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Организуя игры детей с водой, хорошо использовать художественное слово (для малышей уместны потешки, стишки о воде, описательные загадки). Игры с водой хорошо также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка. Слушать вместе с малышом пение мини-фонтанчика, который желательно иметь дома доля увлажнения воздуха.
Воспитатель задает вопрос: «Какие игры с водой можно организовать дома?»
(высказывания родителей)
Затем воспитатель предлагает родителям просмотреть видеофильм (слайд-шоу) «Волшебная водичка» (организация совместной игровой деятельности воспитателя с детьми «Игры с водой» в режиме дня)
Воспитатель предлагает родителям организовать совместные игры в форме опытов - экспериментов.
-
Знакомство со свойствами воды:
Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой;
Вода бывает горячая, теплая, холодная. Попробовать на ощупь;
Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока;
Вода не пахнет. У нее нет запаха. Дать детям понюхать;
Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду;
Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку).
Переливанием воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…).
Веселая рыбалка (вылавливанием ложкой разных предметов из разных по объему емкостей).
Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
Игры с мыльными пузырями. (самостоятельной пускание пузырей). Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь выше улетит? А дальше?).
Игры с заводными плавающими игрушками.
Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле белье», «Приготовим для куклы обед».
Организуя игры с детьми, взрослым следует помнить о том, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т.д. Песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. В то же время песочница – прекрасное средство для установления контакта со своим ребенком, особенно, если малыш говорит плохо. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказываться, развиваем речь. Т.о. песок действует на детей, как магнит. Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психологического комфорта. Песок – прекрасное средство для «заботы о душе», именно так переводится термин «психотерапия». Ребята с удовольствием сооружают из песка различные «постройки» - дома, плотины, дороги, гаражи, песочные замки и дворцы. При этом взрослым хорошо обращать внимание на свойства песка: он легко пропускает воду, во влажном состоянии сохраняет приданную ему форму. Можно вместе с ребенком рассмотреть сухой песок под лупой.
Воспитатель задает вопрос: «Играют ли Ваши дети с песком? Как часто?» (высказывания родителей)
Воспитатель задает вопрос «А что нужно ребенку для игры в песок?»
(высказывания родителей)
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желание, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
Т.Грабенко
Для игр с песком дома необходимо:
Небольшой ящик (70/60/15), наполненный наполовину чистым влажным песком;
Мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки;
Природный материал: камешки, ракушки, шишки, веточки;
Различные пластмассовые емкости: баночки, ложечки, крышечки и т.д.;
Различные песочные наборы (ведро с совочками и формочками);
Салфетка для рук.
Воспитатель задает вопрос «Песок, глина, камни. Нужны ли они детям для игр?»
(высказывания родителей)
Воспитатель задает вопрос «Что получает ребенок при ознакомлении с песком, глиной, камнями?»
(высказывания родителей)
Воспитатель совместно с родителями подводит итог высказываниям:
Ребенок знакомится с их свойствами. Песок: сыпучесть, рыхлость, способен пропускать воду. Глина: вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду и т.д.
-
Узнает, как человек использует песок, глину, камень.
Знакомится с разнообразием камней в природе.
У детей воспитывается эстетический вкус (знакомство с Гжелью, Дымковской игрушкой и т.д.)
Воспитывается бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам и предметам, сделанным из них.
Формируется интерес и желание наблюдать за объектами неживой природы.
Песок поглощает негативную психическую энергию, поэтому при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние.
Развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, которые влияют на развитие речи и формирование произвольного внимания и памяти.
С развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Игры с песком, глиной развивают глазомер ребенка и его творческие способности.
Затем воспитатель предлагает родителям просмотреть видеофильм (слайд-шоу) - организация совместной игровой деятельности воспитателя и детей
«Игры с песком» в режиме дня.
Воспитатель задает вопрос «Какие игровые упражнения с песком можно делать с детьми?»
(предложить родителям проиграть данные упражнения)
Вот какие наши ручки (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, теплый, холодный и т.д.);
Вот так наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток);
Пальчики гуляют («пройтись» поочередно каждым пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно);
Пальчики играют («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино);
-
Ползают ладошки (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползет жук, крутится карусель …….) То же самое ребром ладошки;
Кто здесь пробегал (оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы).
С помощью таких игр идет не только обучение, но и развитие тактильно-кинестетической чувствительности детей, а также развитие мелкой моторики рук. У них формируются такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развивается воображение и речь.
Игра в песочнице начинается с того, что дети учатся «лепить» куличики из формочек и ведерок, а затем украшают их различными узорами. В дальнейшем можно организовать тематические игры с песком:
Играем в магазин;
Устроим сад с клумбами и цветами;
Посадим огород;
Построим гараж;
Устроим зоопарк для зверей;
По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.
Организуя различные игры, родители должны помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна или знакома.
И если в летний период родители выезжают на дачу, то необходимо сделать так, чтобы ребенок имел возможность играть с песком и водой.
Проект решения и предложения по итогам семинара-практикума:
*Играя с ребенком дома, необходимо использовать природоведческие игры и игры с природным материалом.
* Создавать в семье условия для игр детей с водой и песком.
* Принести в детский сад фото играющего с песком и водой ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка для родителей по теме:
«Игры с песком и водой в домашних условиях с детьми».
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных, полезных и радостных впечатлений, переживаний и знаний.
ЭТИ ИГРЫ С ВОДОЙ
МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА С ДЕТЬМИ:
Знакомство со свойствами воды:
Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой;
Вода бывает горячая, теплая, холодная. Попробовать на ощупь;
Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока;
Вода не пахнет. У нее нет запаха. Дать детям понюхать;
Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду;
Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку).
Переливанием воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…).
Веселая рыбалка (вылавливанием ложкой разных предметов из разных по объему емкостей).
Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
Игры с мыльными пузырями. (самостоятельной пускание пузырей). Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь выше улетит? А дальше?).
Игры с заводными плавающими игрушками.
Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле белье», «Приготовим для куклы обед».
ЭТИ ИГРЫ С ПЕСКОМ
МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА С ДЕТЬМИ:
Играем в магазин. Учить детей делать из песка «продукты» для магазина – мороженое, пирожное, пирожки, колбаску и т.д.
Устроим сад с клумбами и цветами. Учить детей делать насыпи из песка разной формы. украшать их деревьями и цветами.
-
Строим дом. Учить детей сгребать песок лопатой в кучу, аккуратно прихлопывать его. Украшать домик флажками, вставлять окна и двери.
Посадим огород. Учить детей нагребать небольшие песочные валы, прихлопывать их и делать грядки. «Сажать» на них «Овощи» - шишечки, травку, веточки.
Построим гараж. Учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку. Делать углубления для машинок.
Устроим зоопарк для зверей. Учить детей делать небольшие перегородки (клетки) для зверей. Обнести весь зоопарк забором.
По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.
|
|
|