|
Цели: ознакомить с историей чаепития; использованием бросовых древесных материалов; техникой декупажа для декорирования изделий из отходов картона;
Цели:
- ознакомить с историей чаепития; использованием бросовых древесных материалов; техникой декупажа для декорирования изделий из отходов картона;
- формировать навыки салфеточного декупажа; работы с клеями и лаками на водной основе; использовать правила безопасной работы с режущими инструментами, клея и лаками на водной основе;
- воспитывать бережное отношение к природе; сотрудничество в процессе работы.
Формируемые УУД : слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оценивать учебные действия, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование и материалы: заготовки чайных домиков, салфетки, блестки и паетки, клей ПВА, кисточки, ножницы, яичная скорлупа, акриловый лак, ветошь для рук.
Ход урока:
Оргмомент
П.Актуализация знаний. Постановка целей.
Учитель. « Пейте чай, мой друг старинный, забывая бег минут» - эти слова ба Булата Окуджавы пришли на ум, когда мы с вами говорили на уроках по кулинарии о горячих напитках завтрака. А чай относится к их группе.
Ученик. Историческая справка
Чай был впервые привезен в Россию только в 1638 году, его привез в дар государю Московскому Михаилу Федоровичу от монгольского хана боярский сын Василий Старков.
Посол отказывался от такого подарка: московский царь одарил Алтын - хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ... сушёная трава!
Ученик. Старков всю дорогу из Монголии в Москву «убивался» по поводу крайне неудачной сделки. К его величайшему удивлению напиток понравился московскому царю, и вскоре наша страна стала регулярно ввозить чай. Несмотря на то, что в России чай распространился в разных социальных слоях достаточно рано, еще в конце ХVIII- начале ХIХ веков он был преимущественно дворянским напитком.
Ученик. Откуда импортировался чай?
До конца ХIХ века чай получали из Китая в обмен на лен, кожи и меха. Чайная торговля, была выгодна русскому правительству, поскольку пошлина на его ввоз была очень высока. Это было еще одной причиной высоких цен на чай в России.
Вот почему еще в начале ХIХ века в дворянских усадьбах хозяйка обычно хранила этот ценный продукт не в кладовой, а в собственной спальне, в комоде. Для этого использовались специальные ларцы-чайницы, обитые изнутри свинцовой фольгой.
Ученик. Вплоть до начала ХХ века он оставался очень недешевым и преимущественно городским напитком. В крестьянской же среде чай всегда считался дорогим удовольствием и употреблялся лишь в богатых семьях. Поэтому чаепитие в народе представлялось одним из символов зажиточной, благополучной жизни. Ритуал чаепития в России стал столь же повсеместно распространенным и любимым всеми сословиями, как и на родине чая.
Согласно статистике Россия по потреблению чая занимает третье место в мире, уступая лишь Китаю и Индии, а каждый второй россиянин пьет чай, по крайней мере, трижды в день.
Ученик. Сейчас очень часто мы употребляем расфасованный в саше-пакетики чай. Обычно они упакованы в фабричные упаковки на чаеразвесочных фабриках. И после использования пакетиков мы упаковки выбрасываем, потому что они не достаточно прочные. Для их хранения используют Чайные домики, которые выполнены из различных материалов и декорированы в разных техниках.
Ш.Беседа по теме.
Учитель: Мы решили на основе такой упаковки сделать чайный домик из отходов гофракартона и декорировать свои домики в технике декупажа. Как можно использовать ненужные вещи и, в частности, отходы древесных материалов?
Использование отходов древесных материалов
Ученик. Ненужные вещи – это понятие неоднозначное. У многих из нас дома хранятся бесполезные , ненужные вроде бы вещи, но они могут обрести вторую жизнь, если им найти новое оригинальное применение и не выбрасывать их.
Сколько мусора каждый ежедневно может выбросить в мусорное ведро?
Ученик. Посмотрите: вот такое распределение в нашем мусорном ведре!
ОТХОДЫ %
Пищевые отходы 40
Возвратная стеклотара 8
Жестяные банки из-под напитков 2
Другие металлические отходы 8
Пластиковые бутылки и упаковки 12
Бумага и картон 30
Учитель. Мы решили очень незначительно повлиять на ситуацию.
Отходы картона занимают 30% общего мусора. Это значительная цифра!
А впереди Новогодний праздник! Самый волшебный и красочный в году.
Поэтому мы хотим сделать себе и своим близким подарок, да и матушке-природе помочь. Идея с Чайным домиком из упаковочного картона в технике декупажа оказалась самой интересной.
Учитель. На предыдущем занятии мы выполнили подготовительный этап работы. Какие работы мы выполнили?
(Ученики комментируют слайды презентации)
обвели шаблоны,
вырезали детали,
склеили домики,
оклеили их белыми салфетками,
подготовили к декорированию.
Учитель. Что вы знаете о технике декупажа?
Ученики. Декупаж - это аппликация, но аппликация особенная – покрыта лаком, она выглядит как роспись.
Французское слово «decoupage» означает «вырезать».
В наши дни во многих языках Декупаж получил иное название – салфеточная техника.
Порядок выполнения работы:
1. Вырезать или вырвать из салфетки желаемые картинки.
2.Наложите фигурки на поверхность изделия, которое предварительно было
декорировано на ваше усмотрение. Например, его можно покрыть акриловой краской, нанесённой с помощью губки, что позволяет создать интересную неоднородную фактуру или сделать основу из белой салфетки, как у нас.
3. Нанесите слой клея на всю поверхность композиции. Это позволит защитить бумажные детали от пропитывания лаком и не позволит изменить цвет рисунков.
Ученик.
4. Кроме того, можно крышу декорировать яичной скорлупой, по желанию. А потом наклеить декупажные салфетки.
5. Через 2 – 3 часа нанесите слой лака.
6. Также можно украсить поверхности блестками, паетками и другими деталями декора.
Учитель. Какие правила безопасности необходимо соблюдать в процессе работы?
Ученики. Правила безопасности
при работе с ножницами-
-Работай с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
-Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.
-Не оставляй ножницы раскрытыми.
-Передавай ножницы кольцами вперед.
-Не играй с ножницами, не подноси к лицу.
-Используй ножницы только по назначению.
при работе с клеем и лаком-
-Пользоваться ветошью для рук.
-Использовать клеи и лаки на водной основе без запаха
1У. Практическая работа.
Учитель. У нас не простой урок, а мастер-класс. Все присутствующие могут принять участие в декорировании Чайного домика.
( Ученики и гости выполняют декорирование Чайного домика)
У. Рефлексия и итог урока.
- Что нового узнали на мастер-классе?
- Почему картон можно отнести к древесным материалам?
- Как можно использовать поделку?
-Могут ли пригодиться знания и умения, полученные в процессе работы, в жизни?
И помните, пожалуйста, что мусор — это не только бумажка, выброшенная вами, но и дым из трубы, выхлопные газы автомобиля, нефть, канализационные воды, спущенные в реку, и вся та грязь, которую человек выбрасывает в гидросферу, атмосферу и геосферу!
Помогая природе, вы поможете себе!
Ученик.
Стой человек, остановись,
Не разрушай наш мир прекрасный.
Всё охраняй, всё береги,
Не разрушай и не сори,
И не ломай его напрасно!
Учитель. Я предлагаю подарить гостям Чайные домики как поздравление с наступающим Новым годом!
|
|
|