Главная страница

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса


Скачать 477.71 Kb.
Название Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
страница 1/2
Дата 12.02.2016
Размер 477.71 Kb.
Тип Программа
  1   2

МОУ Подгоренская СОШ

Калачеевского р-на

Воронежской области


Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

обучающихся 11класса
«Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»

 

 

 

 Классный руководитель 11 класса – Усова Л.Н.

 

 

2011 год

Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Роль педагога в воспитательном процессе сегодня необычайно высока. Школа, как социальный институт, должна играть наиболее значимую роль в воспитании молодежи. В Законе РФ «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования провозглашены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развитии личности.

Концепция содержания воспитательной работы в МОУ Подгоренская СОШ ведущей целью воспитания называет личность, способную принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, своей страной. В основу целеполагания в области воспитания положены общечеловеческие ценности — Человек, Семья, Наша Родина, Труд, Культура, Природа, Здоровье.

Решать эти задачи призвана, в первую очередь, школа. Класс — основной структурный элемент школы. Организация познавательной деятельности, формирование нравственности, социальных отношений между учащимися происходит именно здесь.

Как педагог и классный руководитель, воспитательные задачи я могу решать на классных часах и во внеурочное время. Особое внимание я отвожу классным часам, беседам, анкетированию. Темы классных часов выстраиваются, исходя из интересов учащихся и их родителей, плана воспитательной работы школы, воспитательной программы «Возрождение духовности – Преображенской церкви – вторую жизнь», программы «Здоровье», работы школьного музея, кружков и секций, календаря традиционных школьных мероприятий.

При составлении программы учитывается, что старшеклассники — это люди, стоящие на рубеже новой жизни, где нет готовых путей, и их свободный выбор станет определять дальнейший ход жизни. Перед будущими выпускниками впервые предстает их собственная жизнь как продукт своих усилий. Именно жизнь, как отдельный особенный объект является постоянным предметом осмысления старшеклассников. Все это позволяет вместе с ребятами в процессе со-творчества искать ответы на поставленные ими вопросы.

Моя работа, как классного руководителя, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых, а тем более для детей.

Тематика традиционных классных часов часто затрагивает вопросы нравственности, поведения, культуры, но в большинстве своем они носят поучительный или ознакомительный характер.
Разделы программы:
- Цель и задачи программы;

- Направления воспитательной работы;

- Основные принципы программы;

- Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего полного общего образования;

- Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

- Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на старшей ступени образования;

- Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени старшего образования.
Цель программы: гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Задачи программы:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции.

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

  • Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  • Осуществление целенаправленной работы по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.


Направления воспитательной работы:

  1. Культура (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание))




    1. Представления о душевной и физической красоте человека.

    2. Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества.

    3. Интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством.

    4. Бережное отношение к памятникам архитектуры и искусства на примерах экспонатов школьного музея и памятников архитектуры села.

    5. Изучение православной культуры и её традиций на примерах малой Родины.




  1. Наша Родина (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)




  1. Знания о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.

  2. Знания о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.

  3. Представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении.

  4. Представления о правах и обязанностях гражданина России.

  5. Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.

  6. Уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения.

  7. Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  8. представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.

  9. Представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов.

  10. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение.

  11. Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села.

  12. Любовь к образовательному учреждению, своему селу, народу, России.

  13. Уважение к защитникам Родины.

  14. Умение отвечать за свои поступки.

  15. Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


3 Семья (семейные ценности)


  1. Приобщение обучающихся к культуре православия и её традициям.

  2. Формирование чувства любви к людям, сострадания, ответственности, милосердия.

  3. Утверждение семейных ценностей, знакомство с семейными устоями.

  4. Представление об ответственности каждого члена семьи за жизнь, здоровье и воспитание.

  5. Умение отвечать за свои поступки.

  6. Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


4 Труд (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)


    1. Представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

    2. Уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

    3. Представления об основных профессиях.

    4. Ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

    5. представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.

    6. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.

    7. Бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

    8. Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.


5 Природа (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание))


    1. Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

    2. Ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

    3. Элементарный опыт природоохранительной деятельности.

    4. Бережное отношение к растениям и животным.


6 Здоровье


  1. Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников.

  2. Представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива).

  3. Представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей.

  4. Знание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

  5. Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня.

  6. Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.

  7. Представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

  8. Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.


7 Человек (воспитание нравственных чувств и этического сознания)


      1. Представления о базовых национальных российских ценностях, различение хороших и плохих поступков.

      2. Знания правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

      3. Представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

      4. Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

      5. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

      6. Бережное, гуманное отношение ко всему живому.

      7. Знание правил поведения, культуры речи.

      8. Представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

      9. Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


Основные принципы программы:
1.Принцип ценностной ориентации

Ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются к ценностям,"сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них, через выделение собственного "Я".

2.Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

Подразумевает соблюдение баланса духовно- нравственного воспитания и высокого уровня образования.

3.Принцип сотрудничества.

Ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей.

4.Личностно-ориентированный подход.

Основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.

5.Возрастной подход.

Подразумевает учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

7.Принцип сохранения исторической памяти.

Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, её традициям и религии.

Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования:
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  1. в содержании и построении уроков;

  2. в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  3. в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  4. в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  5. в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  1. нравственного примера педагога - нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  2. социально-педагогического партнерства - целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  3. индивидуально-личностного развития - педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  4. интегративности программ духовно-нравственного воспитания -интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  5. социальной востребованности воспитания - соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности с помощью следующих инструментов.



Направления

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Беседы, чтение книг, просмотр фильмов, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах, презентациях (с использованием новых технологий);

-в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам,

изучения основных и вариативных учебных дисциплин;

-сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники,

-посильное участие в социальных проектах,

-проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими; 

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь» для 11 класса; 

-подготовка бесед, экскурсий, участие в творческой деятельности - подготовка вечеров и мероприятий;

- выставки;

-проведение экскурсий в места богослужения, встреч с религиозными деятелями;

-проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,

-беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;

-обучение совместной деятельности;

-посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

-беседы о семье, о родителях и прародителях;

-проведение открытых семейных праздников, выполнение презентаций к мероприятиям и классным часам и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Экскурсии по селу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями, встречи с представителями разных профессий;

-беседы о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей;

- проведения внеурочных мероприятий, раскрывающих перед старшеклассниками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

-презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде;

- участие в разработке и реализации различных проектов;

-занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, деятельность трудовых и творческих общественных объединений в учебное, и в каникулярное время;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

4

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.


-На уроках физической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;

-беседы о значении зарядки, занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

-в спортивных секциях школы, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований;

- поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

-беседы с педагогами образовательного учреждения, медицинскими работниками, родителями (законными представителями).

5

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

-Изучение учебных дисциплин, проведение бесед по экологическому воспитанию;

-экскурсии, прогулки по родному краю;

-высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, создание и реализация индивидуальных и коллективных природоохранных проектов;

-посильное участие в экологической деятельности по месту жительства;

-участие в конкурсах рисунков, поделок, олимпиадах, конференциях.

6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


-Изучения учебных дисциплин, посредством знакомства с лучшими произведениями искусства в сети Интернет, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;

-изучение вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения (Преображенская церковь, мемориальный комплекс ВОВ), посещение концертов;

-разучивание стихотворений местных поэтов (Босиковой М.Н.), участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

-беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх;

-проведение выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, культурно-досуговых программ,

-участие в художественном оформлении кабинетов.

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. В формировании нравственного уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

Формы взаимодействия:

  • участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования;

  • реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;

Система работы с родителями (законными представителями) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся старшего школьного возраста основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

-родительские собрания;

- родительские конференции;

- собрание Совета школы;

-родительский лекторий;

-родительские комитеты и др.
Ожидаемые результаты

Показателями результативности работы школы по духовно-нравственному воспитанию развитию и социализации являются:

·развитие школьной гуманистической воспитательной системы, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своей страны;

·комфортность и безопасность образовательной среды, климат взаимоотношений в школе, по определению учащихся и педагогов, - «положительный», «доброжелательный», «теплый»;

·координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи;

·развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;

·взаимодействие и координация усилий всех участников образовательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

·освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы с учетом принципов православной педагогики;

·использование разнообразных средств воспитания общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей российской культуры;

·развитие форм ученического самоуправления;

·дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам;

расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся, для духовно-нравственного развития: возросло количество победителей и лауреатов конкурсов разного уровня, расширилась вариативность участия обучающихся 11 классов школы в различных номинациях творческих конкурсов;

·развитие исследовательской деятельности учащихся: проведение ученических конференций по организации предметно-исследовательских и проектных работ учащихся, конкурсов компьютерных презентаций, творческих мастерских, участие в областных научно-практических конференциях, олимпиадах.

Педагогическим коллективом при поддержке родителей и учащихся разработаны различные программы по воспитанию старшеклассников, планы работы, графики проведения мероприятий в том числе и «Модель выпускника школы».

Модель выпускника школы

Модель выпускника разработана с учетом особенностей содержания заложенного, в программный материал образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения.

Реализация модели выпускника школы

Модель выпускника школы реализуется посредством целостной системы обучения и воспитания, в которой обучающийся является субъектом взаимодействия и объектом целенаправленного управления
В условиях актуализации проблемы постоянно растущего воспитательного пространства в реализацию модели заложены благоприятные условия для самореализации обучающегося, для формирования готовности выпускника школы к выполнению широкого круга социальных функций:
• художественно преобразующей;
• познавательной;
• трудовой;
• досуговой;
• семейной;
• общественной.
Содержание модели выпускника
Модель выпускника включает следующие качества и характеристики.


1.Мировоззренческие социально-философские качества личности:
1.1 осознание места и роли человека в окружающем мире, предназначенности человека в развитии и преобразовании действительности;
1.2 знание особенностей и закономерностей в художественной образности мира в целом;
1.3 креативное отношение к различным взглядам на мир и теориям устройства мира;
1.4 стремление познать  и ценностно ориентироваться в условиях современного общественного развития;
1.5 потребность в продуктивном самовыражении и умение конструктивно отстаивать свои взгляды и убеждения.


2.Гражданственные характеристики
2.1 знание и бережное отношение к истории Отечества и своего народа;
2.2 уважение геральдических знаков и государственной символики России;
2.3 знание и гармоничное претворение в жизнедеятельности традиционной культуры и ее художественных ценностей;
2.4 умение адекватностью поведения заботиться о государственной и национальной безопасности России.


3.Духовно-нравственные качества как знание и понимание духовно-нравственных ценностей жизнедеятельности человека и общества
3.1 гармоничное сочетание примата духа с материальной заинтересованностью;
3.2 толерантность к инакомыслию и готовность к диалогу и полилогу;
3.3 осознание и стремление к самоконтролю самодисциплине и саморегуляции поведения;
3.4 умение ценить и поддерживать товарищеские проявления в себе и других;
3.5 способность и устойчивое проявление взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе и в семье.


4.Показатели уровня эстетической культуры
4.1 знание основных закономерностей развития отечественной и мировой ХК, искусства;
4.2 знание и способность применения основных терминов понятий (эстетических, искусствоведческих);
4.3 знания мировых шедевров ХК, поименное знание творцов искусства, имеющих мировое значение;
4.4 понимание законов красоты и категорий эстетики через освоение профильного программного материала;
4.5 устойчивая мотивация художественного преобразования мира, окружающей среды, микрогруппы, семьи, себя.


5.Учебно-творческие знания умения навыки
5.1 устойчивая познавательная активность;
5.2 знание основ художественной культуры и искусствознания;
5.3 активное участие в коллективной и индивидуальной творческой деятельности;
5.4 умение достичь цели в творческом преобразовании мира;
5.5 способность самоорганизации в учебной, творческой, трудовой и сценической деятельности.
6.Речевая культура как составляющая культуры личности
6.1обладание в достаточном объеме словарным запасом в избранном профиле дополнительного образования до уровня способности практического применения;
6.2 умение грамотно аргументировано, доброжелательно вести диалоги, дискуссии, обсуждения и применять знания умения и навыки в быту и в процессе творческой деятельности.


7.Показатели физической культуры и здоровья
7.1 мотивация сбережения и укрепления своего здоровья;
7.2 устойчивая потребность здорового образа жизни;
7.3 умение и способность выражения здоровьесберегающего отношения к окружающим людям и живой природе.


Литература

  1. Акимова Г., Superинтеллект (эффективный тренинг для развития природной гениальности)/Лениздат 2007

  2. Алфёрова С.И., Тюленева О.Н., Мартыненко В.Т., Климова В.Н., Проблемы алкоголизма в молодёжной среде/ Воронеж: ВГПУ 2007

  3. Веретенникова С.В., Духовно-нравственный потенциал биологического образования (книга для учителя)/Воронеж , 2009

  4. Веретенникова С.В., Формирование нравственных ценностей у детей и молодёжи через духовно-нравственное просвещение (Материалы Вторых педагогических чтений)/Воронеж , 2011

  5. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – (Педагогика. Психология. Управление).

  6. Дереклеева Н.И., новые родительские собрания (10-11 классы)/ М.: ВАКО, 2007. – (Педагогика. Психология. Управление).

  7. Дик Н.Ф., Правовые классные часы в 9-11-х классах/Ростов – на – Дону: Феникс, 2006 (Практикум профильного обучения)

  8. Издательский совет русской православной церкви, Неопознанный мир веры (ко дню православной книги)/Стретенский монастырь 2010

  9. Киреченков Г.А., Котюх В.А., Голева Н.Н., Крюкова Н.В., Савина Е.И., Инновационные технологии в гражданском и патриотическом воспитании (сборник материалов региональной научно-практической конференции)/Воронеж. Госпедуниверситет 2011

  10. Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания , Растим патриотов/ Воронеж: Фортуна 2010


Приложения
1 План воспитательной работы с обучающимися 11 класса на I и II полугодия 2011-2012 учебного года


Месяц,

число

Название мероприятия

Ответственные

Сентябрь







1

Урок Мира. Урок медиабезопасности.

Усова Л.Н.

Весь класс

1

Совместный поход на природу.

Весь класс

7

Рабочий классный час «Мы 11 класс»

Усова Л.Н.


14

Классный час по правилам противопожарной безопасности «Скажем пожарам: нет!»

Усова Л.Н.


21

Классный час по здоровому образу жизни «Алкоголизм – повод, причина и последствия».

Усова Л.Н.


27

Беседа с учащимися «Суицид – проблема современного общества»




28

Родительское собрание «Об этом говорят с тревогой…»

Усова Л.Н.

родители




Работа по программе.

Расклеивание расписания работы Преображенской церкви и объявлений.

Усова Л.Н.

Весь класс

Беседы

ППБ «Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях»

ПДД «Транспортные средства на улицах и дорогах»

Усова Л.Н.




Месяц,

число

Название мероприятия

Ответственные

Октябрь







1

«День пожилых людей».





2

«День учителя» - день самоуправления.

Весь класс

5

Классный час в рамках проекта «Воинская Слава России» - «Героические эпизоды большой истории».

Усова Л.Н.


12

Классный час по программе «Иконы Богоматери».

Усова Л.Н.


в середине октября

Бал Осени.

Весь класс

19

Правовой классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и правах студентов».

Усова Л.Н.


26

Классный час в рамках ЗОЖ «Современные тоталитарные и экстремистские секты и организации религиозной направленности».

Усова Л.Н.





Работа по программе.

Расклеивание расписания работы Преображенской церкви и объявлений.

Усова Л.Н.

Весь класс

Беседы

ППБ «Огонь – друг или враг человека».

ПДД «Обязанности пешеходов».




Месяц,

число

Название мероприятия

Ответственные

Ноябрь










Мероприятие на каникулах по выбору учащихся.

Усова Л.Н.

Весь класс

9

Классный час в рамках ЗОЖ «Молодёжный сленг: «за» и «против».

Усова Л.Н.

Весь класс

16

Классный час по программе «Святые Воронежского края». Посещение Преображенской церкви.

Усова Л.Н.


23

Правовой классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов».

Усова Л.Н.


30

Рабочий классный час «Мои достижения».

Весь класс




Работа по проекту.

Расклеивание расписания работы Преображенской церкви и объявлений.

Усова Л.Н.

Весь класс

Беседы

ППБ «Причины возникновения пожаров».

ПДД «Дорожные знаки».







Месяц,

число

Название мероприятия

Ответственные

Декабрь







1

Родительское собрание «Призвание – это маленький росточек таланта».

Усова Л.Н.

Весь класс

8

Мероприятие в рамках проекта «Воинская слава России»

Классный час «Города Герои».

Усова Л.Н.

Весь класс

15

Мероприятие по программе «Молитва».

Усова Л.Н.


22

Классный час в рамках ЗОЖ «Семь шагов к взвешенному решению».

Усова Л.Н.


29

«Новогодний бал – маскарад».

Усова Л.Н.





Работа по проекту.

Расклеивание расписания работы Преображенской церкви и объявлений.

Усова Л.Н.

Весь класс

Беседы

ППБ «Противопожарный режим в детском учреждении».

ПДД «Сигналы светофора и регулировщика».




Число, месяц

Название мероприятия

Ответственные

Январь







7

Встреча со священником

Рождество Христово (посещение храма)

Классный руководитель,

желающие

18

Классный час по проекту «Святки». «Богоявление. Крещение»

Классный руководитель

25

Классный час «Стихи о войне. М.Н. Босикова».

Классный руководитель,

Весь класс




Работа над проектом «Наши медалисты»

Классный руководитель,

весь класс

Конец месяца

Работа по проекту. Расклеивание расписания работы Преображенской церкви и объявлений.

Классный руководитель,

весь класс

Беседы

ППБ «Эвакуация детей в случае пожара в школе»

ПДД «Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки».




Число, месяц

Название мероприятия

Ответственные

Февраль







1

Классный час «Святые места Воронежской земли».

Классный руководитель

8

Классный час «Расскажи о себе».

Работа над портфолио.

Весь класс

14

День Влюблённых.

Весь класс

15

Классный час «Герои Калачеевцы»

Классный руководитель,

Весь класс

22

Огонёк к 23 февраля

Весь класс




Работа над проектом «Наши медалисты»

Весь класс

Конец месяца

Работа по проекту. Расклеивание расписания работы Преображенской церкви и объявлений.

Классный руководитель,

весь класс

Беседы

ППБ «Берегите жилище от пожара».

ПДД «Пешеходные переходы».




Число, месяц

Название мероприятия

Ответственные

Март







1

Классный час «Абитуриенту об особенностях поступления в вузы».

Классный руководитель

7

Огонёк к 8 марта

Весь класс

15

Классный час «Слово о Матери. Посвящается матерям войны»».

Учащиеся, родители, классный руководитель

22

Классный час «Святые земли Воронежской».

Классный руководитель




Работа над проектом «Наши медалисты»

Весь класс




Мероприятие на каникулах

Учащиеся, классный руководитель

Конец месяца

Работа по проекту. Расклеивание расписания работы Преображенской церкви и объявлений.

Классный руководитель,

весь класс

Беседы

ППБ «Первичные средства пожаротушения».

ПДД «Дорожно-транспортные происшествия».




Число, месяц

Название мероприятия

Ответственные

Апрель







5

Классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов вузов»

Классный руководитель

12

Акция «Будем помнить!» (посещение могил родителей Героя Советского Союза П.П.Серякова)

Классный руководитель,

Весь класс

19

Мероприятие «Пасха – Христианский праздник»

Классный руководитель,

Весь класс

Весь месяц

«66летию Победы – посвящается…» (репетиция мероприятия)

Весь класс




Работа над проектом «Наши медалисты»

Весь класс

Конец месяца

Работа по проекту. Расклеивание расписания работы Преображенской церкви и объявлений.

Классный руководитель,

весь класс

Беседы

ППБ «Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации»

ПДД «Первая помощь пострадавшему при ДТП».




Число, месяц

Название мероприятия

Ответственные

Май







4

Классный час «66летию Победы – посвящается…»

Учащиеся, классный руководитель

9

День Победы – посещение митинга и концерта.

Учащиеся, классный руководитель

10

Репетиции к выступлению по завершению работы над проектом «Наши медалисты».

Учащиеся, классный руководитель

17

Репетиции к выступлению по завершению работы над проектом «Наши медалисты».

Учащиеся, классный руководитель




Встреча со священником

Классный руководитель,

Весь класс

25

«Последний звонок»

Учащиеся, классный руководитель

Конец месяца

Работа по проекту. Расклеивание расписания работы Преображенской церкви и объявлений.

Классный руководитель,

весь класс

Беседы

ППБ «Что нужно делать при пожаре?».

ПДД «Требования к движению велосипедистов и мотоциклистов».





2 Воспитательная программа 11 класса «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь».

Пояснительная записка

"Воспитанию уделено мало внимания. Оно должно быть вместе с образованием. Надо больше внимания уделять воспитанию, потому что это - наше будущее"

( Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, идущая вместе с современной жизнью, в разрушении личности. Современные материальные ценности доминируют над духовными, а у современных детей искажены представления ο доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Сейчас много слов говорится о патриотизме, о духовности, о нравственности, а в это время, под шумок, все как раз истребляется: и русский человек, и его культура, и язык, и природа. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Современную Россию в очередной раз захватил мутный поток псевдокультуры Запада, осуществляющего извечную экспансию на восток. Не в одночасье народы России были сбиты с толку и изменили своей вере. Потребовались два века, чтобы дети и внуки тех, кто принимал святое крещение, исповедался у священников, с благоговением внимал текстам священных писаний, преклонялся перед ликами святых, начали рушить и осквернять храмы, а потом штудировать атеистическую литературу. Признаки бытовой жизни Запада оказались низкопробны, но удачно вписались в нравственно нечистоплотную политику властей и тиражируются ими через средства массовой информации. Ключевую роль в этой экспансии призваны сыграть нахлынувшие в Россию миссионеры, давно ставшие проводниками политических амбиций Запада. Их примитивные трактовки Писания, подкрепленные миллиардными денежными суммами и попустительством российских властей, бьют в самое сердце русской культуры, перерождая и направляя по ложному пути просыпающееся религиозное чувство.

Испокон веков духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Моя программа называется «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь». Я рассчитываю работать по ней 2 года (в 10 и 11 классе) совместно с ребятами моего класса.

Программа «Возрождение духовности. Преображенской церкви – вторую жизнь»

Цели программы

1. Воспитания гражданственности и патриотизма на примерах духовности и нравственности.

2. Изучение истории Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского р-на Воронежской области.
3.Сбор материала по Православной культуре села Подгорного. Пополнение музейного фонда собранным материалом.

4.Облагораживание территории прилегающей к церкви.

5. Искать нужную и недостающую литературу по Православию в Интернете.

6. Оказывать посильную помощь в уборке территории вокруг здания церкви и внутри. Выполнять посильные работы по реконструкции помещения церкви.

7. Оповещать жителей села Подгорного о предстоящих мероприятиях и работе храма.

8. Сотрудничать со служителями церкви. Искать нужную и недостающую литературу по Православию в Интернете.

9. Проводить мероприятия разных уровней на духовно нравственные темы по проекту, используя накопленный материал по истории села и церквей, а так же Православию.

Задачи программы

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Создавать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать православную литературу, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру на основе классической, духовной и народной музыки.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки. Учить безвозмездно помогать ближним.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Основные принципы программы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе понимания православных традиций и применения их в жизни.

Гуманистическая направленность воспитания реализуется на основах любви к ближнему.

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям родного края).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ). (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Многоуровневостъ
(показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребят, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на четыре года. В первый год ребята получают первоначальные представления об основах православия. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий и четвёртый год - объём содержания обучения и знаний увеличивается по нарастающей.

3. Программа прошла обработку в возрастной группе: с 14 до 18 лет (до 2009 года ОПК в школе не преподавались). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития учащихся.

Для реализации программы необходимы следующие методы:

наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время

  1. просмотра фильмов, презентаций;

  2. экскурсий в Преображенский храм;

  3. наблюдений;

  4. применения при рассказах и беседах книжных иллюстраций, репродукций, предметов Православного культа (икон, книг, журналов);

  5. экскурсий по селу, целевых прогулок;

Словесный метод

  1. чтения литературных произведений и Православной литературы;

  2. чтения стихотворений о Православии;

  3. беседы по Православию священника и классного руководителя;

  4. разбор житейских ситуаций;

  5. проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, классных часов, открытых мероприятий по православию;

Практический метод

  1. организовывать продуктивную деятельность;

  2. приучать к благотворительной работе (уборка в храме, вокруг храма, помощь прихожанам (расклеивание объявлений, расписаний работы церкви);

  3. участвовать в проведении открытых мероприятий, классных часов, викторинах, конкурсах рисунков, проектах и т.д.;

  4. проводить экскурсии различной направленности в Преображенский храм, в том числе и с целью посещения церковных служб и праздников;

  5. организовать мероприятия с родителями, для родителей и сверстников;

  6. изготовлять с детьми наглядные пособия для мероприятий

  7. самостоятельно работать в интернете по поиску необходимой документации для проведения мероприятий и вечеров.

Формы работы с детьми.

  1. Классные часы и мероприятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания.

  2. Конкурсы и все виды творческой художественной деятельности детей.

  3. Проведение совместных праздников с приглашением учащихся школы разных возрастов, детского сада.

  4. Просмотр - фильмов, презентаций, использование аудиозаписей с Православной музыкой и технических средств обучения.

  5. Экскурсии, целевые прогулки (по селу, Калачу, Православным Святыням).

  6. Детская благотворительность (уборка территории вокруг Преображенского храма, внутри здания, ремонтно-восстановительные (по желанию) посильные работы в храме и снаружи).

  7. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия и Православие).

  8. Организация выставок рисунков по Православию (возможна совместная деятельность детей и родителей).

  9. Творческие вечера.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, мероприятия с элементами игр и конкурсов, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, классные часы, просмотры фильмов, презентаций, прослушивание музыки).
4. Нравственно-трудовое (благотворительный труд, уборка территории церкви, продуктивная деятельность).

«Православная культура»

Занятия данного цикла знакомят ребят с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, в своём селе, помогают в подготовке и проведении календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа, его культуре, ценностям, беречь и сохранять Русское Православное наследие (Преображенская церковь)

  1   2